Интегрированный урок по математике и литературному чтению в 4 классе "Пересчитывая Пушкина".
Интегрированный урок по математике и литературному чтению в 4 классе "Пересчитывая Пушкина".
Интегрированный урок по математике и литературному чтению в 4 классе на тему "Пересчитывая Пушкина". Целью данного урока является закрепление произведения А.С.Пушкина; повторение решения задач, деления с остатком; развитие умения разбирать текст, навыка пересказа, навыка устного счёта; развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; воспитание любви к призведениям А.С.Пушкина; воспитание аккуратности в работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по математике и литературному чтению в 4 классе "Пересчитывая Пушкина".»
Пересчитывая Пушкина (интегрированный урок по математике и литературе в 4-ом классе)
Цель: закрепить произведения А.С.Пушкина, повторить решение задач, деление с остатком; развивать умение разбирать текст, навыки пересказа, навыки устного счёта, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление; воспитывать любовь к произведениям А.С.Пушкина, аккуратность в работе.
Ход урока:
1. Организационный момент. Звучит музыка.
- Здравствуйте, дети! Уважаемые гости! Мы хорошо знаем сказки А.С.Пушкина, любим их. Ребята, какие его сказки вы знаете?
Сегодня мы отправляемся в «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди» и станем её участниками.
2. – Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какого роста был могучий князь Гвидон?
- Какие числа встречаются в сказке? (3 девицы, 33 богатыря)
- На сколько 3 меньше, чем 33? (на 30)
- Во сколько раз 33 больше, чем 3? (в 11 раз)
- Какой величины родился ребёнок у царицы?
(Наступает срок родин,
Сына бог им дал в аршин…)
- Аршин – старая мера длины, равная 71, 12 см.
- А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей. (мм, см, дм, м, км)
- В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица…
- Как рос ребёнок царицы? (Не по дням, а по часам)
- Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте его.
(И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам…)
- За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через одни сутки?
Родился – 71 см
5 часов – 40 см
24 часа - ? см
1) 40:5=8 (см) – вырастет за 1 час.
2) 24*8=192 (см) – вырастет за 1 сутки.
3) 71 + 192= 263 (см) – рост царевича.
Ответ: 263 см.
- А как назвал А.С.Пушкин царевича в заглавии сказки? (Славным могучим богатырём).
- А в кого превращался Гвидон? (В комара, муху, шмеля)
3. Физминутка под музыку («Полёт шмеля»)
4. – Какие 3 чуда были в городе князя Гвидона? (Белка, 33 богатыря, Царевна-лебедь)
- Найдите в тексте слова о белке. (Дети читают текст под музыку)
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счёт орехам весть…
- Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход. В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за 2 дня? (устно, 360 орехов)
- Какое чудо ещё есть в городе князя Гвидона? (33 богатыря)
- Перед вами иллюстрация Владимира Михайловича Конашевича «Черномор и богатыри». Наиболее выразительно он рисует море. Удивлённый царь Гвидон бросился на высокое крыльцо, перед его взором из моря поднимался отряд богатырей. Во главе их самый старший дядька Черномор. На всех богатырях кольчуги, шлемы, в руках щиты и копья. Они вооружены как древние воины. Стройные ряды копий, целым лесом возвышающихся над воинами, подчёркивают могущество отряда. Море с крутыми вздыбившимися волнами «расплескалось в шумном бреге». При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.
- Найдите в тексте слова о 33 богатырях.
Каждый день идёт там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой
Расплеснётся в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит…
- Что значит «попарно»? (по 2)
- Сколько пар богатырей получилось? (33:2=16 ост.1)
- А кто это остался один? (Дядька Черномор)
- О каком чуде мы ещё не сказали? ( О прекрасной Царевне-лебеди)
- как описывает А.С.Пушкин Царевну-лебедь? (чтение отрывка)
… Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
- Какой же представляли себе Царевну-лебедь художники?
- Перед вами картина Михаила Александровича Врубеля, русского художника. Называется она «Царевна-лебедь». Вы видите сказочную волшебницы, скорее лебедя, чем человека. С картины смотрит на нас вся в белых пушистых перьях черноволосая и темноглазая царевна, какая-то восточная красавица с большими лучистыми глазами, с нежным и печальным лицом, с большой чёрной косой. Весь тон картины голубовато-серебристый. (Музыка)
- Как вы понимаете выражение:
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят… (у ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил царь Гвидон)
- Скажите, каким характером были наделены эти три женщины?
- За что невзлюбили сёстры и баба Бабариха царевну?
- Почему хотели погубить её? (Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом)