Цель: выработать вычислительные навыки действий с натуральными числами и способствовать развитию интереса к художественной литературе. Предметные: -формировать умение находить произведение трёх и более множителей, использовать математические свойства(переместительное и сочетательное) при нахождении произведений трёх и более множителей. Личностные: -развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, развивать интерес к предмету; развивать мыслительные операции; сравнение, обобщение. Метапредметные: Регулятивные: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя. Познавательные: познакомить со способами нахождения произведения трёх и более множителей. Коммуникативные: развивать речь учащихся, способность слушать и слышать друг друга, строить рассуждения. Тип урока: интегрированный урок математики и литературы. Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Действия с натуральными числами», портрет Г.-Х. Андерсена, сообщение о Г.-Х. Андерсене, книги Г.-Х. Андерсена: «Снежная королева», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Дикие лебеди». карточки с примерами для групповой работы; слайды – презентация урока;
Ход урока: Организационный момент Мы начнём без промедленья, Наш урок по закрепленью, Всё, что знаем повторим, Задачи трудные решим. Будем мы работать дружно Сделаем всё то ,что нужно (Запись в тетради: числа, классной работы) II. Активизация ранее изученного материала 1. Устная работа. -А начнём с гимнастики для ума. 1.Количество этажей в нашей школе умножьте на 8. 2.К 80 прибавьте количество месяцев в году. 3.Уменьшаемое 100, вычитаемое равно количеству зубов во рту у здорового человека. 4.На сколько надо уменьшить 18, чтобы получить номер дома нашей школы. 5.Количество дней в двух неделях разделите на 2. Работа в парах (карточки) Запишите пропущенные слова. Переместительное свойство умножения. а *в= в *а От перестановки ……………………….(множителей) произведение не изменяется. Сочетательное свойство умножения. (а* в)*с = а *(в*с) Чтобы произведение чисел умножить на …………(третье) число, можно ……..(первое) число умножить на …………………..(произведение )второго и третьего. Формулирование темы и цели урока - Ребята, внимательно посмотрите, у нас есть числа? 1,3,2,5. -Какие действия можно выполнить с этими числами? -Давайте перемножим их и найдём значение выражения? -Какая тема урока? Какая цель? - Какое правило мы должны помнить? Переместительное и сочетательное свойства умножения дают возможность записывать выражения, содержащие только умножение, без скобок и выполнять вычисления в любом порядке. -Давайте применим наши знания на практике. Решите примеры и заполните таблицу. 2*9*1*2=36 т 4*2*1*5=40 и 2*3*1*9=54 у 6*1*2*2=24 р 2*3*2*4=48 е 3*1*3*7=63 р 5*2*1*3=30 л 4*4*2*2=64 а 7*1*2*2=28 а 2*4*1*8=64 т л | и | т | е | р | а | т | у | р | а | 30 | 40 | 36 | 48 | 24 | 64 | 64 | 54 | 63 | 28 | -Что необходимо знать, чтобы решать безошибочно такие выражения удобным способом ? Переместительное и сочетательное свойства умножения дают возможность решать выражения, содержащие только умножение, без скобок и выполнять вычисления в любом порядке. - Как вы думаете, почему ключевое слово «литература»? А кто в Сообщение о Г.-Х. Андерсене ( выступление учеников) Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Родился в городке Оденсе (на острове Фиония, Дания) в семье бедного башмачника. Отец любил книги и привил мальчику любовь к литературе. Мать зарабатывала стиркой белья. Мальчик сочинял пьесы для собственного кукольного театра, обладал прекрасной памятью.
Он поступил в школу, где преподавали только закон Божий, письмо и арифметику, причем скверно.
Мать решила отдать его в ученики к портному, но Ханс со слезами умолял ее отпустить его в Копенгаген — в поход за славой.
Благодаря прекрасному голосу Андерсена приняли в театральное училище. Потеряв голос, юноша перешел учиться в классическую гимназию, потом поступил в университет. Дания вскоре признала в нем талантливого поэта.
Его сказки с картинками раскупались мгновенно. А критика не признавала этого великого гения! Литературные заработки были эпизодическими, состоятельным сказочник так и не стал.
Умер писатель в полном одиночестве на своей вилле 4 августа 1875 года. И первой нас встречает «высокая, стройная, ослепительно белая женщина … шуба и шапка на ней были из снега». «Женщина была закутана в тончайшую белую тюль, сотканную, казалось, из множества снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясные звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя». [1] Кто это? Снежная королева из сказки «Снежная королева» Слайд 2. Решение задачи по действиям. Сильный ветер поднял связку воздушных шаров вместе с Каем и унес во дворец Снежной Королевы. В связке было 27 желтых шаров, голубых – в 3 раза меньше, а красных - на 15 шаров больше, чем голубых. -Можем решить задачу??? -Чего нам не хватает? (вопроса) Сильный ветер поднял связку воздушных шаров вместе с Каем и унес во дворец Снежной Королевы. В связке было 27 желтых шаров, голубых – в 3 раза меньше, а красных - на 15 шаров больше, чем голубы. Сколько желтых , голубых и красных шаров было в связке? Анализ задачи Решение 27:3=9 (ш) голубые 9+15=24(ш) красные 27+9+24=60(ш) Ответ: в связке 60 шаров. 3. Работа в группах. Решение примеров. «Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. Он был такой крошечный, ласточка такая большая! Но он очень обрадовался, …, он никогда еще не видел такой красивой девочки. Он низко поклонился ей и спросил, как ее зовут». [1] Как же зовут эту девочку? Дюймовочка из сказки «Дюймовочка» Слайд. Выполните действия. Выпишите ответы в порядке увеличения. (6*3*3)+398= 900-(4*3*2)= (9*0*8*7)+(1*9*2*2*2)= (7*2*4)-(6*2*4)= (4*2*5)+145= -ребята, а какие правила мы должны помнить, работая с книгой? - IV. Физкультминутка V. Решение геометрической задачи. Поцелуи снежной королевы сделали Кая не чувствительным к холоду. Кай возился с плоскими остроконечными льдинками, укладывая их на всевозможные лады. И вот, что у него вышло: длина льдинки составила 12 см, а ширина - в 4 раза меньше. Найдите периметр льдинки. Анализ задачи. Решение. 12:4=3 (см) ширина Р= 12+12+3+3=30(см) Ответ: Периметр льдинки равен 30 см. VI. Работа в группах. Ой, «закричал мальчик и захлопал в ладоши. Их подарили ему на день рождения, и он сейчас же расставил их на столе». Они «оказались совершенно одинаковые, и только один единственный был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его последним и олова не хватило. Но и на одной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух, и вот с ним-то и приключилась замечательная история». [1] Как же зовут этого героя? Оловянный солдатик из сказки «Стойкий оловянный солдатик» 1 уровень (21:7+42:6):2= 2 уровень (2*3*6*1+150)+29= Вывод: сначала выполняются действия в скобках, если скобок нет, то сначала выполняются действия умножения и деления по порядку (слева направо), а затем сложения и вычитания. V. Закрепление изученного материала (продолжение) Решение уравнений «Шел солдат по дороге: раз – два! раз – два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг на встречу ему старая ведьма, уродина, уродиной». [1] Из какой они сказки? «Огниво» У. Чтобы принести ведьме огниво, солдат должен спуститься в дупло. А там его ждут три двери, за одной из них сундук с медными монетами, за второй с серебренными, а за третьей с золотыми. Чтобы открыть сундук с монетами вам нужно решить уравнения по выбору. Медь | Серебро | Золото | Х*9=72 | 56-а=5*9 | 83-у=8*2*3 | Вывод: - зачем нужна проверка при решении уравнений? - повторить решение уравнений по компонентам действий. VI. Итог урока: Ребята, над чем мы сегодня работали? Какое правило мы должны помнить. С какими литературными героями мы сегодня встретились? Дети. (перечисляют) Кто нам рассказал о них? Дети. Г.-Х. Андерсен У. У кого появилось желание прочитать книги, о которых говорили? Вы можете взять их в библиотеке. Г.-Х. Андерсен написал не только те сказки, о которых мы сегодня говорили, но и множество других. Можете привести примеры? Дети. (перечисляют) VII. Рефлексия. Домашнее задание. 1) Придумать и решить пример на произведение трех и более множителей. Оба задания выполнить отдельно, оформить |