Подготовила: Чернышева Л.А.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный (2 минуты) | Проверяем готовность класса к уроку. Просим детей назвать свои команды. Проверяем наличие пакета с заданиями на партах. Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи. Проговариваются этапы урока. Для детей на доске: Определение темы урока. Письмо от Бабы Яги. Проверка домашнего задания. Физкультминутка. Проблемная ситуация. Творческая работа по группам. Презентация работ. Подведение итогов. | Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое. Обговаривают название команд. |
2. | Определение темы и цели урока (5 минуты) | Попробуйте отгадать тему нашего урока. На доске появляется запись деформированного слова ФОЛЬКЛОР (РОЛЬКЛОФ). - Что означает это понятие? Появляются ещё три слова: загадка, частушка, матрёшка. - Какое отношение имеют эти слова к фольклору? - Зачем мы изучаем фольклор? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока, помня, что урок интегрированный. - Отметьте свои успехи в листе достижений. | Дети расшифровывают слово, объясняют, что фольклор – это народное творчество, загадка – жанр устного народного творчества, частушка – песенного народного творчества, матрёшка – это предмет декоративно-прикладного искусства. Тема урока: народное творчество в литературе и искусстве. |
3. | Обобщение знаний учащихся по теме «Жанры устного народного творчества» Письмо от Бабы Яги (8-10 минут) | - В нашу школу пришло письмо от Бабы Яги. Послушайте его: «Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки. Я живу одна в лесу С бородавкой на носу. Мне сорока донесла – В школе ладятся дела. Учителя там отдыхают, А ребята сами знания добывают. И чего в тех школах нет! И Macbook и интернет. Но дети сказки не читают, Жанры русские не знают! Так хочу проверить я Ваши знания, друзья! Посылаю вам стихи – Укажите жанры вы. Вылетают злые гуси, За ответом для бабуси!» - У вас на партах лежат стихи от Бабы Яги. Прочитайте, обсудите, к какому жанру УНТ относится каждое произведение. Напишите ответ. Проверяем правильность ответов. Оцениваем результаты работы. - Что объединяет эти произведения? - А что такое матрёшка? | Дети слушают письмо, читают произведения, записывают ответы. Дети отмечают свои успехи в листе достижений. Все произведения о матрёшках. |
4. | Проверка домашнего задания (учитель ИЗО) (5-7 минут) | На прошлом уроке я попросил вас самостоятельно найти материал о матрёшках, изучить его и поделиться своими знаниями с ребятами. Фронтальный опрос учащихся: - Когда появилась русская матрёшка? - Что являлось прообразом матрёшки? - Почему матрёшку так называют? - Какие мастера сделали первую русскую матрёшку? - Каждая группа получила индивидуальное задание – рассказать о разновидностях матрёшек . После выступлений учащихся проводится игра «Угадай матрёшку». | Ответы детей. Каждая группа рассказывает о своей матрёшке (первая русская матрёшка, загорская матрёшка, полхов-майдановская матрёшка, калининская матрёшка) Дети отмечают свои успехи в листе достижений. |
5. | Физкультминутка (1 минута) | | |
6. | Постановка проблемы (2-3 минуты) | Учитель показывает ребятам авторскую матрёшку и просит определить её тип. Выслушав ответы детей, делается вывод, что матрёшка имеет автора. - Такие матрёшки называются авторскими. И вы сегодня будете создавать свою авторскую матрёшку. Но помните, что в семье матрёшки должны быть похожи, поэтому обсудите в группах, как вы будете разукрашивать своих матрёшек, какой выберете орнамент. У вас на партах лежат фигурки матрёшек (шаблоны). Поэтому наши матрёшки будут и авторскими и народными одновременно. | Ответы детей |
7. | Творческая работа учащихся (15 минут) | Начинайте работу. | Дети раскрашивают фигурки матрёшек. |
8. | Рефлексия урока (5 минут) | Расскажите, какой орнамент вы выбрали для ваших матрёшек. Подберите для презентации стихотворения из письма Бабы Яги. Оцените свою работу. | Презентация работ учащихся. |
9. | Итог урока (1 минута) | Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы, у которой получились самые удачные матрёшки. - Самые лучшие матрёшки будут переданы в школьный музей декоративно-прикладного творчества. | Самооценка работы групп. |