kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок кубановедения и литературного чтения "На свидание к лотосу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал используется на уроке кубановедения по теме "Растения Краснодарского края. Охрана растений".  Содержит энциклопедический материал и литературные произведения кубанских писателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«интегрированный урок кубановедения и литературного чтения "На свидание к лотосу"»











Тема





Интегрированный урок

литературного чтения и кубановедения

в 3 классе






учитель начальных классов

МОУ СОШ № 10

Тимашевского района

Краснодарского края

Тимонина Валентина Николаевна,






ст. Медведовская


Предмет: литературное чтение, кубановедение

Класс: 3.

Тема урока: «На свидание к лотосу».

Цели урока:

  • познакомить с новыми произведениями, обучить умению читать, анализировать, работать с текстом;


  • познакомить с Красной книгой Краснодарского края, растениями, занесенными в Красную книгу.


  • развивать навыки анализа поэтического и прозаического текстов; развивать речь;



  • воспитывать умение работать в коллективе, бережно относиться к природе, преумножать ее богатства.



Ход урока.


  1. Организационный момент.


Слайд №1, №2


  1. Сообщение темы и цели.

1). Разгадывание ребуса


Слайд №3


3). Объявление темы урока.


- Мы сейчас отправимся с вами в удивительное путешествие.


Слайд № 4


1). Работа с «Толковым словарем».

- Ребята, откройте свои словарики и найдите слово «лотос» и прочитайте его значение.

Слайд №5.


- Кто, ребята, из вас слышал о лотосе и может поделиться своими знаниями?


( Дети делятся своими знаниями).


Сообщение 1.

Лотос – это древнейшее растение. У народов Египта, Китая, Индии, Японии оно являлось объектом поклонения. Цветки лотоса удивительно красивы. Высокие ( до 10-15см) – поднимаются на тонких ножках выше листьев. Цветы возвышаются над крупными большими, достигающими 0,8 м в диаметре, листьями. Темно-зеленые листья покрыты налетом, который придает им своеобразный сизый оттенок и обладает влагоотталкивающим свойством.

(Слайд № 6)


Сообщение 2.

Лотос размножается корневищами и плодами. Цветок лотоса раскрывается в августе. Цветет лотос до тех пор, пока не переродится в симпатичную черную ( или коричневую) корзинку и не осыплется семенами в воду для новых поколений. Эти семена могут пробудиться даже через несколько сотен лет.


(Слайд № 7)


Сообщение 3.

Лотос орехоносный занесен в Красную книгу России и Краснодарского края. Его численность еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в далеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения.


Слайд № 8


- Сегодня мы познакомимся с творчеством И. Аникина, который побывал во многих уголках нашего края и свои наблюдения описал в своих произведениях. И сейчас мы отправимся на свидание к лотосу.


Слайд № 9.


- Но для начала выясним значение некоторых слов, которые вам встретятся в произведении, чтобы вы могли без труда осмыслить прочитанное.


4). Словарная работа.

- Я вам назову слова, вы подумайте, может вам это слово знакомо. Если нет, то я вам помогу.


Слайд № 10.


5). Чтение произведения учителем.


На свидание к лотосу.

И. Аникин.

К полудню собрались тучи и пошел мелки теплый дождь. Но откладывать экспедицию не будем. Когда еще представится возможность увидеть лотосы? Ведь не зря называют их чудом природы… примыкающие к Азовскому морю лиманы, неглубоки. Они поросли водорослями, осокой, камышом. Пробираться на моторке по таким зарослям трудно.

Наконец лодка подплывает к обширному плёсу и останавливается. У камышей беспокойно гогочут гуси. Часа три петляем по причудливым закоулкам лимана, а лотоса всё нет.

Впервые на Кубань древний цветок был завезен из Астраханского заповедника и высажен в лимане неподалёку от станицы Гривенской. В 1961 году несколько плодов-орехов лотоса было посажено недалеко от хутора Садки. Через три года здесь появился первый бутон древнего растения.

Лотос сразу же признали «своим». Цветущую плантацию посещают молодожены, молодые родители с новорожденными. А про туристов и говорить нечего! Каждый стремится побывать, сфотографировать громадные экзотические цветы.

… Лодка вынырнула из камыша. Перед нами предстала картина, которую без преувеличения можно назвать сказочной. На тихой воде лежало множество огромных темно-зеленых листьев. А над нами на прочных стеблях покоились цветы-великаны. В лучах летнего солнца лепестки лотоса горели розово-пурпурным или красным огнем. На листьях-зонтах, на разноцветных бутонах алмазами переливались капельки дождя.

Мы долго любовались цветами лотоса. Но пришло время собираться домой… лодка набирает скорость. До свидания, лотосы!


6). Беседа по содержанию.


Слайд № 11. (Работа в группах)

- Где произрастают лотосы?

- Как они попали на Кубань?

- Когда появился первый бутон у кубанского лотоса?

- Как люди восприняли эти растения?



7). Составление «книжкиного паспорта».

- Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.

( Дети выполняют самостоятельно. Жанр произведения – рассказ (обозначаем квадратиком), тема – о природе (раскрашиваем квадратик зеленым цветом).

Слайд № 12.


8). Чтение произведения по частям учащимися и составление плана ( коллективно).

- Как вы думаете, на сколько частей можно разделить этот рассказ?

-Мы сейчас прочитаем произведение по частям и составим план.


Слайд № 13.

-На сколько частей можно разделить рассказ?

Составляем план рассказа (по группам)

  1. Физкультминутка.


Слайд № 14.


  1. Работа над поэтическим произведением.

1). Вводное слово учителя.

- На этом наше свидание с лотосами не закончилось. Оно продолжается вместе с замечательной кубанской поэтессой Л.Мирошниковой.

Слайд № 15.


2). Чтение стихотворения «Кубанская сказка» учителем.


Кубанская сказка

Л. Мирошникова

В неприметной заводи Кубани,

Где темней вода и гуще ряска,

Где нырки снуют в туманной рани,

Каждым летом оживает сказка.

Будто в час зари фламинго стая

На хрусталь воды с небес слетает,

Опереньем розовым блистая,-

Это всюду лотос зацветает.

В капельке росы на самом донце

Их огромной бархатной листвы

Вам смеется радостное солнце,-

И ему в ответ смеетесь вы.


3). Беседа.

- Вам понравилось стихотворение?

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение?


4). Словарная работа.

- Какие незнакомые слова вам встретились в произведении.


Слайд №16.



5) Составление «книжкиного паспорта»

- Запишите автора произведения, его название, определите жанр произведения и тему его.

( Дети выполняют самостоятельно. Жанр произведения – стихотворение (обозначаем треугольником), тема – о природе (раскрашиваем треугольник зеленым цветом).

Слайд № 17.


6). Составление партитуры произведения.

( Слова учителя сопровождаются показом слайда)


- Сейчас мы проанализируем это стихотворение по четверостишиям.

- Прочитайте первое четверостишие.

- О чем идет речь в этом отрывке?

- Как можно его озаглавить?

- Какие секреты писателя использовала Л. Мирошникова? ( Оживление, красочные слова – эпитеты)

- Читаем второе четверостишие.

- О чем говорится в этом отрывочке? ( О поре цветения лотоса)

- Какая картина предстала перед нами?

- С кем автор сравнивает лотосы?

- Какие секреты писателя здесь использованы? ( Сравнение, красочные слова – эпитеты).

- Прочитайте последний отрывок.

- О чем он?

- Какие секреты писателя помогли автору донести до нас это чудо?


Слайд №18



7) Релаксация


- Слушаем музыку и любуемся чудесной сказкой.


Слайд № 19


  1. Беседа.



Слайд №20




  1. Игра «Дружные слова»


- Ребята, кто больше подберет синонимов к слову «радостно»?


Слайд № 21



  1. Работа с выставкой книг.


- Ребята, много нового можно узнать о лотосах их различных книг. Эти книги вы можете увидеть на нашей выставке.

- Скажите, пожалуйста, почему на полке есть Красная книга Краснодарского края? Кто догадался?

- Правильно. Дело в том что лотос занесен в Красную Книгу нашего края. Мы должны беречь это растение, чтобы его красотой могли любоваться ваши дети и внуки.


  1. Создание пруда с лотосами.


- Ребята, я предлагаю вам создать свою заводь с лотосами, которые вы «сделали» на уроке трудового обучения.

( Дети под музыку подходят к нарисованному водоему и прикрепляют лотосы).

Слайд № 22.



  1. Итог.


Слайд № 23.


- С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Почему лотосы занесены в Красную книгу?

- Что человек должен сделать для того, чтобы сохранить лотосы?


Слайды № 24, № 25


  1. Домашнее задание.


Слайд № 26.



Нарисовать то, что больше всего запомнилось и понравилось?

Создайте свои правила охраны лотоса


Слайд № 27.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
интегрированный урок кубановедения и литературного чтения "На свидание к лотосу"

Автор: Тимонина Валентина Николаевна

Дата: 20.12.2016

Номер свидетельства: 371623


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства