Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Герой Великой Отечественной войны - Муса Гареев. Изготовление модели военного самолёта"»
Конспект интегрированного урока
Культуры Башкортостана и технологии
2 класс
Урок составлен
учителем высшей категории
МАОУ СОШ №97 г. Уфы
Никитенко И.В.
Тема: «Герой Великой Отечественной войны - Муса Гареев. Изготовление
модели военного самолёта ».
Цель: знакомство с героем Великой Отечественной войны М.Гареевым, изготовление объемной модели самолета из картона и бумаги.
Задачи:
1) знакомство с военной историей родного края;
2) совершенствование навыков чтения;
3)формирование умения построения чертежа и сборки модели самолета по указанным размерам;
4)формирование образного технического мышления;
5)воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.
Оборудование учащихся: картон, бумага, ножницы, циркуль, линейка.
Оборудование учителя: плакат с датами 1941-1945г; фотография М. Гареева; плакат с изображением орденов; плакат с увеличенным изображением деталей самолета; собранная модель самолета.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока
1) Учитель предлагает отгадать загадку
Везет, а не лошадь,
Летит, а не птица,
Жужжит, а не пчела.
(Самолет)
- Правильно ребята, это загадка про самолет.
- А какие самолеты знаете вы, ребята, и для чего они предназначены? (Ответы детей …) Правильно, по своему назначению самолеты бывают:
- пассажирские (для перевозки людей);
- грузовые (для перевозки грузов);
- пожарные (для тушения пожаров в лесах);
- сельскохозяйственные (для помощи в опылении, поливке засеянных полей);
- военные.
А для чего нужны военные самолеты?
Правильно, ребята, военные самолеты нужны для охраны границ нашей страны, для охраны воздушных пространств.
2)Знакомство с героем ВО войны М.Гареевым.
В годы ВОВ Башкортостан внес огромный вклад в победу нашей страны над фашисткой Германией. Звание Героя Советского Союза было присвоено 277 посланцам нашей республики.
Наш соотечественник летчик-штурмовик Муса Гареев стал дважды Героем Советского Союза.
(Учащиеся рассматривают фотографию Мусы Гареева, ордена которыми он был награжден)
Гареев Муса Гайсинович- родился 9 июня 1922 года в деревне Илякшиде ныне Илишевского района Башкирии в крестьянской башкирской семье. . После окончания авиашколы, с 25 сентября 1942 года – воевал в действующей армии.
Боевой путь начал сержантом — рядовым лётчиком. В 1944 году стал командиром эскадрильи. Войну закончил майором, штурманом полка. Сражался в боях под Сталинградом, в Донбассе, Крыму, Белоруссии, Литве, Польше, Восточной Пруссии. Вклад, который внес М.Г. Гареев в разгром немецко-фашистских захватчиков, служит ярким образцом отваги, мужества и геройства, беспредельной любви и преданности Родине.
Всего за время Великой Отечественной войны М.Г. Гареев совершил около 250 боевых вылетов, за что награждён двумя медалями “Золотая Звезда”. После окончания войны отважный лётчик-штурмовик командовал авиационным полком. С 1964 года - жил и работал в столице Башкирии - городе Уфе. Удостоен звания "Почётный гражданин города Уфы".
Скончался 17 сентября 1987 года, похоронен в Уфе в Парке Победы.
Награждён орденом Ленина , 3 орденами Красного Знамени , орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени , Александра Невского , 2 орденами Отечественной войны 1-й степени , орденом Трудового Красного Знамени , 3 орденами Красной Звезды , медалями ,в том числе – медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
3. Физкультминутка.
Все выходят по порядку.
(ходьба на месте) –
Раз – два – три – четыре!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо, поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед.
Самолеты загудели
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолеты полетели
(руки в стороны, поочередные наклоны влево, вправо),
На полянку тихо сели
(присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.
4.Изготовление модели военного самолёта
1) Постановка цели. Во время войны Муса Гареев сражался с врагом на военных самолётах. Сегодня на уроке мы выполним простейшую модель современного самолёта.
2)Знакомство с составляющими частями самолета.
а) Учащиеся рассматривают готовую модель самолета
б) Рассматривают соответствующие детали модели на увеличенном чертеже.
в) Учитель показывает и называет каждую деталь и объясняет ее название.
Фюзеляж – корпус летательного аппарата; крыло – несущая поверхность самолета;
Хвостовое оперение включает киль и стабилизаторы;
Шасси – часть, служащая для передвижения самолета по аэродрому.
3) Формирование образного технического мышления. Обсуждение порядка выполнения работы.
4) Беседа по технике безопасности.
Повторение рифмовки.
С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути,
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна работа:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
5. Выполнение модели самолета.
Фюзеляж делают из готового прямоугольного листа размером 110*150 мм. Заготовку протягивают между плоскостью стола и линейкой, чтобы получить плавный сгиб, затем сворачивают ее в трубочку и склеивают.
Носовую часть делают из ¼ части готового круга с радиусом 80 мм. Деталь склеивают как конус. По основанию конуса выполняют надрезы. Это будут клапаны, смазывают их клеем и вставляют деталь внутрь трубочки.
Крылья и киль подготавливают из бумаги квадратной формы. У заготовок отрезают уголки, сгибают по диагонали, проглаживают сгиб (но внутри не склеивают.) Размер квадрата крыла 100*100 мм. Размер киля 70*70 мм. Клапаны отгибают в противоположные стороны. Приклеивают детали к фюзеляжу, чтобы задняя кромка совпадала с концом трубочки.
Чертят четырехугольник с шириной 50*15 мм. Он является стабилизатором. Вырезают два стабилизатора и крепят их к килю, отступив сверху 20 – 30 мм.
Для изготовления шасси вырезают из тонкого картона две стойки в виде полоски. Заготовки сгибают пополам. Шасси делают из плотного картона. Модель готова.
6. Закрепление изученного:
1) чтение стихотворения из учебника «Живые родники»
Слава победителям.
С голубого небосвода,
Солнце яркое, гляди:
У счастливого народа
Песня рвётся из груди!
Это с битвы возвратились
Победители домой.
Каждый воин — смелый витязь!
Каждый орден — золотой!
Слава воинам Отчизны—
Дочерям и сыновьям!
Бились вы во имя жизни,
Слава, слава, слава вам!
Это стихотворение написал в 1945г. Рашит Нигмати
2) разбор прочитанного.
Кому посвятил это стихотворение поэт?(Войнам , солдатам защищавшим нашу страну во время ВОВ)
65 лет как окончилась война, война, которая унесла более 20 миллионов жизней, которая оставила в руинах города и поселки, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, не глядя на голод, холод, разруху, наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.
9 мая День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Гареева М.Г., установленный в 1948 году в его родной деревне Илякшиде, в 1960 году перенесён в город Уфу и установлен на Бульваре Славы.
3) Учащиеся рассматривают фотографию бронзового бюста, установленного на Бульваре Славы.
7. Итог урока.
8. Организация выставки лучших работ.
9. Домашнее задание:
1) прочитать текст из учебника «Живые родники» со страницы 153 -155