kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства "Стилевое единство. Чайный сервиз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3 классе. Тема урока "Стилевое единство. Чайный сервиз." Целью является формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах, совершенствование приемов лепки и кистевой росписи, развитие чувства формы, конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства "Стилевое единство. Чайный сервиз" »

Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3 классе.

Тема: «Стилевое единство. Чайный сервиз» (лепка и роспись).

Задачи урока:

1.Формирование знаний и представлений о существовании в культуре народов природоморфных (т.е. повторяющие природные формы) бытовых вещей; ознакомление с их мировоззренческим и декоративно-художественным смыслом.

2. Формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах.

3. Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи.

4. Развитие чувства формы; конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.

Оборудование: презентация, подкладные доски, стеки, влажные салфетки, чашки с водой, фартуки и нарукавники, пластилин.

Ход урока.

  1. Сообщение темы урока. Актуализация знаний. (музыка)

- Ребята, сегодняшний урок будет посвящен творчеству.

Перед вами представлены образцы с изображением старинной посуды.

Какую посуду вы моете назвать? (слайд 2)

Где вы еще встречали такую посуду?

  1. История об обычаях приема пищи, об отношении к еде.

-Наши ребята провели исследовательскую работу. Они побывали в музее, библиотеке и подготовили нам сообщения об обычаях приготовления пищи, об отношении к еде. Слушайте внимательно. После вам будут заданы вопросы.

Рассказывают ученики.

  1. В крестьянском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплен в красном углу. Красный угол – это угол, в котором размещали иконы. Его передвигали только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме. (слайд 3)



  1. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. У славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, болгар на столе постоянно находился хлеб. Говорили: «Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол доска». (слайд 4)





  1. С чем же это связано? Привычный для нас высокий стол появился достаточно поздно. До этого было принято, есть на полу. В 10 веке стол обозначал лавку, на которой сидели или спали. Позднее стол стал таким, какой сейчас, и был подобен церковному престолу. В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. (слайд 5)



  1. Русская трапеза.

В старину простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же: хлеб, каши, кисель, овощи. Из напитков – квас, пиво, мед. Во время праздников были блины. Чашки, ложки, кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась. Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб – соль везде были символом благополучия и гостеприимства. (слайд 6)



- Существовало поверье, что хлеб – соль прогоняет вредное влияние злых духов. Есть вместе хлеб – соль, означало согласие, любовь. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.



Вопросы по содержанию, которые задают дети: (слайд 7)

  • Из чего делали посуду на Руси?

  • Что употребляли в пищу русские люди?

  • С чего традиционно начиналась трапеза?

  • Что было обязательной принадлежностью стола?

  • Символом чего были хлеб – соль?

  • Где размещались почетные места за столом?



- Сам обряд принятия пищи считался весьма важным и священным, посуда на столе не могла быть любой. Вот как описывает пир у киевского князя Владимира А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» (видео. Слайд 8)



Не скоро ели предки наши, Они веселье в сердце лили,

Не скоро двигались кругом Шипела пена по краям,

Ковши, серебряные чаши Их важно чашники носили

С кипящим пивом и вином. И низко кланялись гостям.



- Чем различаются образцы более древней посуды от современной?

(Более древняя посуда проще по форме и отделке. Она могла быть из золота и серебра, но без лишних деталей.)

- Мы сегодня прикоснемся к миру одного из самых древних искусств.

- На этом уроке мы постараемся создать свой набор посуды. Это чайный сервиз. Так как начинающие мастера, сегодня будем использовать самый простой для лепки материал – пластилин. А в дальнейшем мы с вами поработаем с глиной.



3. Постановка учебно – творческих задач перед учениками.

Наблюдение за единым стилем в выборе формы при создании сервизов.

- Рассмотрите различные виды сервизов.

- Для чего они предназначены?

- Что обычно входит в чайный сервиз?

- Что может входить в набор посуды для сока? Для кофе?

- Чем похожи предметы в сервизе?

(Единая форма, одинаковые детали, крышки, рисунок).

- Если вы внимательно посмотрите на сервизы, то можно увидеть, рисунок на предметах одинаковый. Давайте дадим им название.



Дети поделены на группы, которые создают проекты сервизов.

- Попробуем придумать и слепить свой чайный сервиз.

- Из каких предметов будет состоять сервиз? (Чайник, чашка, блюдце, сахарница).

- Чтобы определить, какой предмет будет делать каждая группа, отгадайте загадки.

1.На голове пуговка, 2. Неприступная на вид,

В носу решето, Подбоченевшись стоит,

Одна рука, А внутри-то, посмотри,

Да и та на спине. (Чайник) Угощение внутри. (Сахарница)



3. Носит воду,

Хозяину в угоду,

При нем живет,

Пока не упадет. (Чашка)

-Давайте обсудим эскиз проекта сервиза.

- Как назовем? (Варианты «Снежная королева», «Мальвина», «Ягодка», «Ромашка», «Колокольчик», «Рыбка», «Птичка»).

- Какие элементы росписи будете использовать?

4. Практическая работа. Лепка, оформление (роспись).

Слайды демонстрируют последовательность лепки. (слайд 10)

- Давайте рассмотрим различную технику лепки из пластилина.

  • Соединение жгутов – слайд 10.

  • Раскатывание пласта – слайд 11.

  • Шар – слайд 12.



- Сегодня мы будем изготовлять изделия соединением жгутов из пластилина.

(слайд 13)

Музыка

Дети работают в группах, создавая сервизы на основе созданных проектов, с опорой на готовую форму и создавая собственные изделия.

Учитель во время работы детей помогает, консультирует и ведет рассказ, сообщая интересные сведения о посуде.

История столовых приборов: ложки. (слайд 14)

( Если время не позволяет, то начинаю рассказывать, когда дети работают)

- На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы, бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать.

В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два – три человека в одной миске, и ели из нее своими ложками.

- А вы знаете, что ложки не только столовый прибор, еще и музыкальный инструмент.

- Наши ребята приготовили сюрприз. Они будут играть, а у кого ноги в пляс пойдут, тот спляшет. (физминутка)

- А кто из вас знает пословицы, доказывающие, что ложка на Руси была основным столовым прибором и почему? Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете. (слайд 15)

Щи да каша – (пища наша)

Кашу маслом (не испортишь)

Дорога ложка (к обеду)



5.Защита творческих проектов творческими группами.

- Соберите чайный сервиз.

- Давайте придумаем ему рекламу.



Я вам предлагаю использовать данные слова: диво, чудо, новая посуда, приходите, приглашаем.

Что за диво,

Что за чудо –

Эта новая посуда!

Приходите выпить чаю,

Всех мы приглашаем!

6.Обобщение. Подведение итогов. (слайд 16)

- Трудно ли быть скульптором, гончаром? Почему?

- Любой труд почетен, важен, нужен. Каждая профессия интересна и сложна. Мы еще не раз будем лепить из пластилина из глины. Возможно, кто – то из вас продолжит свое увлечение лепкой и оно превратится в вашу профессию.

- Только не хотелось, чтобы вы стали на героиню одной сказки. ( голос Федоры из мультфильма)

- Что это за сказка и кто автор?

К.И.Чуковский «Федорино горе»

Давайте посмотрим отрывок из сказки.

- В чем причина беды Федоры? (Она не мыла посуду и не ухаживала за домом).

- Значит мало приобрести в дом красивую посуду? (Нужно ее мыть, беречь, ухаживать за ней).

7. Домашнее задание.

Найти дома самый старинный предмет посуды и узнать его историю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крапчетова Вера Александровна

Дата: 23.11.2014

Номер свидетельства: 134409


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства