Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства "Стилевое единство. Чайный сервиз"
Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства "Стилевое единство. Чайный сервиз"
Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3 классе. Тема урока "Стилевое единство. Чайный сервиз." Целью является формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах, совершенствование приемов лепки и кистевой росписи, развитие чувства формы, конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства "Стилевое единство. Чайный сервиз" »
Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3 классе.
Тема: «Стилевое единство. Чайный сервиз» (лепка и роспись).
Задачи урока:
1.Формирование знаний и представлений о существовании в культуре народов природоморфных (т.е. повторяющие природные формы) бытовых вещей; ознакомление с их мировоззренческим и декоративно-художественным смыслом.
2. Формирование представлений о приемах стилизации в бытовых вещах.
3. Совершенствование приемов лепки и кистевой росписи.
4. Развитие чувства формы; конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.
Оборудование: презентация, подкладные доски, стеки, влажные салфетки, чашки с водой, фартуки и нарукавники, пластилин.
Ход урока.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний. (музыка)
- Ребята, сегодняшний урок будет посвящен творчеству.
Перед вами представлены образцы с изображением старинной посуды.
Какую посуду вы моете назвать? (слайд 2)
Где вы еще встречали такую посуду?
История об обычаях приема пищи, об отношении к еде.
-Наши ребята провели исследовательскую работу. Они побывали в музее, библиотеке и подготовили нам сообщения об обычаях приготовления пищи, об отношении к еде. Слушайте внимательно. После вам будут заданы вопросы.
Рассказывают ученики.
В крестьянском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплен в красном углу. Красный угол – это угол, в котором размещали иконы. Его передвигали только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме. (слайд 3)
Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. У славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, болгар на столе постоянно находился хлеб. Говорили: «Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол доска». (слайд 4)
С чем же это связано? Привычный для нас высокий стол появился достаточно поздно. До этого было принято, есть на полу. В 10 веке стол обозначал лавку, на которой сидели или спали. Позднее стол стал таким, какой сейчас, и был подобен церковному престолу. В России до сих пор отдается дань уважения столу: у нас долго любят посидеть за трапезой. (слайд 5)
Русская трапеза.
В старину простые русские люди употребляли в пищу практически одно и то же: хлеб, каши, кисель, овощи. Из напитков – квас, пиво, мед. Во время праздников были блины. Чашки, ложки, кувшины были деревянные. Трапеза традиционно начиналась с хлеба и им же заканчивалась. Обязательной принадлежностью стола, начиная со средних веков, была солонка. Ведь хлеб – соль везде были символом благополучия и гостеприимства. (слайд 6)
- Существовало поверье, что хлеб – соль прогоняет вредное влияние злых духов. Есть вместе хлеб – соль, означало согласие, любовь. Почетные места за столом всегда размещались ближе к солонке.
Вопросы по содержанию, которые задают дети: (слайд 7)
Из чего делали посуду на Руси?
Что употребляли в пищу русские люди?
С чего традиционно начиналась трапеза?
Что было обязательной принадлежностью стола?
Символом чего были хлеб – соль?
Где размещались почетные места за столом?
- Сам обряд принятия пищи считался весьма важным и священным, посуда на столе не могла быть любой. Вот как описывает пир у киевского князя Владимира А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» (видео. Слайд 8)
Не скоро ели предки наши, Они веселье в сердце лили,
Не скоро двигались кругом Шипела пена по краям,
Ковши, серебряные чаши Их важно чашники носили
С кипящим пивом и вином. И низко кланялись гостям.
- Чем различаются образцы более древней посуды от современной?
(Более древняя посуда проще по форме и отделке. Она могла быть из золота и серебра, но без лишних деталей.)
- Мы сегодня прикоснемся к миру одного из самых древних искусств.
- На этом уроке мы постараемся создать свой набор посуды. Это чайный сервиз. Так как начинающие мастера, сегодня будем использовать самый простой для лепки материал – пластилин. А в дальнейшем мы с вами поработаем с глиной.
3. Постановка учебно – творческих задач перед учениками.
Наблюдение за единым стилем в выборе формы при создании сервизов.
- Рассмотрите различные виды сервизов.
- Для чего они предназначены?
- Что обычно входит в чайный сервиз?
- Что может входить в набор посуды для сока? Для кофе?
- Давайте рассмотрим различную технику лепки из пластилина.
Соединение жгутов – слайд 10.
Раскатывание пласта – слайд 11.
Шар – слайд 12.
- Сегодня мы будем изготовлять изделия соединением жгутов из пластилина.
(слайд 13)
Музыка
Дети работают в группах, создавая сервизы на основе созданных проектов, с опорой на готовую форму и создавая собственные изделия.
Учитель во время работы детей помогает, консультирует и ведет рассказ, сообщая интересные сведения о посуде.
История столовых приборов: ложки. (слайд 14)
( Если время не позволяет, то начинаю рассказывать, когда дети работают)
- На Руси самой народной ложкой, конечно, была деревянная. Ею ели не только простые люди, но и купцы, бояре. Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми. Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать.
В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два – три человека в одной миске, и ели из нее своими ложками.
- А вы знаете, что ложки не только столовый прибор, еще и музыкальный инструмент.
- Наши ребята приготовили сюрприз. Они будут играть, а у кого ноги в пляс пойдут, тот спляшет. (физминутка)
- А кто из вас знает пословицы, доказывающие, что ложка на Руси была основным столовым прибором и почему? Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете. (слайд 15)
Щи да каша – (пища наша)
Кашу маслом (не испортишь)
Дорога ложка (к обеду)
5.Защита творческих проектов творческими группами.
- Соберите чайный сервиз.
- Давайте придумаем ему рекламу.
Я вам предлагаю использовать данные слова: диво, чудо, новая посуда, приходите, приглашаем.
Что за диво,
Что за чудо –
Эта новая посуда!
Приходите выпить чаю,
Всех мы приглашаем!
6.Обобщение. Подведение итогов. (слайд 16)
- Трудно ли быть скульптором, гончаром? Почему?
- Любой труд почетен, важен, нужен. Каждая профессия интересна и сложна. Мы еще не раз будем лепить из пластилина из глины. Возможно, кто – то из вас продолжит свое увлечение лепкой и оно превратится в вашу профессию.
- Только не хотелось, чтобы вы стали на героиню одной сказки. ( голос Федоры из мультфильма)
- Что это за сказка и кто автор?
К.И.Чуковский «Федорино горе»
Давайте посмотрим отрывок из сказки.
- В чем причина беды Федоры? (Она не мыла посуду и не ухаживала за домом).
- Значит мало приобрести в дом красивую посуду? (Нужно ее мыть, беречь, ухаживать за ней).
7. Домашнее задание.
Найти дома самый старинный предмет посуды и узнать его историю.