Цели урока: 1. Формировать представление учащихся о диких и домашних животных, учить изображать животных в технике «гуашь и поролон».
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, классифицировать, расширять кругозор учащихся, совершенствовать навык смешивания основных цветов.
3.Воспитывать ответственность и бережное отношение к животным, культуру учебного труда, аккуратность в работе, сплочение детского коллектива, доброжелательность, уважение друг к другу через атмосферу в микрогруппах.
Оборудование для учителя:
Фотографии с изображениями диких и домашних животных, карточки для индивидуальной работы с названиями и изображением животных, игрушки, рисунки с изображением леса, пруда, фермы, пасеки, рисунки животных выполненные в технике «гуашь и поролон», лист белой бумаги (А-3),образцы рисунков, гуашь, поролон, таблица, кроссворд.
Оборудование для учеников:
Гуашь, кисти, поролон, стаканчики с водой, палитра, листы белой бумаги ( А-4 ).
Ход урока.
І Организационный момент.
ІІ Актуализация знаний учащихся и сообщение темы урока.
Звучит песня «Пропала собака».
- Сегодня к нам за помощью обратилась девочка Оля. У неё случилась беда – пропал её четвероногий друг и любимец. Готовы ли вы помочь Оле и отправиться с ней в трудное, но увлекательное путешествие? В этом путешествии мы узнаем много нового о животных, а так же вспомним то, что изучали раньше.
- Если мы будем хорошо работать, то не только отыщем Олиного друга, но и приобретём новых друзей.
- На нашем пути встретятся разные животные. Давайте вспомним какие группы животных мы знаем (рыбы, птицы, звери, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные).
Перед вами на партах лежат листочки с названиями различных животных. 1 группа должна выбрать – названия насекомых, 2 – птиц, 3 – зверей, 4 – рыб. Выбранные вами карточки отдайте капитану. Подумайте, по каким отличительным признакам вы сделали свой выбор. Слово от команды предоставляется капитану (ответы детей).
ІII Формирование новых знаний – путешествие.
1. Знакомство с дикими животными.
- Пошла Оля по тропинке и оказалась в густом лесу. Там ей встретилось много разных животных. Давайте отгадаем, какие это животные и заполним кроссворд.
- Идёт она по лесу, вдруг в малиннике послышался треск сучьев, как будто кто-то большой там ходит. (Медведь)
- Испугалась Оля, бросилась бежать, сбилась с дороги. Но тут услышала она тявканье в кустах. «Собака»- обрадовалась Оля и кинулась туда, но из-за кустов выскочил рыжий зверь, ещё раз сердито тявкнул и убежал.(Лиса)
- Дальше пошла девочка, и вдруг услышала жуткий вой. Как вы думаете, чей вой она услышала? (Волк)
- Страшно Оле в лесу, но назад вернуться – это значит не найти свою собачку. Подняла голову, на ветке птичка сидит: сама чёрненькая, грудка жёлтенькая. (Синица)
- Посмотрела девочка на неё и дальше побежала. Глядь, по дереву кто-то бежит, да так ловко, только хвост рыжий мелькает (Белка)
Вы правильно отгадали кроссворд, а теперь ключевое слово кроссворда поможет сделать нам вывод: все эти животные дикие. А почему их так называют? (Ответы детей). - Да, дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё, ухаживают за своим потомством. Каких ещё диких животных вы знаете?
Вы отлично справились с заданием и этим помогли Оле выбраться из леса. Но Олиного друга мы не нашли. Почему? (Это не дикое животное). Значит, отправляемся дальше.
2. Знакомство с домашними животными.
- Пошла Оля дальше и дошла до деревни, а в деревне была большая животноводческая ферма. Люди разводили там разных животных. Отгадайте каких?
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (Корова).
Кто не прядёт, не ткёт,
А людей одевает? (Баран, овца)
У кого рога длиннее хвоста? (Коза).
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Свинья).
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
-Как назвать этих животных, одним словом? (Домашние).
-Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве.)
-Чем домашние звери и птицы платят людям за их любовь, ласку, внимание?
Дети отвечают, а учитель ответы детей заносит в таблицу:
Мясо, жир, молоко, пух, шерсть,
Яйца, перья,
Транспортное средство.
- Вы правильно ответили на все вопросы, однако Олиного друга и здесь не оказалось. Пора отправляться дальше, но на ферме случился переполох. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте вернём их мамам.
Игра «Отгадай детёныша» (групповая работа)
Свинья-….
Корова-…
Гусь-…
Индюк-…
Курица-…
- Малыши и мамы рады-
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят.
Девочка Оля идёт дальше и оказывается на берегу пруда. Отгадайте, кто живёт в этом пруду?
Открывает в воде рот, только звук не издаёт. (Рыба).
- Как вы думаете, могут ли рыбы быть домашними животными?
Люди разводят некоторые виды рыб в специальных рыбных хозяйствах. Для чего это делается? В нашем городе тоже есть рыбное хозяйство. Кто знает, какую рыбу там разводят? (Карпа).
- Наша Оля совсем расстроена. Как вы думаете, почему? (Она уже устала, а своего друга так и не нашла). Давайте вместе с Олей отдохнём и отправимся дальше.
V. Физкультминутка.
- Вы наверное устали?
- Да!
- Ну, тогда все вместе встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели.
Пошипели, помолчали,
И как зайцы поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
- Какие животные упоминаются в нашей физкультминутке?
- Какие это животные – дикие или домашние?
- Продолжим наше путешествие.
Посмотрите, что это за домики, к которым подошла Оля?
Угадайте, кто в них живёт:
Домовитая хозяйка
Пролетала над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он наполнится медком. (Пчела).
-Почему пчёл мы тоже отнесём к домашним животным? –групповая работа
У вас на парте лежат листочки, выберите то, что получает человек от пчёл. (Мёд, жир, воск, сыр, лекарства, пух)
Безусловно, пчёлы очень полезны. Придётся искать дальше.
- Ребята, посмотрите, кто охраняет пасеку? Конечно, это самый главный друг человека – собака. Собаки не только самые лучшие друзья, они ещё и самые первые животные, которые стали домашними.
Было это так. Древние люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. За многие годы люди вывели множество пород собак.
- В чём нам помогают наши четвероногие друзья? (охота, охрана жилья, спасатели, поводыри, ищейки).
Главное – общение. Собаки – самые преданные и надёжные друзья.
- Посмотрите, а кто спрятался за собачьей будкой? Да это и есть наш пропавший Дружок! Почему же он спрятался за будку? Ему было скучно, вот он и сбежал, да попал на пасеку. А почему пчёлы покусали его? Они не любят когда шумят, бегают, размахивают руками.
II Формирование новых знаний.
- Для того чтобы Дружок больше не сбежал, а у Оли появились новые друзья, мы их нарисуем. На предыдущих уроках мы уже учились рисовать животных. Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисование?
-Что важно соблюдать во время изображения животных?
Сегодня мы будем учиться рисовать по новой технике. Она поможет нам нарисовать пушистых животных. Для этого нам понадобится небольшой кусочек поролона. Но в начале, следует приготовить краски. Если нет нужного цвета, разводим его на палитре. Затем на сухой поролон набираем немного полученной смеси и делаем несколько оттисков, чтобы убрать лишнюю краску. Иначе наш зверёк не получится пушистым.
Затем поролоном «протаптываем» контур животного. Если что-то не получилось ничего страшного, контур можно подправить. Когда контур готов, заполняем его. Кистью рисуем фон. А затем рисуем глаза и нос. Ну и наконец, чтобы глаза были «живыми», надо белой гуашью поставить точку блика на зрачке.
ІІІ Выставка работ учащихся
Молодцы! Вы хорошо потрудились, у девочки Оли появилось много новых друзей.
ІV Итог урока.
-Что мы сегодня учились рисовать?
-А каких животных вы нарисовали (диких или домашних)?
-Для чего люди разводят домашних животных?
-Чем дикие животные отличаются от домашних?
Оценивание по ИЗО и окружающему миру.