kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по чтению и развитию речи во втором классе "Так приходит весна..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок развития устной речи и чтения

Тема: "Весна - красна"

Цели:

  1. Способствовать уточнению и расширению познавательных сведений о весне, как времени года.
  2. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. Добиваться построения правильных ответов на вопросы, составлять логический рассказ.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную адекватность, любовь к весеннему времени года.

Оборудование: учебник «Чтение» 2 класс. Автор – составитель: С.Ю.Ильина.Слайды, фонограммы,  стихами о весне, загадки.,

Ход урока:

                Мотивация учебной деятельности

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, играть, строить предложения.

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла!

 

 Учитель:- Сегодня у нас урок необычный, в одном уроке 2 предмета: развития устной речи и  урок чтения.

Актуализация знаний

Урок развития устной речи

Слайд 2 (мелодия)

Учитель:- Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по чтению и развитию речи во втором классе "Так приходит весна..." »

Интегрированный урок развития устной речи и чтения

Тема: "Весна - красна"

Цели:

  1. Способствовать уточнению и расширению познавательных сведений о весне, как времени года.

  2. Развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы. Добиваться построения правильных ответов на вопросы, составлять логический рассказ.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную адекватность, любовь к весеннему времени года.



Оборудование: учебник «Чтение» 2 класс. Автор – составитель: С.Ю.Ильина. Слайды, фонограммы, стихами о весне, загадки.,

Ход урока:

Мотивация учебной деятельности

Все расселись по местам, никому не тесно?

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

Будем мы читать, играть, строить предложения.

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла!



Учитель: - Сегодня у нас урок необычный, в одном уроке 2 предмета: развития устной речи и урок чтения.

Актуализация знаний

Урок развития устной речи

Слайд 2 (мелодия)

Учитель: - Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручейков, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

- Какие времена года вы знаете?

II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

Учитель:  - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

Я раскрываю почки.

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

посевы поливаю.

Движения полна…

Зовут меня …



Учитель: - Правильно ребята тема нашего урока «Как приходит к нам весна»

Постановка цели урока

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие изменения происходят с приходом весны, назовём отличительные признаки весны составим рассказ о весне и узнаем как описывают приход весны русские поэты и писатели.

Слайд 3

2. Логопедическая минутка

а) Дыхательная гимнастика

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

- Как свистит ветерок? – С-С-С

- Зашуршала травка – Ш-Ш-Ш

- А в травке мы увидели цветок. Понюхаем его

На счет 1 вдох через нос.
На счет 2 выдох через рот со звуком (а- а- х ).

-Зашевелились первые весенние жучки. – Ж-Ж-Ж

- Мухи и комарики – З – З – З

б) Прочитайте чистоговорку:

СНО – СНУ – СНА – к нам пришла весна.

ЖА – ЖО – ЖУ – про весну вам расскажу.

в) прочитайте скороговорку:

Воробьи и синицы – весёлые птицы.







3.А теперь давайте отгадаем загадки

И звонко плачет лишь весной.

Растёт она вниз головой. (сосулька)



Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (ручей)



Солнце пригревает,

Лед на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют? (ледоход)



Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый, самый нежный,

Чистый маленький …(подснежник)

- Скажите, как одним словом можно назвать эти слова?

(приметы весны)

- Какие ещё весенние приметы вы знаете? (снег, солнце, птицы, проталины)



Весна- это время просыпающейся природы, талого снега и первых ручьёв, время первых проталин и подснежников, берёзового сока и молодой ярко-изумрудной листвы, время пения птиц и жужжания жуков

-Сколько месяцев длится весна ?

-какой сейчас весенний месяц?

-А сейчас я загадаю загадки о весенних месяцах:

- И мы с вами поговорим о каждом месяце отдельно.

Опираясь на ваши наблюдения надо назвать отличительные признаки каждого месяца.

1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

- послушайте стихотворение (чтение стихотворения Маша Г.) и скажите, какие изменения происходят в первый месяц весны - март


МАРТ

Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром

Светятся серёжки.

(С.Я.Маршак)

(тает снег, появляются проталинки, с крыш капают сосульки, солнце греет ярче и теплее).

- А какой самый прекрасный праздник отмечают люди в первые весенние дни? (Международный женский день 8 марта).

- В народе, март называют протальник. А как вы думаете, почему его так называют?. Да действительно, из-за быстрого таяния снегов и появления проталин.


2. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)

Про Апрель нам прочитает стихотворение Ира Сергеева

Апрель

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

( С.Я. Маршак)

- Скажите, какие изменения происходят с природой в апреле?

(Лёд на реках ломается, как это называется?, набухают почки, появляются первые весенние цветы – подснежники, мать-и-мачеха, одуванчики, распускается верба, день стал длиннее, снег весь растаял).

- Апрель – водолей. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен Апрель - обманщик, на дню семь погод. К концу этого месяца солнце прогоняет последние остатки снега – поэтому Апрель называют снегогоном. Куда ни ступишь, куда не посмотришь – везде вода.



Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...


Май.

Наступает месяц май.

Птицы радостно запели,

Возвратившись в милый край.

Зацвели, зазеленели

Все деревья и кусты,

Снова пчелы полетели.

За нектаром на цветы.  

(Я. Яковлева)


- Назовите приметы мая.

(Цветут сады, летают насекомые, идут дожди с грозами, зелёная травка, одуванчики, на улице тепло).

Май – месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.

- А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Правильно и чётко ответь на вопрос. Внимание на экран.

1. После какого времени года наступает весна?

Лето.

Зима.

Осень.

2. Как в народе называют весну?

День года.

Утро года. А почему? (вся природа просыпается от зимней спячки)

Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

Дети.

Сосульки.

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледобег.

Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Воробьи .

Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.

Заталинки.

Обталинки.

7. Что происходит с деревьями весной?

Желтеют листья

Распускаются листочки

Засыпают листья

Релаксация.

- Сейчас вы закроете глаза и послушаете звуки весенней природы.

- Ой, кто-то постучался к нам в окно. Это солнышко заглянуло к нам на урок



- Ребята, перед вами лежат солнечные прочитайте, то что написано на них и мы составим рассказ. Надо правильно закончить предложения.

Солнце … (светит ярко).

Снег … (растаял и появились проталины).

Зажурчали … (весёлые ручейки).

С крыш … (капают сосульки).

На деревьях … (набухают почки и появляются листочки.)

На полянках появились …(первые цветочки и зелёная травка)

Из тёплых стран … (прилетают птицы).

Слайд Физминутка:

Весна пришла! Встаём, друзья!
Нас ждёт - торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я
И мы не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят.
Букашки пробудились.
Деревья листьями шумят.
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.



Вывод: - О чем говорили в первой части урока? ( О красоте природы в произведениях поэтов, о том, как приходит весна.)

Урок чтения

Не только поэты славили это время года в своих стихах, но и писатели обращались к необыкновенной красоте весны. Одним из них был

И. Соколов - Микитов великий русский мастер слова, написавший рассказ « Весна - красна»

Чтение текста учителем.

По названию рассказа мы можем определить, о чём пойдёт речь в этом рассказе?

Словарная работа:

Пуховки – цветы вербы , мягкие, пушистые, похожие на мягкие, пушистые перышки птиц.

Раскисли (дороги) – земля, напитанная водой.

Самостоятельное чтение текста

- Во время чтения отметьте те слова, которые вам будут непонятны.

Выборочное чтение текста

1) Как автор называет цветы вербы. Прочитайте в тексте предложение, в котором говорится о распустившихся вербах. Почему?

2) Внимательно посмотрите на картину и найдите в рассказе предложения, которые подходят к этой картине. (Солнце, капают сосульки)

3) Найдите и прочитайте предложения:

-о реке;

-о снеге;

-о дорогах.

в) найдите в тексте предложение и продолжите его?

«На пригорке возле….. школы зазеленела трава.»

г) Загадка

Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей!)

Беседа о птицах.

- Как люди должны помогать птицам, которые не улетают в тёплые края?

Когда особенно нужна помощь?

- Воробей – зимующая? Найдите строчки в рассказе о воробье.

д) Кто изображен на этой картине? (Грач)

- Прочитайте строчки о грачах.

Почему в рассказе грачи названы белоносыми?

-Грач - на горе – весна на дворе.

- Обьясните смысл пословицы.

Вот и подошёл наш урок к концу. И мне хотелось бы его закончить отрывком из стихотворения Виктора Шкварь.
И с каждым днём роскошнее короны… 
И с каждым днём трава всё зеленей… 
Был белый мир - становится зелёным, 
И на душе от этого светлей…

Весна ковёр цветочный расстелила… 
И буйным цветом расцвели сады… 
Скворечники и гнёзда заселила… 
Наполнила и реки, и пруды… 

Идём с весной мы по дороге к лету…
И душу согревает нам весна…
Как нравится мне время года это!..
Красавица!.. Весна!.. Весна – красна!..


Слайд Рефлексия

3. Рефлексия:

– Ребята, оцените свою работу. Откройте конверты, достаньте цветы.

- Если вы считаете, что работали активно, не допускали ошибок – возьмите красный цветок.

- Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите желтый цветок.

- Если вам нужно еще потрудиться – возьмите зеленый листок.

- Давайте прикрепим их на доску возле солнышка. Какая прекрасная полянка у нас получилась. И гости тоже возьмите цветы. – у нас весенняя полянка. Весна очень довольна.


Вывод: Сегодня на уроке развития речи и чтения мы говорили о весне, о красоте русской природы в это время года.

  • Вот и кончился урок,

  • Он пошёл, надеюсь, впрок. 



Домашнее задание

1 . Разукрасить раскраски, которые вам подарила Весна.



Игра "Скажи со словом "весенний". Я говорю слово "погода", а вы мне отвечаете "весенняя погода" и т.д. (бросаю мяч ребенку и говорю слово). Слова: день, дождь, на строение, гроза, солнце, месяцы, цветы, веснушки.



Игра «Бывает – не бывает такое весной»

- Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.

Весной:

-образовались проталины;

-тает снег и лёд;

-птицы улетают на юг;

-стало теплее;

-день уменьшается;

-листопад;

-идут грозовые дожди;

-листья распускаются.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок по чтению и развитию речи во втором классе "Так приходит весна..."

Автор: Колесник Елена Петровна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217263


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства