-
Постановка темы и целей урока | Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы.(слайд №4) Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше. В воздухе и в воде. Давайте вспомним о многообразии животного мира. (слайд №5) ( дети рассказывают о многообразии животного мира, приводят примеры опираясь на схему) А сейчас отгадайте загадку (слайд №6) Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть – не говорю. О какой группе животных эта загадка? Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, в путешествие с определенным заданием, на подводном спускательном аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами и изучения их строения и поведения. (слайд №7) На протяжении многих лет люди изучают таинственный подводный мир, и чем больше мы о нем узнаем. Тем больше тайн появляется снова и снова. Они такие разные смешные и грозные, огромные и очень маленькие. Колючие и гладкие – эти удивительные рыбы. Во время экспедиции мы: (слайд №8) Вспомним отличительные признаки строения рыб; Понаблюдаем, подумаем и ответим на «хитрый» вопрос; Познакомимся с многообразием рыб; Нарисуем рыбу; Дадим советы людям. Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, (слайд №9) Изучай и береги!» У нас все готово к экспедиции. Начинаем погружение. | Воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире природы. Развитие кругозора. Работа со словар Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми. Девиз использован для единения класса с учителем. Придания уроку положительной идеи. |
-
Постановка проблемного вопроса | Ребята, посмотрите, как здесь красиво…(слайд №10-13). Как много рыб! Каких рыб вы узнали? (дети подготовили небольшие сообщения о рыбах) …(слайд №14) Акула -…видио-фрагмент (Д№1 энциклопедия животных) Щука - … Окунь - … Скат - … Золотая рыбка - … - Ой. А это кто, ребята? Вам знаком этот морской житель? Морской конек. Рыба ли это? …(слайд №15) | Фронтальная форма работы Самостоятельно подготовленные сообщения детей Постановка проблемы урока |
-
Актуализация опорных знаний | Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение и отличительные признаки рыб. Собираем пазл. На магнитах к доске детьми прикрепляются иллюстрации частей рыбы так, что в результате работы собирается она вся. Из каких частей состоит рыба? (Дети выбегают к доске. Прикрепляют часть, учитель уточняет знания детей) - Что вам известно о глазах рыбы? У многих рыб хорошее зрение и у их глаз нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза. - Для чего рыбе нужны жабры? Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз. — Почему же рыба может жить в воде, а человек — нет? Туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. Плавники. С помощью них рыба может плавать то ниже, то выше. С помощью хвоста рыба может поворачивать. Что это за внутренний орган у нас остался? Ребята, плавательный пузырь - это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб? (Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.) 2. Парная работа (интегрированное задание). Внимательно рассмотрите рыбок на картинках. Что вы заметили? (Не хватает чешуи.) Как вы думаете, для чего рыбе нужна чешуя? (Это защитный слой.) (Далее рассказ сопровождается показом принципа расположения чешуек на теле рыбы.) Эти образования расположены правильными рядами, часто прикрывая краями друг друга. Чтобы это запомнить, предлагаю вам приклеить к нашим рыбкам чешуйки. Эту работу вы будете выполнять в парах (к доске прикрепляется значок парной работы), сообща и дружно. Когда закончите, дайте мне знать. Приготовьте свои рабочие места. На эту работу я вам даю 5 минут. Звоночек оповестит вас о начале и окончании работы. Приступайте. Включается музыка. 3. Итоги парной работы. Ребята, какие красивые рыбки получились у вас. Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных детей. Положите, рыбок | Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений – игровая ситуация. Мыслительные приемы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза. Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, аккуратности, сотрудничества, а главное закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек. Качественная оценка деятельности учащихся; учитель поддерживает ситуацию успеха. |
Групповая работа | (Обращение к картинному плану.) Наша экспедиция продолжается. — На какой вопрос мы с вами должны ответить? (Морской конёк — это рыба?) На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах (на доске появляется значок групповой работы). Детям раздаются текст с заданием. Группа ответит на вопрос, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы. Когда работа будет выполнена, дайте мне знать. На эту работу я вам даю 5 минут. — К какому выводу вы пришли? {Мы считаем, что....) Вывод. Вы все хорошо поработали и пришли к единому выводу. Морской конёк. — это рыба! Почему у нас закралось сомнение, что это животное не рыба? Верно, и это своеобразие этой рыбы. Теперь я предлагаю вам послушать сказку. {Сказка сопровождается показом слайд- шоу.) В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостом за водоросль. Он стал размышлять, хорошо ли живется морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. Ребята, знаете ли вы этих рыб? (Слайды №16-17) И заговорили рыбы человеческим голосом. Стали они рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море. — Ребята, как вы думаете, почему? Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не может. — Ребята, как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей? Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям разных водоёмов уютно жилось в их домах? (Указание на последний пункт картинного плана.) Дети работают в парах. Выступают со своими предложениями. Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты. Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать. (Слайд №18) - Чем полезна рыба? В рыбе, как и в мясе, очень много ценного белка, который усваивается гораздо быстрее и легче, чем мясной. Особенно полезной считается рыба для умственной деятельности, потому что в ней много нужного мозгу фосфора. Многие художники изображали в своих работах рыб. Натюрморт художника Александра)Адриансена (1587-1661) (Слайды №19 «Рыбы». Он предпочитал рисовать «морские» натюрморты, в мягких тонах с характерным серебристым мерцанием. Художник правдоподобно передал впечатление натуральной свежеразделанной рыбы. Серебристый оттенок создает полную иллюзию капель влаги на чешуе. Мы выяснили из каких частей состоит рыба, ее поведение, а теперь попробуем нарисовать сказочную рыбку. Самостоятельная работа учащихся. Рисование рыбы. (Слайды №20-21) (Во время работы звучит тихо музыка. Учитель делает дополнительные сообщения о жизни морских рыб, аквариумных рыбках) Выставка работ. | Идет активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу. Обобщению. Работа с текстом. Формируется самостоятельность мыслительной деятельности. Совместная деятельность сплачивает, дает возможность каждому ребенку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала. Выбор и использование данного жанра (экологическая сказка) обусловлено возрастными психологическими особенностями восприятия детей данного возраста. Расширение кругозора детей. Установление причинно-следственных связей, осознание взаимосвязи всего живого на планете. Осознание детьми их значимости в решении экологических проблем, ответственности за происходящие катастрофы всего человечества и каждого человека в отдельности, межпредметные связи, актуальность проблемы, связь с жизнью Здоровое питани Развитие эстетического Самостоятельная работа. Создание прекрасного подводного мира. |
Итог урока | Итак, ребята, наш урок-экспедиция подходит к концу. О какой группе животных мы сегодня говорили? Что общего у всех рыб? Чем отличаются рыбы? (Слайд №22) На какой вопрос ответили? С какими рыбами познакомились во время экспедиции? Кроме того, мы дали советы людям и себе, как сохранить богатство морей. Как вы себя чувствовали на уроке? Работа с иллюстративным материалом. У вас на партах лежат иллюстрации с животными. Тот, кто считает, что у него рыба, выбегайте к доске и прикрепляйте её к морскому дну. Молодцы! Какое красивое море у нас получилось! Ни один из вас не поместил сюда насекомое, зверя или птицу. Значит, вы хорошо усвоили отличия рыб от других животных, и наша экспедиция была не напрасной. Игра «Эрудит» (слайд№23-24) Я очень довольна вами и вашей работой на уроке. Мне было с вами интересно. 3. Выставление отметок за урок. Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу. Домашнее задание. (Слайд№25) Подготовить рассказ о рыбах и рисунок. | Подведение итогов Выставка книг о подводном мире. Межпредметные связи. |