kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок Окружающий мир Изобразительное искусство Тема: «Животный мир. Рыбы. Рисование золотой рыбки» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Интегрированный урок

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Тема: «Животный мир. Рыбы.

Рисование золотой рыбки»

3 класс

Урок-экспедиция

программа "Начальная школа 21 века"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок Окружающий мир Изобразительное искусство Тема: «Животный мир. Рыбы. Рисование золотой рыбки» 3 класс »

МОУ «СОШ с. Николаевка Ивантеевского района

Саратовской области»













Интегрированный урок

Окружающий мир

Изобразительное искусство

Тема: «Животный мир. Рыбы.

Рисование золотой рыбки»

3 класс

Урок-экспедиция

Учитель начальных классов

Рощупкина

Татьяна Александровна














Тема: «Животный мир. Рыбы.

Рисование золотой рыбки»

Нетрадиционная форма: урок-экспедиция.

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.


Цель урока: повторение, закрепление и углубление знаний де­тей о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.


Задачи урока:

  1. Образовательные: повторение, закрепление и углубление зна­ний о классе рыб, их существенных отличительных призна­ках, особенностях строения; познакомить детей с некоторыми морскими рыбами, с особенностями располо­жения чешуи на поверхности тела некоторых из них; посред­ством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой формы работы логично и аргументировано отве­тить на проблемный вопрос; развивать умение детей работать с текстом; формировать у детей представление о необходи­мости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей.

  2. Развивающие: развитие познавательной активности и твор­ческих способностей учащихся, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; развивать умение следовать заданному алгоритму действий, совершенство­вать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления, развивать психичес­кие процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность; интерес к изобразительному творчеству; умение критически оценивать свою рабо­ту и себя — способность к рефлексии; развивать в детях чувст­во уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку, осознать свою значимость в достижении общей цели; разви­тие эстетических представлений и художественного вкуса.

  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бе­режного отношения к миру природы, осознанию своей зна­чимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.




Ход урока


Этап урока

Содержание

Задачи этапа

Организация детей на занятие

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Мотивационный компонент урока. Поддержание эмоционально-положительного настроения на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Постановка темы и целей урока

Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы.(слайд №4)


Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше. В воздухе и в воде. Давайте вспомним о многообразии животного мира. (слайд №5) ( дети рассказывают о многообразии животного мира, приводят примеры опираясь на схему)


А сейчас отгадайте загадку (слайд №6)


Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть – не говорю.

О какой группе животных эта загадка?

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, в путешествие с определенным заданием, на подводном спускательном аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами и изучения их строения и поведения. (слайд №7)


На протяжении многих лет люди изучают таинственный подводный мир, и чем больше мы о нем узнаем. Тем больше тайн появляется снова и снова. Они такие разные смешные и грозные, огромные и очень маленькие. Колючие и гладкие – эти удивительные рыбы.

Во время экспедиции мы: (слайд №8)



  • Вспомним отличительные признаки строения рыб;

  • Понаблюдаем, подумаем и ответим на «хитрый» вопрос;

  • Познакомимся с многообразием рыб;

  • Нарисуем рыбу;

  • Дадим советы людям.


Наша экспедиция будет проходить под девизом:

«Наблюдай и восхищайся, (слайд №9)


Изучай и береги!»

У нас все готово к экспедиции. Начинаем погружение.








Воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире природы.





















Развитие кругозора.


Работа со словар

Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми.

Девиз использован для единения класса с учителем. Придания уроку положительной идеи.


Работа в группах. Пока мы с вами погружаемся в подводный мир, вспомните все, что вы знаете о рыбах по этим направлениям: первая группа - среда обитания,

вторая - питание,

третья группа – размножение.

(выступление групп).

Работа в группах.


Постановка проблемного вопроса








Ребята, посмотрите, как здесь красиво…(слайд №10-13).


Как много рыб! Каких рыб вы узнали?

(дети подготовили небольшие сообщения о рыбах) …(слайд №14)


Акула -…видио-фрагмент (Д№1 энциклопедия животных)

Щука - …

Окунь - …

Скат - …

Золотая рыбка - …

- Ой. А это кто, ребята? Вам знаком этот морской житель? Морской конек. Рыба ли это? …(слайд №15)




Фронтальная форма работы





Самостоятельно подготовленные сообщения детей


Постановка проблемы урока







Актуализация опорных знаний

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение и отличительные признаки рыб.

  1. Собираем пазл.

На магнитах к доске детьми прикрепляются иллюстрации частей рыбы так, что в результате работы собирается она вся. Из каких частей состоит рыба? (Дети выбегают к доске. Прикрепляют часть, учитель уточняет знания детей)

- Что вам известно о глазах рыбы? У многих рыб хорошее зрение и у их глаз нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза.

- Для чего рыбе нужны жабры? Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем вытал­кивают воду через наружные щели позади глаз.

— Почему же рыба может жить в воде, а че­ловек — нет?

Туловище, тело рыб обтекаемо, что облег­чает им плавание.

Плавники. С помощью них рыба может плавать то ниже, то выше. С помощью хвоста рыба может поворачи­вать.

Что это за внутренний орган у нас остался? Ребята, плавательный пузырь - это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.

Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб? (Жабры, чешуя, плавники, плаватель­ный пузырь.)

2. Парная работа (интегрированное задание).
Внимательно рассмотрите рыбок на картин­ках. Что вы заметили? (Не хватает чешуи.)
Как вы думаете, для чего рыбе нужна че­шуя? (Это защитный слой.)

(Далее рассказ сопровождается показом принципа расположения чешуек на теле рыбы.) Эти образования расположены пра­вильными рядами, часто прикрывая края­ми друг друга. Чтобы это запомнить, пред­лагаю вам приклеить к нашим рыбкам че­шуйки.

Эту работу вы будете выполнять в парах (к доске прикрепляется значок парной рабо­ты), сообща и дружно. Когда закончите, дайте мне знать.

Приготовьте свои рабочие места. На эту работу я вам даю 5 минут. Звоночек оповестит вас о начале и окончании работы. Приступайте. Включается музыка.

3. Итоги парной работы.

Ребята, какие красивые рыбки получились
у вас. Такие великолепные работы могли
получиться только у очень дружных детей.
Положите, рыбок

  • Чем же покрыто тело рыб?

  • Для чего рыбе нужна чешуя?






Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений – игровая ситуация.





















Мыслительные приемы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.











Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, аккуратности, сотрудничества, а главное закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек.


Качественная оценка деятельности учащихся; учитель поддерживает ситуацию успеха.


Физминутка

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя

Не знает дно морское


Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, развивается внимание.


Групповая работа

(Обращение к картинному плану.) Наша экспедиция продолжается. — На какой вопрос мы с вами должны отве­тить? (Морской конёк — это рыба?) На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах (на доске появляется значок груп­повой работы). Детям раздаются текст с заданием.

Группа ответит на вопрос, доказывая своё мнение словами из текста.

Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, ко­торый будет защищать работу группы.

Когда работа будет выполнена, дайте мне знать. На эту работу я вам даю 5 минут.

— К какому выводу вы пришли? {Мы счита­ем, что....)

  • Что ещё интересного вы узнали о морс­ком коньке из этой статьи?

Вывод. Вы все хорошо поработали и приш­ли к единому выводу. Морской конёк. — это рыба! Почему у нас закралось сомнение, что это животное не рыба? Верно, и это своеоб­разие этой рыбы.

Теперь я предлагаю вам послушать сказку.

{Сказка сопровождается показом слайд-

шоу.)

В тёплом море жил морской конёк.

Он очень любил путешествовать.

В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостом за водоросль. Он стал размышлять, хорошо ли живется морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы.

Ребята, знаете ли вы этих рыб?

(Слайды №16-17)


И заговорили рыбы человеческим голосом.

Стали они рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.

— Ребята, как вы думаете, почему?

Опечалился морской конёк, грустно стало

ему, ведь помочь своим друзьям он ничем

не может.

— Ребята, как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?

Какие советы мы можем дать людям, чтобы

жителям разных водоёмов уютно жилось в

их домах? (Указание на последний пункт картинного плана.) Дети работают в парах. Выступают со своими предложениями.

Молодцы, ребята. Эти

советы очень важны для жителей нашей планеты. Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать. (Слайд №18)


- Чем полезна рыба?

В рыбе, как и в мясе, очень много ценного белка, который усваивается гораздо быстрее и легче, чем мясной. Особенно полезной считается рыба для умственной деятельности, потому что в ней много нужного мозгу фосфора.

Многие художники изображали в своих работах рыб.


Натюрморт художника Александра)Адриансена (1587-1661) (Слайды №19


«Рыбы». Он предпочитал рисовать «морские» натюрморты, в мягких тонах с характерным серебристым мерцанием. Художник правдоподобно передал впечатление натуральной свежеразделанной рыбы.

Серебристый оттенок создает полную иллюзию капель влаги на чешуе.

Мы выяснили из каких частей состоит рыба, ее поведение, а теперь попробуем нарисовать сказочную рыбку. Самостоятельная работа учащихся. Рисование рыбы. (Слайды №20-21)


(Во время работы звучит тихо музыка. Учитель делает дополнительные сообщения о жизни морских рыб, аквариумных рыбках)




Выставка работ.


Идет активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу. Обобщению. Работа с текстом. Формируется самостоятельность мыслительной деятельности. Совместная деятельность сплачивает, дает возможность каждому ребенку почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала.









Выбор и использование данного жанра (экологическая сказка) обусловлено возрастными психологическими особенностями восприятия детей данного возраста.











Расширение кругозора детей.











Установление причинно-следственных связей, осознание взаимосвязи всего живого на планете.

Осознание детьми их значимости в решении экологических проблем, ответственности за происходящие катастрофы всего человечества и каждого человека в отдельности, межпредметные связи, актуальность проблемы, связь с жизнью


Здоровое питани


Развитие эстетического


Самостоятельная работа. Создание прекрасного подводного мира.


Итог урока

Итак, ребята, наш урок-экспедиция подходит к концу.

О какой группе животных мы сегодня говорили?

Что общего у всех рыб?

Чем отличаются рыбы? (Слайд №22)


На какой вопрос ответили?

С какими рыбами познакомились во время экспедиции?

Кроме того, мы дали советы людям и себе, как сохранить богатство морей.

Как вы себя чувствовали на уроке?


Работа с иллюстративным материалом.
У вас на партах лежат иллюстрации с животными. Тот, кто считает, что у него рыба,
выбегайте к доске и прикрепляйте её к морскому дну. Молодцы! Какое красивое море у нас получилось!
Ни один из вас не поместил сюда насеко­мое, зверя или птицу. Значит, вы хорошо
усвоили отличия рыб от других животных, и
наша экспедиция была не напрасной.

Игра «Эрудит» (слайд№23-24)


Я очень довольна вами и вашей работой на уроке.

Мне было с вами интересно.

3. Выставление отметок за урок.

Урок закончен. Спасибо всем за хорошую работу.

Домашнее задание. (Слайд№25)


Подготовить рассказ о рыбах и рисунок.


Подведение итогов



















Выставка книг о подводном мире.












Межпредметные связи.

  1. Используемая литература

1. Окружающий мир. Учебник для 3 класса Н.Ф. Виноградова.

2. Диск №1 Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия 2006.

3. В школу с радостью. 1-4 классы: уроки, инсценированные сказки, праздники/ сост. Т.Н. Бровкина. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Газета «Педагогическое творчество».

5. Энциклопедия животных.

6. okrmir. ru наглядный учебный материал для детей.

7. viki.rdf.ru

8. Фотографии взяты на сайте:

http://akvariumt.boom.ru/page39.html
















8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Рощупкина Татьяна Александровна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства