Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения «Матрёшка – русская душа»
Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения «Матрёшка – русская душа»
Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения по программе «Школа России» для 3 класса. Тема: «Матрёшка – русская душа». Данный урок направлен на формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, умение планировать, анализировать и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Учащиеся узнают историю возникновения матрёшки, знакомятся с традициями росписи игрушки.Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Урок соответствует ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения «Матрёшка – русская душа» »
Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения
3 класс
Программа «Школа России»
Учитель: Коковина Е.В.
Тема: «Матрёшка – русская душа»
Цель: формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа; умение планировать, анализировать и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.
Задачи:
- формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков;
- первоначальное знакомство с традициями росписи игрушки – матрешки;
- формирование действия самооценки и контроля;
- воспитание эстетического вкуса.
УУД:
Личностные: ценят и принимают следующие базовые ценности: «природа», «красота»; видят прекрасное вокруг себя.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения задания под руководством учителя; используют в работе художественные инструменты и материалы; оценивают свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении».
Познавательные: узнают историю возникновения матрешки.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения по теме урока.
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Информационно-методическое обеспечение: ИКТ.
Техническое обеспечение занятия: ПК, интерактивная доска, проектор.
Материал с сайта свободной энциклопедии Википедия www.wikipedia.org/wiki/Матрёшка.
ХОД УРОКА
I. Вступление.
- Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок!
- Давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
II. Сообщение темы, определение целей урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое. И поговорим о старинном символе России.
- А о каком, вы узнаете из загадки:
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
На столе у нас живут
Отгадайте, как зовут?
- Правильно, матрёшка! Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России – матрёшке – символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия.
А хотите узнать, как родилась матрешка? Однажды в руки Подмосковных художников попала японская деревянная игрушка – японец Фукурума, а в нем мал-мала-меньше – вся его семья. Вот тогда и решили попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить (вырезать) из дерева такую же свою национальную игрушку – русскую матрешку. Деревянную матрешку расписал художник Сергей Малютин. Одели ей красивый сарафан с передником, вышитую кофточку и повязали на голове косыночку. Та и родилась матрешка – россияночка, а в ней мал мала меньше девочки и мальчики, а последним был спеленатый малыш. Первая матрешка в руках держала петушка. Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (научимся разными способами украшать шаблон матрешки)
III. Основная часть
1. Работа над загадкой
- Прочитаем текст загадки выразительно, соблюдая правильную интонацию.
- Какие слова помогли разгадать эту загадку?
Найдите эти слова.
- Как убедиться, правы ли мы?
- Мы обратимся к справочной литературе. Для этого прочитаем лексическое значение слова по словарю Ожегова.
«Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».
Вывод: ключевые слова загадки и лексическое значение слова одинаковы.
2. Работа над стихотворениями
Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!
Сейчас будем читать стихи. Вам предстоит отработать навыки выразительного чтения и ответить на вопросы.
Вспомним девиз работы в группе.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
3. Анализ произведения
Чтение стихотворений детьми
1 группа
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
… танцуют,
… смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти …!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- ….
А. Гришин
Задание:
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.
2 группа
… - древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
Т. Незнамова
Задание:
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.
3 группа
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные … - сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко
Задание:
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.
Вывод: Матрешка – одна из любимых игрушек. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениров за рубежом. Много стихов и песен посвятили этой игрушке. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.
4. Самостоятельная творческая работа
- Сегодня Вы будете мастерами. Ваше произведение – «Матрешка».
1 группа
Роспись шаблона матрёшки цветными карандашами и фломастерами.
План работы
Показать лицо и линию волос.
Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.
Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.
Растительный узор: цветочный мир, листья и ягоды.
Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
2 группа
Аппликация «Матрёшка».
План работы
Наложите все детали из цветной бумаги на шаблон.
Приклейте детали на основу – матрешку.
Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.
Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.
Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
3 группа
Коллаж «Матрёшка»
План работы
Показать линию волос.
Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.
Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.
Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.
Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу музыку с русскими народными мелодиями, которые будут вам навевать русский дух, поднимать настроение и помогать выполнить работу на отлично! (звучит музыка)
4. Итог работы.
Выставка работ
- Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение. И ни чего страшного, если у кого – то что – то не получилось, ведь художники разные и матрёшки тоже должны быть разными.
Кроссворд
Русское чудо
Русское чудо!
По-русски хороша.
Русская матрёшка –
Русская душа.
Каждая матрёшка
Имеет продолжение.
Новая жизнь,
Новое рождение.
Загляни ей в сердце –
Продолжишь удивляться.
Русскими узорами
Не налюбоваться.
На Руси Великой
Знает целый мир,
Есть русская матрёшка –
Русский сувенир.
(А. П. Гущина)
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причём, чем больше труда вложено в матрёшку, тем это произойдёт быстрее. Пусть матрёшка, которую вы сегодня сделали, принесёт тепло и уют в ваш дом.
5. Рефлексия.
А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа. Подумали, выберите себе кружок вашего настроения.
Урок закончен, можете отдыхать!
1 группа
Роспись шаблона матрёшки цветными карандашами и фломастерами.
План работы
1. Показать лицо и линию волос.
2. Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.
3. Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.
4. Растительный узор: цветочный мир, листья и ягоды.
5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
2 группа
Аппликация «Матрёшка».
План работы
1. Наложите все детали из цветной бумаги на шаблон.
2. Приклейте детали на основу – матрешку.
3. Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.
4. Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.
5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
3 группа
Коллаж «Матрёшка»
План работы
1. Показать линию волос.
2. Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.
3. Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.
4. Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.
5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.
1 группа
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
… танцуют,
… смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти …!
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются- ….
А. Гришин
Задание:
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.
2 группа
… - древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
Т. Незнамова
Задание:
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.
3 группа
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные … - сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
Н. Радченко
Задание:
1. Вставьте подходящие по смыслу слова.
2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.