kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения «Матрёшка – русская душа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения по программе «Школа России» для 3 класса. Тема: «Матрёшка – русская душа». Данный урок направлен на формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа, умение планировать, анализировать и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Учащиеся узнают историю возникновения матрёшки, знакомятся с традициями росписи игрушки.Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Урок соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения «Матрёшка – русская душа» »

Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения

3 класс

Программа «Школа России»

Учитель: Коковина Е.В.

Тема: «Матрёшка – русская душа»

Цель: формирование потребности изучать обычаи и историю своего народа; умение планировать, анализировать и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

Задачи:

- формирование нравственности, уважения и бережного отношения к традициям предков;

- первоначальное знакомство с традициями росписи игрушки – матрешки;

- формирование действия самооценки и контроля;

- воспитание эстетического вкуса.

УУД:

Личностные: ценят и принимают следующие базовые ценности: «природа», «красота»; видят прекрасное вокруг себя.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место; определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; определяют план выполнения задания под руководством учителя; используют в работе художественные инструменты и материалы; оценивают свое задание по следующим параметрам: «легко выполнять», «возникли сложности при выполнении».

Познавательные: узнают историю возникновения матрешки.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения по теме урока.

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Информационно-методическое обеспечение: ИКТ.

Техническое обеспечение занятия: ПК, интерактивная доска, проектор.

Материалы: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, подкладной лист.

Информационные источники:

Материал с сайта свободной энциклопедии Википедия www.wikipedia.org/wiki/Матрёшка.












ХОД УРОКА

I. Вступление.

- Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок!

- Давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

- Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.


II. Сообщение темы, определение целей урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в далёкое прошлое. И поговорим о старинном символе России.

- А о каком, вы узнаете из загадки:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

На столе у нас живут

Отгадайте, как зовут?

- Правильно, матрёшка! Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России – матрёшке – символу дружбы и любви, пожелания счастья и благополучия.

А хотите узнать, как родилась матрешка? Однажды в руки Подмосковных художников попала японская деревянная игрушка – японец Фукурума, а в нем мал-мала-меньше – вся его семья. Вот тогда и решили попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить (вырезать) из дерева такую же свою национальную игрушку – русскую матрешку. Деревянную матрешку расписал художник Сергей Малютин. Одели ей красивый сарафан с передником, вышитую кофточку и повязали на голове косыночку. Та и родилась матрешка – россияночка, а в ней мал мала меньше девочки и мальчики, а последним был спеленатый малыш. Первая матрешка в руках держала петушка. Матрешка сразу понравилась и взрослым и детям.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (научимся разными способами украшать шаблон матрешки)


III. Основная часть

1. Работа над загадкой

- Прочитаем текст загадки выразительно, соблюдая правильную интонацию.

- Какие слова помогли разгадать эту загадку?

Найдите эти слова.

- Как убедиться, правы ли мы?

- Мы обратимся к справочной литературе. Для этого прочитаем лексическое значение слова по словарю Ожегова.

«Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера».

Вывод: ключевые слова загадки и лексическое значение слова одинаковы.


2. Работа над стихотворениями

Матрёшки всегда радуют нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Сейчас будем читать стихи. Вам предстоит отработать навыки выразительного чтения и ответить на вопросы.

Вспомним девиз работы в группе.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

3. Анализ произведения

Чтение стихотворений детьми

1 группа

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

… танцуют,

… смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки –

Какие веселые

Эти …!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются- ….

А. Гришин

Задание:

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.

2 группа

… - древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Т. Незнамова

Задание:

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.

3 группа

На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные … - сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

Н. Радченко

Задание:

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.

Вывод: Матрешка – одна из любимых игрушек. Она стала желанной гостьей в каждом доме и русским сувениров за рубежом. Много стихов и песен посвятили этой игрушке. Если Вы хотите узнать больше, то можете обратиться за помощью в библиотеку и взять дополнительный материал.


4. Самостоятельная творческая работа

- Сегодня Вы будете мастерами. Ваше произведение – «Матрешка».

1 группа

Роспись шаблона матрёшки цветными карандашами и фломастерами.

План работы

  1. Показать лицо и линию волос.

  2. Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.

  3. Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.

  4. Растительный узор: цветочный мир, листья и ягоды.

  5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

2 группа

Аппликация «Матрёшка».

План работы

  1. Наложите все детали из цветной бумаги на шаблон.

  2. Приклейте детали на основу – матрешку.

  3. Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.

  4. Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.

  5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

3 группа

Коллаж «Матрёшка»

План работы

  1. Показать линию волос.

  2. Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.

  3. Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.

  4. Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.

  5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

Желаю всем творческих успехов! А чтобы вам было приятней работать, я вам включу музыку с русскими народными мелодиями, которые будут вам навевать русский дух, поднимать настроение и помогать выполнить работу на отлично! (звучит музыка)


4. Итог работы.

Выставка работ

- Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение. И ни чего страшного, если у кого – то что – то не получилось, ведь художники разные и матрёшки тоже должны быть разными.


Кроссворд


Русское чудо

Русское чудо!

По-русски хороша.

Русская матрёшка –

Русская душа.


Каждая матрёшка

Имеет продолжение.

Новая жизнь,

Новое рождение.


Загляни ей в сердце

Продолжишь удивляться.

Русскими узорами

Не налюбоваться.


На Руси Великой

Знает целый мир,

Есть русская матрёшка –

Русский сувенир.

(А. П. Гущина)


Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причём, чем больше труда вложено в матрёшку, тем это произойдёт быстрее. Пусть матрёшка, которую вы сегодня сделали, принесёт тепло и уют в ваш дом.


5. Рефлексия.

А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам расписывать матрёшку, получилась ли у вас работа. Подумали, выберите себе кружок вашего настроения.

Урок закончен, можете отдыхать!





































1 группа

Роспись шаблона матрёшки цветными карандашами и фломастерами.

План работы

1. Показать лицо и линию волос.

2. Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.

3. Далее рисуем одежду для нашей матрешки: платочек, рукава, передник.

4. Растительный узор: цветочный мир, листья и ягоды.

5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.




2 группа

Аппликация «Матрёшка».

План работы

1. Наложите все детали из цветной бумаги на шаблон.

2. Приклейте детали на основу – матрешку.

3. Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.

4. Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.

5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

3 группа

Коллаж «Матрёшка»

План работы

1. Показать линию волос.

2. Аккуратно наметить глаза, нос и рот, щёки.

3. Декорируйте (украсьте) матрешку цветами.

4. Разукрасьте лицо и оставшиеся части фломастерами и карандашами.

5. Подбирайте цвета так, чтобы матрешка получилась яркой, нарядной.

















1 группа

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем –

В ней прячется дочка.

… танцуют,

… смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки –

Какие веселые

Эти …!

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одёжки,

Называются- ….

А. Гришин



Задание:

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.




2 группа

… - древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Т. Незнамова


Задание:

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.













3 группа

На полке куколка стоит,

Она скучает и грустит.

Но в руки ты её возьмёшь

И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд

Пять милых куколок стоят.

Хоть роста разного, но всё же

Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых

Румяные … - сёстры.

Была одна, а стало пять,

Им больше некогда скучать!

А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

Н. Радченко


Задание:

1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

2. Найдите и подчеркните слова, доказывающие, что в стихотворении говорится о матрёшках.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок ИЗО, технологии, литературного чтения «Матрёшка – русская душа»

Автор: Коковина Елена Валентиновна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161894


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства