kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок чтение и музыка "Розовый слон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен по программе НПК "Гармония", Г.Горбовский "Розовый слон". В основу урока положено интегрированное сочетание стихотворения "Розовый слон" на слова Г.Горбовского и музыкального произведения из кинофильма для детей "Боба и слон". На уроке ученики анализируют художественное произведение и соединяют его с музыкальным произведением: работа творческих мастерских, которые в тексте находили главные слова, подбирали музыкальную характеристику герою и составляли таблицу для сравнения "настроения животного"  -розового слона. На уроке проведена музыкальная физкультминутка, учащиеся заучивали и исполняли с движениями это музыкальное произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок чтение и музыка "Розовый слон"»


Интегрированный урок чтение – музыка во 2-м классе по теме

Г. Горбовский «Розовый слон»

(Авторы: Кириллова Л. В., учитель начальных классов; Бабыкина И. А., учитель музыки и МХК)

1 слайд

Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением «Розовый слон».

  2. Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности.

  3. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать  эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.

  4. Определить связь литературы с другими видами искусств (музыка, изобразительное искусство, кино)

  5. Развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление.

  6. Побуждать детей к творческому самовыражению.

 

Ход урок

Организационный момент.

 

Л: Долгожданный дан звонок.

И: Начинаем мы урок.

Л: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…

И: И тихонечко садитесь.


Изучение нового материала.


  1. Постановка проблемы. Сообщение темы и  целей урока.

– Героя произведения, о котором мы будем говорить, угадайте сами.


Ловко воду набирая

Хоботом из луж,

Самого себя купая,

Кто устроил душ?

                      (Слон.)

2 слайд


- А что вы знаете о слоне?


2. Сообщение учащегося:

3 слайд

Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.

 

- Может быть кто-то видел живого слона, а кто-то нет.

- А где можно встретиться со слоном, узнать о его жизни?


- Сегодня мы познакомимся ещё с одним слоном.

Откройте учебник на стр. 102.

Прочтите название стихотворения, имя и фамилию автора.

- Г. Горбовский «Розовый слон»

- Определите  цель нашего урока.


3. Сведения об авторе.

4 слайд

Горбовский Глеб Яковлевич.

Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября 1931, Ленинград) — русский поэт, писатель Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы.

Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни.

Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем,  грузчиком, лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях на Камчатке, Сахалине, в Якутии.

В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных  поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен Глеб Яковлевич Горбовский - Лауреат Государственной премии РСФСР (1984), Академик Академии российской словесности.

 

4. Первичное чтение стихотворения учителем.

Учитель читает, а дети работают карандашом.


5.  Беседа по восприятию.

 

- Какое настроение вызвало у вас это произведение?

- Почему слон  розовый?

- Что означает слово «розовый»?


5 слайд

- В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый

- Какое выражение знаете со словом «розовый»? (Все в «розовом цвете»)

- Что это означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого)

- Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой? (Добрый, хороший)


5.  Групповая работа


В жизни очень часто бывает, когда стихи, написанные поэтом для того чтобы их читали, ложатся в основу совершенно других произведений искусства. Так произошло и со стихотворением «Розовый слон».

- Подумайте и скажите, а какие произведения искусства можно создать на основе стихотворения «Розовый слон»? (Дети могут называть разные виды искусства).

- Подумайте, что удобно сделать с этим произведением?

- Поясните, почему вы считаете что именно эти произведения искусства можно создать? (Песня – удобно спеть, изобразительное искусство – хочется нарисовать, кино – можно написать сценарий и поставить целый фильм)


- Я предлагаю вам побывать в роли великих людей: музыкантов, художников и сценаристов. Каждая группа получает задание (на каждом столе листы бумаги, цветные фломастеры, ручки):

1 группа – художники. Вы должны нарисовать при помощи слов «Розового слона», как можно точнее передав содержание стихотворения. Особое внимание обратите на детали: взгляд, уши, форму, размер и цвет.

2 группа – композиторы. Вы должны написать песню. Текст песни есть, не хватает музыки. Какая она должна быть, какие средства музыкальной выразительности вы, как композиторы, используете: темп, силу звука, высоту, цветовое решение. Свои предложения запишите на листочке.

3 группа – самая сложная - сценаристы. Вы должны написать сценарий, по которому снимут художественный фильм. Расширьте свою фантазию, попробуйте выйти из рамок стихотворения, пофантазируйте, дополните содержание. Но смысл о доброте и надежде на хорошее должен сохраниться.

На всю работу дается только 5 минут, после чего представители каждой группы познакомят нас со своими художественными творениями. Время пошло.


Идет групповая работа. По окончании 5-ти минут поочередно каждая группа рассказывает о своем произведении искусства и приводит аргументы, почему выбрали именно эти художественные средства выразительности, а не иные.


Оцениваем работу каждой группы: кто справился, чье произведение вам понравилось?


- Я вам открою маленький секрет. Оказывается стихотворение «Розовый слон» действительно стало основой многих произведений искусства: была написана песня, создан кинофильм «Боба и слон», нарисованы рисунки. И один фрагмент такого произведения мы предлагаем вашему вниманию. Какие виды искусства встретятся здесь вы скажете после просмотра.


6 слайд

Фрагмент с песней «Розовый слон» из кинофильма для детей «Боба и слон» (просмотр)


- Фрагмент какого вида искусства вы сейчас увидели и услышали? (кино)

- А какой вид искусства присутствовал в фильме? (песня)


Если кто-то заинтересовался фильмом, то можете найти его в интернете и посмотреть («Боба и слон», 1972 год, киностудия «Ленфильм»)

6.     Словарная работа.

- Какие непонятные слова встретились в тексте?


Сообщение учащегося:


7 слайд

Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет, не очень высокое 1825 м. Зато толщина ствола просто удивительная достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки.


8 слайд 

Шакал (Canis aureus), хищное млекопитающее  семейства  псовых, 70 сант. длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; дов. высок; многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, на Сенегале; морда острее, чем у волка; по праву ближе к волку 

7. Анализ произведения. Выборочное чтение.

- Менялось ли ваше настроение, когда вы слушали, смотрели, рисовали это произведение?  (Да, менялось. Сначала было весело, потом грустно, потом опять стало  весело, так как появилась надежда).

- Сколько частей в тексте  можно выделить?


Групповая работа.

- И снова работа в группах. За 5 минут вы должны самостоятельно составить схему настроений произведения (стихотворения, песни) указав при этом количество частей (форму выбираете разную), цветовое решение у зависимости от настроения. Посмотрим, какая группа окажется у нас более изобретательной, творческой и с фантазией.


Идет групповая работа. По окончании 5-ти минут поочередно каждая группа рассказывает о своей схеме и приводит аргументы, почему выбрали именно такую форму, цвет, количество и с чем это связано.


9 слайд 

- Сейчас у нас с вами родится ещё одно произведение искусства, какое скажите после.


8. Физкультминутка.


- Какое произведение искусства у нас с вами родилось? (Танец)


10 слайд 

Заполните таблицу, для того, чтобы легче было понять замысел автора и  лучше подготовиться к выразительному чтению.


9. Заполнение таблицы.


1 часть 

- Из скольких четверостиший состоит первая часть? (4)

- Какие слова показались самыми красивыми? (Розовый слон, веселые силы, добрые уши, ласковый взгляд)

- В каком предложении стоит восклицательный знак? (Много веселых было в нем сил!)

- Почему? (Автор радуется, восхищается, говоря о слоне. Слон веселый, розовый).

- Прочитайте их громко, радостно! (Хором)

 Учащиеся заполняют таблицу.

 

2часть

- Найдите главные слова во второй части. Куда попал слон? (Слон попал в плен, в зоопарк)

- Найдите во второй части стихотворения слова, помогающие лучше понять  настроение автора. (Обычный; серый, как дом; загрустил).

- Занесём их в таблицу-

 

3 часть.

- О каких чувствах Г. Я. Горбовского мы можем здесь узнать? (Автор жалеет слона. Верит в его хорошее будущее).

- Какие слова помогают нам это понять? (Зря унываешь, случайно прислонился, извини)

- Какое предложение лучше  других передаёт чувства автора? (Последнее четверостишье).

 Заносим слова в таблицу


- Что важное открыл для нас поэт? (В плену плохо. А на воле слон счастлив)


11 слайд – проверка таблицы

10. Выразительное чтение произведения.

- А сейчас представим, что мы пришли в театр и наслаждаемся игрой артистов, читающих это стихотворение со сцены. Артистами будете вы! Каждая группа будет читать только одну часть (можно распределить по строчке).


Конкурс «Мы - артисты»


- Чтение какой группы соответствовало настроению определенной части?


11.  Подведение итогов урока.

 Вначале урока были поставлены цели.

-  Как вы считаете, мы их достигли?

- В чём заключается замысел автора стихотворения?

- Через какие виды искусств удалось нам понять замысел произведения?


12. Рефлексия.


У вас на столах лежат розовые и белые слоники, которые обозначают:

Розовые – отлично

Белые - плохо

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кто доволен работой своей группы?

- Кому урок понравился?

- Кому понравилась работа учителей?


- Уважаемые гости, оцените работу ребят.

- Оцените работу учителей.


- Спасибо всем за урок, ребята, мы довольны вашей работой и тоже считаем, что задачи, которые были поставлены в начале урока, были полностью решены благодаря вашей активной и творческой и дружной работе.


12 слайд


Домашнее задание:

  1. Выразительное чтение

  2. Найти песни на стихи Г. Горбовского

 

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок чтение и музыка "Розовый слон"

Автор: Кириллова Лидия Владимировна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255013


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства