Интегрированный урок чтение и музыка "Розовый слон"
Интегрированный урок чтение и музыка "Розовый слон"
Урок составлен по программе НПК "Гармония", Г.Горбовский "Розовый слон". В основу урока положено интегрированное сочетание стихотворения "Розовый слон" на слова Г.Горбовского и музыкального произведения из кинофильма для детей "Боба и слон". На уроке ученики анализируют художественное произведение и соединяют его с музыкальным произведением: работа творческих мастерских, которые в тексте находили главные слова, подбирали музыкальную характеристику герою и составляли таблицу для сравнения "настроения животного" -розового слона. На уроке проведена музыкальная физкультминутка, учащиеся заучивали и исполняли с движениями это музыкальное произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок чтение и музыка "Розовый слон"»
Интегрированный урок чтение – музыка во 2-м классе по теме
Г. Горбовский «Розовый слон»
(Авторы: Кириллова Л. В., учитель начальных классов; Бабыкина И. А., учитель музыки и МХК)
1 слайд
Цели:
Познакомить с жизнью и творчеством Г. Горбовского, с его произведением «Розовый слон».
Совершенствовать навык чтения, его выразительность, сознательность, речевые умения, умения детей выражать свои мысли и чувства при анализе стихотворения. Развивать любознательность, творческие способности.
Формировать у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.
Определить связь литературы с другими видами искусств (музыка, изобразительное искусство, кино)
Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
– Героя произведения, о котором мы будем говорить, угадайте сами.
Ловко воду набирая
Хоботом из луж,
Самого себя купая,
Кто устроил душ?
(Слон.)
2 слайд
- А что вы знаете о слоне?
2. Сообщение учащегося:
3 слайд
Самое крупное наземное животное, его называют гигантом суши. Взрослый самец африканского слона достигает 4 метров в высоту и весит около 6 тонн. Индийские слоны не такие крупные.
- Может быть кто-то видел живого слона, а кто-то нет.
- А где можно встретиться со слоном, узнать о его жизни?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним слоном.
Откройте учебник на стр. 102.
Прочтите название стихотворения, имя и фамилию автора.
- Г. Горбовский «Розовый слон»
- Определите цель нашего урока.
3. Сведения об авторе.
4 слайд
Горбовский Глеб Яковлевич.
Горбовский Глеб Яковлевич (4 октября 1931, Ленинград) — русский поэт, писатель Родился в учительской семье, родители Глеба были преподавателями русского языка и литературы.
Стихи писать начал в шестнадцать лет, в армии писал песни.
Глеб Горбовский много ездил по стране, работал слесарем, грузчиком, лесорубом и сплавщиком в Сибири, взрывником в геологических экспедициях на Камчатке, Сахалине, в Якутии.
В 50-х годах Глеб Горбовский становится одним из самых популярных поэтов Ленинграда. На его стихи написано много песен Глеб Яковлевич Горбовский - Лауреат Государственной премии РСФСР (1984), Академик Академии российской словесности.
4.Первичное чтение стихотворения учителем.
Учитель читает, а дети работают карандашом.
5. Беседа по восприятию.
- Какое настроение вызвало у вас это произведение?
- Почему слон розовый?
- Что означает слово «розовый»?
5 слайд
- В русском языке «розовый» означает – светлый, добрый
- Какое выражение знаете со словом «розовый»? (Все в «розовом цвете»)
- Что это означает? (Человек видит только хорошее, не замечает ничего плохого)
- Не потому ли у автора слон именно - розовый? Значит, какой? (Добрый, хороший)
5. Групповая работа
В жизни очень часто бывает, когда стихи, написанные поэтом для того чтобы их читали, ложатся в основу совершенно других произведений искусства. Так произошло и со стихотворением «Розовый слон».
- Подумайте и скажите, а какие произведения искусства можно создать на основе стихотворения «Розовый слон»? (Дети могут называть разные виды искусства).
- Подумайте, что удобно сделать с этим произведением?
- Поясните, почему вы считаете что именно эти произведения искусства можно создать? (Песня – удобно спеть, изобразительное искусство – хочется нарисовать, кино – можно написать сценарий и поставить целый фильм)
- Я предлагаю вам побывать в роли великих людей: музыкантов, художников и сценаристов. Каждая группа получает задание (на каждом столе листы бумаги, цветные фломастеры, ручки):
1 группа – художники. Вы должны нарисовать при помощи слов «Розового слона», как можно точнее передав содержание стихотворения. Особое внимание обратите на детали: взгляд, уши, форму, размер и цвет.
2 группа – композиторы. Вы должны написать песню. Текст песни есть, не хватает музыки. Какая она должна быть, какие средства музыкальной выразительности вы, как композиторы, используете: темп, силу звука, высоту, цветовое решение. Свои предложения запишите на листочке.
3 группа – самая сложная - сценаристы. Вы должны написать сценарий, по которому снимут художественный фильм. Расширьте свою фантазию, попробуйте выйти из рамок стихотворения, пофантазируйте, дополните содержание. Но смысл о доброте и надежде на хорошее должен сохраниться.
На всю работу дается только 5 минут, после чего представители каждой группы познакомят нас со своими художественными творениями. Время пошло.
Идет групповая работа. По окончании 5-ти минут поочередно каждая группа рассказывает о своем произведении искусства и приводит аргументы, почему выбрали именно эти художественные средства выразительности, а не иные.
Оцениваем работу каждой группы: кто справился, чье произведение вам понравилось?
- Я вам открою маленький секрет. Оказывается стихотворение «Розовый слон» действительно стало основой многих произведений искусства: была написана песня, создан кинофильм «Боба и слон», нарисованы рисунки. И один фрагмент такого произведения мы предлагаем вашему вниманию. Какие виды искусства встретятся здесь вы скажете после просмотра.
6 слайд
Фрагмент с песней «Розовый слон» из кинофильма для детей «Боба и слон» (просмотр)
- Фрагмент какого вида искусства вы сейчас увидели и услышали?(кино)
- А какой вид искусства присутствовал в фильме?(песня)
Если кто-то заинтересовался фильмом, то можете найти его в интернете и посмотреть («Боба и слон», 1972 год, киностудия «Ленфильм»)
6. Словарная работа.
- Какие непонятные слова встретились в тексте?
Сообщение учащегося:
7 слайд
Баобаб – тропическое дерево с очень толстым стволом и живет 45 тыс. лет, не очень высокое 1825 м. Зато толщина ствола просто удивительная достигает 25, а то и 40 м в окружности! Чтобы обхватить баобаб, весь класс должен был бы взяться за руки.
8 слайд
Шакал (Canis aureus), хищное млекопитающее семейства псовых, 70 сант. длины; острая морда, короткие уши, пушистый хвост; дов. высок; многочислен. стаи в Турции, Греции, Азии, сев. Африке, на Сенегале; морда острее, чем у волка; по праву ближе к волку
7. Анализ произведения. Выборочное чтение.
- Менялось ли ваше настроение, когда вы слушали, смотрели, рисовали это произведение? (Да, менялось. Сначала было весело, потом грустно, потом опять стало весело, так как появилась надежда).
- Сколько частей в тексте можно выделить?
Групповая работа.
- И снова работа в группах. За 5 минут вы должны самостоятельно составить схему настроений произведения (стихотворения, песни) указав при этом количество частей (форму выбираете разную), цветовое решение у зависимости от настроения. Посмотрим, какая группа окажется у нас более изобретательной, творческой и с фантазией.
Идет групповая работа. По окончании 5-ти минут поочередно каждая группа рассказывает о своей схеме и приводит аргументы, почему выбрали именно такую форму, цвет, количество и с чем это связано.
9 слайд
- Сейчас у нас с вами родится ещё одно произведение искусства, какое скажите после.
8. Физкультминутка.
- Какое произведение искусства у нас с вами родилось? (Танец)
10 слайд
Заполните таблицу, для того, чтобы легче было понять замысел автора и лучше подготовиться к выразительному чтению.
9. Заполнение таблицы.
1 часть
- Из скольких четверостиший состоит первая часть? (4)
- Какие слова показались самыми красивыми? (Розовый слон, веселые силы, добрые уши, ласковый взгляд)
- В каком предложении стоит восклицательный знак? (Много веселых было в нем сил!)
- Найдите главные слова во второй части. Куда попал слон? (Слон попал в плен, в зоопарк)
- Найдите во второй части стихотворения слова, помогающие лучше понять настроение автора. (Обычный; серый, как дом; загрустил).
- Занесём их в таблицу-
3 часть.
- О каких чувствах Г. Я. Горбовского мы можем здесь узнать? (Автор жалеет слона. Верит в его хорошее будущее).
- Какие слова помогают нам это понять? (Зря унываешь, случайно прислонился, извини)
- Какое предложение лучше других передаёт чувства автора? (Последнее четверостишье).
Заносим слова в таблицу
- Что важное открыл для нас поэт? (В плену плохо. А на воле слон счастлив)
11 слайд – проверка таблицы
10. Выразительное чтение произведения.
- А сейчас представим, что мы пришли в театр и наслаждаемся игрой артистов, читающих это стихотворение со сцены. Артистами будете вы! Каждая группа будет читать только одну часть (можно распределить по строчке).
Конкурс «Мы - артисты»
- Чтение какой группы соответствовало настроению определенной части?
11. Подведение итогов урока.
Вначале урока были поставлены цели.
- Как вы считаете, мы их достигли?
- В чём заключается замысел автора стихотворения?
- Через какие виды искусств удалось нам понять замысел произведения?
12. Рефлексия.
У вас на столах лежат розовые и белые слоники, которые обозначают:
Розовые – отлично
Белые - плохо
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто доволен работой своей группы?
- Кому урок понравился?
- Кому понравилась работа учителей?
- Уважаемые гости, оцените работу ребят.
- Оцените работу учителей.
- Спасибо всем за урок, ребята, мы довольны вашей работой и тоже считаем, что задачи, которые были поставлены в начале урока, были полностью решены благодаря вашей активной и творческой и дружной работе.