Тема занятия: Матрешка-русский сувенир
Предмет: Интегрированное внеурочное занятие
УМК "Школа России"
Класс 1
Использованное оборудование:
Ноутбук, мультимедийный проектор.
Краткая аннотация занятия
Занятие направлено на расширение представлений учащихся о русской матрёшке. Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют, поучатся расписывать семейки матрёшек, создадут свои работы .
Подготовка к занятию
выставка игрушек – матрёшек из Семенова, Загорска, Полхов – Майдана;
песня « Матрёшечки»;
раздаточный материал (стихи, загадки, шаблоны),
книжки-малышки (работа с родителями)
Цель занятия
Познакомить учащихся с русской матрёшкой как с предметом народного творчества. Беседа «Русская матрешка-национальный сувенир». Изготовление подарка - игрушки-самоделки.
Задачи занятия
образовательная - формировать представление у обучающихся об истории русской матрёшки и особенностях матрёшки из разных областей России;
развивающая - развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;
воспитательная - воспитывать интерес и любовь к декоративно – прикладному искусству нашей Родины; уважение к труду.
Планируемые результаты
Личностные:
-развивать умения выказывать своё отношение к героям,выражать свои эмоции;
-оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
-формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
-развиваем извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
-выявлять сущность, особенности объектов;
-на основе анализа объектов делать выводы;
-обобщать и классифицировать по признакам;
-находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Коммуникативные УУД:
-развиваем умение слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветочного мотива;
-умение работать в паре.
Предметные результаты
-Учить различать матрёшек по форме, цвету, узору, месту производства;
-научить расписывать игрушки по образцам изделий из разных областей России
-уметь различать национальные традиции страны, самобытность культуры;
-углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Используемые виды оценивания: словесная оценка учителя, самооценка.
Межпредметные связи: литература, технология, музыка
Оборудование:
-эскизы поделок;
- заготовки игрушек-самоделок;
-сообщения
- лекала;
- цветная бумага;
-клей;
- кисти ,в. палочки
- ножницы;
-салфетки.
Организационный момент
Далекие звезды на небе горят.
Зовут они в гости ребят.
Собраться в дорогу недолго для нас.
И вот мы к полету готовы сейчас!
Итак, начинаем наше космическое путешествие
( Звучит фонограмма космической музыки , изображение ракеты, планет)
Ведущий 1: Всем командам приготовится к запуску ракеты!
Все: Есть приготовиться!
Ведущий 1: Пристегнуть ремни!
Все: Есть пристегнуть ремни!
Ведущий 1: Запустить двигатели!
(Звучит запись шума двигателя ракеты.)
Все: Есть запустить двигатели!
Ведущий 1: Включить контакты!
Все: Есть включить контакты!
Ведущий 1: Пять, четыре, три, два, один. Пуск!
Летим!: «Внимание, взлет!» И наша ракета помчится вперед!
(Изображают полет.)
Актуализация знаний, постановка цели и темы урока.
Наша ракета подлетает к первой планете «Всезнайка»
Кто нас встречает?
Чтобы узнать, нужно загадку отгадать.
(Соня)
- Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три,
а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская...
Дети: Матрёшка.
- Правильно, русская матрёшка
-Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»? Ученики высказывают свои мнения (игрушка; русская красавица; игрушка из дерева; куколка, в которой живут её сестрички и одна другой меньше, кукла - сувенир).
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть!
(танец)
О чем мы сегодня будем разговаривать?
А на какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
-_Что мы знаем о матрёшке?
-Почему её называют «Русская матрёшка?
_ - Кто придумал её? Кто сделал?
-Изготовляют ли сейчас матрёшки?
-Может на какие-то из этих вопросов вы можете сами дать ответ?
-А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Кто матрешек сделал я не знаю
Но известно мне ,что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой ,как живая
Покоряет кукла белый свет
Где он краски брал, искусный мастер
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неизвестной страсти
Истинную русскую красу
На щеках навел зори румянец
Неба синя вплеснул в ее глаза
И пустив в неповторимый танец
Он должно быть весело сказал
Ну и пой, гуляй себе по свету
Весели себя честной народи матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
-И в наше время мастера -матрёшечники занимаются этим ремеслом.
.-И сейчас отправляемся на планету мастеров
-Пристегнуть ремни, включить моторы,
-Полетели
III. Планирование практической работы
Поздравляю вас с удачной посадкой!
Ребята мы прилетели на планету мастеров. Предлагаю вам стать настоящими мастерами и с помощью этого волшебного шарика я превращу вас в мастеров.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса
Кручу-верчу, в мастера вас превратить хочу!!!!!
Мы с вами познакомились с историей игрушки-сувенира
Наверно хватит объяснять,
Давайте будем изготовлять
Но какую же?
Много видов у матрешек
Ведь она из разных мест
Есть Загорская, Тверская
И Семеновская есть
Полховская- Вятская
Вот какая разница
-Давайте их сейчас сравним.
Наряд её определим.
Ведь чтоб её нарисовать,
Отличия необходимо знать.
Презентация родина матрешки
Стихи 1 кл
Ох, и русские матрешки,
Хороши – не рассказать!
Очень любят с ними дети
В школе нашей поиграть
Вот «Загорская» матрёшка
В сарафане и платке.
А в руках держит корзину
Может и держать цветы.
Что ещё заметил ты
Вот и «Вятская» матрёшка (16 слайд)
Посмотрите вы немножко
Побыстрей и посмелей.
Что заметили на ней?
Семеновская матрешка.
Из города Семенова
Я в гости к вам пришла,
Букет цветов садовых
В подарок принесла
Полхов-Майданская матрешка.
Я – матрешка из Майдана.
Могу стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными:
Спелыми и красными.
IV. Практическая часть
Любят матрешек русские люди
Да только в разных селах матрешечки, разные получаются
Село: Художников
Село:Ниточников
Село: Пластилинкино
Село: Газетное
Ребята, посмотрите на столы. Мастера оставили свои работы незаконченными. Давайте им поможем и сделаем свою, авторскую матрешку.
Работайте аккуратно, не спеши , Чтобы было от души!
Все с любовью делать будем
Безопасность не забудем
На рабочем столе олжен быть порядок.
Клей на детали наносить тонким слоем
При работе с использованием клея пользуйся кисточкой и салфеткой
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрёшка.
- Что у неё на голове? (косынка)
- На туловище? (сарафан)
- Чем украшен сарафан? (цветами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.
- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек - зелёной краской, промакиваем палочку в краске и украшаем платочек. А теперь также и сарафан. (работа учеников)
Предлагаю вам стать настоящими мастерами и с помощью этого волшебного шарика я превращу вас в мастеров.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза
Позабудьте заботы, устало
Ведь начнутся сейчас чудеса
Кручу-верчу, в мастера вас превратить хочу!!!!!
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело
Выставка работ учащихся
Молодцы, вот какие красивы работы у вас получились
(Каждый ребенок может дать имя своей будущей матрёшке Танюша Катюша и т.д.
Итак, ребята, изготовление игрушек – это приятное и полезное занятие, увлекательный досуг, не требующей особой подготовки и дорогостоящих материалов. Игрушка, сделанная своими руками ценнее тем, что в нее вложен собственный труд, фантазия, терпение.
Наше путешествие продолжается и мы отправляемся на планету отдыхайка!!!!!
Пристегнуть ремни!
Все: Есть пристегнуть ремни!
Ведущий 1: Запустить двигатели!
(Звучит запись шума двигателя ракеты.)
Все: Есть запустить двигатели!
Ведущий 1: Включить контакты!
Все: Есть включить контакты!
Ведущий 1: Пять, четыре, три, два, один. Пуск!
Летим! : «Внимание, взлет!» И наша ракета помчится вперед!
Мы приземлились на планету « Отдыхайка»
Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"
(играют в игру).
- Для этого разделимся на две команды. У меня есть два волшебных конверта. Посмотрим что там.
(дети высыпают содержимое из конвертов)
- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?
- И что же получилось? (матрёшка).
VI.Рефлексия.
Педагог: Ребята, матрешки шепнули мне на ушко, что им не терпится узнать, понравилось ли вам занятие. - Что нового вы узнали, какие знания получили на занятии?
- Сегодня я узнал на занятии….
- Понравилась ли тебе практическая часть занятия?
- Я научился…….
- Какие полученные знания ты можешь использовать в жизни?
У матрёшек есть коробочка с сердечками. Если вам понравилось наше занятие, и вам было интересно, возьмите на память красное сердечко. Было скучно, не интересно возьмите синее сердечко. Если в коробочке у матрешек останется больше синих сердечек, значит, наше занятие вам понравилось. (Дети подходят к матрешкам, выбирают сердечки)
С тех пор живёт Матрёшка,
Как русский яркий сувенир.
Шагает кукла по планете,
И ею любуется весь мир.
Наша русская матрёшка
Не стареет сотни лет.
В красоте, таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подружка, подпевай.
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
(песня «Матрёшечки»)
- Матрёшка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Суть русской матрёшки остаётся прежней – дружба да любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в ваш дом.
- Спасибо гостям за внимание! А ребятам за работу, и широту русской души – за сувениры, сделанные своими руками! Я хочу вам подарить на память о сегодняшнем занятии разукрашку матрешки.