Этапы урока | Ход урока |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые! Ой, а солнышко наше спит! Давайте его разбудим нашей потешкой: Встаньте рядышком друг с другом, Словно месяц – полукругом, Солнце ясное, покажись (Руки вытянуты вперед) Солнце красное, нарядись. Платье алое надень (Девочки – берутся за юбку, мальчики – руки на пояс) Подари нам красный день (Хлопают в ладоши) |
Целеполагание | Солнышко проснулось. На улице тепло стало. Пришла весна. - Назовите признаки весны? - Кто весной к нам прилетает с юга? - Давайте под чудесное пение птиц сядем на свои места. (включение музыки птиц) |
Введение в тему урока | - С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? Почему птиц называют пернатыми? Почему? |
Содержание урока: уточнение понятия | Какие птицы к нам прилетают? (По мере называния выставляются картинки: грач, скворец, ласточка, утка, гуси, лебеди) -Этих птиц называют – ПЕРЕЛЕТНЫЕ. Хором скажем по слогам: ПЕ – РЕ-ЛЕТ-НЫ-Е. - Как вы думаете, почему? (ответы детей) |
Упражнение «Найди пару» | -Давайте найдем пару нашим птицам? (Назвать птиц во множественном числе) |
Физкультминутка | Птицы крыльями махали –все летели и летели, Птицы в воздухе кружились, На дорожку опустились, По дорожке поскакали, Крошки, зернышки искали. |
Упражнение «Узнай по описанию». Изучение нового материала (показ презентации) | Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Дети по возможности угадывают птицу по описанию) Ласточка- очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной. Грач- большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие глазки. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веточек. Там они откладывают яйца и выводя птенцов. Скворец – весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Они селятся в скворечниках, которые делают для них люди. Пение скворца похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал. Утка- прилетают к нам стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета. Кукушка – небольшая птица, но крупнее чем ласточка, имеет пеструю окраску, длинный небольшой клюв. Лебеди – крупная птица, белого или черного оперения (Приложение 1) Гра |
Упражнение «Питание птиц» | Выставить предметные картинки: шишки, семена, жуки, ягоды рябины, крошки, гусеницы. Что на них нарисовано? Сделать вывод: это питание птиц. (составить предложение – скворец клюет ягоды) |
Работа с загадкой | Отгадайте загадку: Без рук, без топора –построена изба. Что это? (гнездо) Где птицы вьют свои гнезда? (на кустах, на деревьях, в траве, в дупле, в скворечнике) |
Игра «Где птица свила гнездо? | Ребята, давайте найдем нашим птицам свое гнездышко? (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, ласточки и силуэтные картинки дерева с гнездом, гнездо под крышей, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица. (Приложение 2) |
Физ.минутка. (развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей) | Птенчик в гнездышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) Широко раскрыл он клювик , Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка (одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. |
Работа над составлением рассказа | -Посмотрите на картинки и расположите их по порядку. |
| -Какая из картинок должна стоять 1? Почему? |
| -Какое время года изображено? |
| -Какая это весна ранняя или поздняя? Почему? |
| -Что изображено на картинке? |
| -Дайте имена мальчику и девочке. |
| -Откуда идут ребята? |
| -Что они увидели, когда шли из школы? |
| -Почему скворечник пришел в негодность за зиму? |
| -Каким он стал? (черным, дряхлым, ветхим, поломанным) |
| Дайте название этой картинке. (Старый скворечник) |
| Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник? (построить новый скворечник) |
| -Для этого они пришли в мастерскую. |
| -Что делают дети в мастерской? (Таня несет доски. Ваня приготовил инструменты. Ребята строят новый скворечник.) |
| -Дайте название 2 картинке. (Работа в мастерской) |
| -Что было дальше? (Таня и Ваня взяли лестницу и стали развешивать скворечник на дерево) |
| Назовите эту картинку. (Ребята развешивают скворечник.) |
| Чем все закончилось? |
| -Почему они отошли в сторону, когда увидели скворцов? |
| -Чему рады дети? |
| Дайте название этой картинке. (Скворцы прилетели. Новый дом для скворцов.) |
| -Как можно озаглавить рассказ? (Новый скворечник. Друзья птиц) |
Составление рассказа по цепочке и опорным словам. | Наступила весна. Таня и Ваня шли из школы и увидели на березе старый скворечник. Скоро прилетят птицы из теплых стран. Где они будут жить? И ребята решили сделать новый скворечник. Дети пошли в мастерскую. Ваня приготовил инструменты, а Таня принесла доски. Они принялись за работу. Когда скворечник были готовы, ребята взяли лестницу и стали весить скворечник на березу. Вскоре к скворечнику прилетели птицы. Это были скворцы. Таня и Ваня были очень рады тому, что птицам понравился новый скворечник. |
Пересказ рассказа «Лебеди» с использование сюжетных картин. | |
Чтение рассказа. | Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом: - Что там? А дедушка ответил: - Слышишь, лебеди трубят? Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила: - А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил: - Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь? Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: - Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут? - Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края. А лебеди летели всё дальше. |
Беседа. | -О ком этот рассказ? - К чему прислушивался дедушка? - Почему Таня заулыбалась на слова дедушки? - Что значит "лебеди трубят"? - Кого увидела в небе Таня? - Чего очень хотелось Тане? - А что ответил ей дедушка? (Приложение 3) |
Пересказ по вопросам. | |
Итог урока. | -О ком мы сегодня говорили? -Каких перелетных птиц вы запомнили? -Что вы запомнили о птицах? Похвала, положительная оценка деятельности детей. |