-формирование фразовой речи.
-упражнения в отгадывании птиц по их описанию.
-воспитание интереса у детей к поведению пернатых обитателей природы, бережного отношения к ним;
прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.
Этапы урока | Ход урока |
Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые! Ой, а солнышко наше спит! Давайте его разбудим нашей потешкой: Встаньте рядышком друг с другом, Словно месяц – полукругом, Солнце ясное, покажись (Руки вытянуты вперед) Солнце красное, нарядись. Платье алое надень (Девочки – берутся за юбку, мальчики – руки на пояс) Подари нам красный день (Хлопают в ладоши) |
Целеполагание | Солнышко проснулось. На улице тепло стало. Пришла весна. - Назовите признаки весны? - Кто весной к нам прилетает с юга? - Давайте под чудесное пение птиц сядем на свои места. (включение музыки птиц) |
Введение в тему урока | - С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? Почему птиц называют пернатыми? Почему? |
Содержание урока: уточнение понятия | Какие птицы к нам прилетают? (По мере называния выставляются картинки: грач, скворец, ласточка, утка, гуси, лебеди) -Этих птиц называют – ПЕРЕЛЕТНЫЕ. Хором скажем по слогам: ПЕ – РЕ-ЛЕТ-НЫ-Е. - Как вы думаете, почему? (ответы детей) |
Упражнение «Найди пару» | -Давайте найдем пару нашим птицам? (Назвать птиц во множественном числе) |
Физкультминутка | Птицы крыльями махали –все летели и летели, Птицы в воздухе кружились, На дорожку опустились, По дорожке поскакали, Крошки, зернышки искали. |
Упражнение «Узнай по описанию». Изучение нового материала (показ презентации) | Давайте познакомимся с некоторыми из них. (Дети по возможности угадывают птицу по описанию) Ласточка- очень красивая птичка с черными острыми крыльями, белой грудкой и хвостиком вилочкой. Лапки у ласточек слабые, поэтому они никогда не ходят по земле. Ласточка строит свой домик на крыше или на склонах рек из комочков глины, соединяя их слюной. Грач- большая черная птица, похожая на ворону. У него блестящее черное оперение, большой клюв, маленькие глазки. Грачи вьют гнезда на высоких деревьях из разных прутиков и веточек. Там они откладывают яйца и выводя птенцов. Скворец – весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Они селятся в скворечниках, которые делают для них люди. Пение скворца похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал. Утка- прилетают к нам стаями. Они похожи на наших домашних уток. Они серо-коричневого цвета. Кукушка – небольшая птица, но крупнее чем ласточка, имеет пеструю окраску, длинный небольшой клюв. Лебеди – крупная птица, белого или черного оперения (Приложение 1) Гра |
Упражнение «Питание птиц» | Выставить предметные картинки: шишки, семена, жуки, ягоды рябины, крошки, гусеницы. Что на них нарисовано? Сделать вывод: это питание птиц. (составить предложение – скворец клюет ягоды) |
Работа с загадкой | Отгадайте загадку: Без рук, без топора –построена изба. Что это? (гнездо) Где птицы вьют свои гнезда? (на кустах, на деревьях, в траве, в дупле, в скворечнике) |
Игра «Где птица свила гнездо? | Ребята, давайте найдем нашим птицам свое гнездышко? (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, ласточки и силуэтные картинки дерева с гнездом, гнездо под крышей, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица. (Приложение 2) |
Физ.минутка. (развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей) | Птенчик в гнездышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) Широко раскрыл он клювик , Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка (одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. |
Работа над составлением рассказа | -Посмотрите на картинки и расположите их по порядку. |
| -Какая из картинок должна стоять 1? Почему? |
| -Какое время года изображено? |
| -Какая это весна ранняя или поздняя? Почему? |
| -Что изображено на картинке? |
| -Дайте имена мальчику и девочке. |
| -Откуда идут ребята? |
| -Что они увидели, когда шли из школы? |
| -Почему скворечник пришел в негодность за зиму? |
| -Каким он стал? (черным, дряхлым, ветхим, поломанным) |
| Дайте название этой картинке. (Старый скворечник) |
| Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник? (построить новый скворечник) |
| -Для этого они пришли в мастерскую. |
| -Что делают дети в мастерской? (Таня несет доски. Ваня приготовил инструменты. Ребята строят новый скворечник.) |
| -Дайте название 2 картинке. (Работа в мастерской) |
| -Что было дальше? (Таня и Ваня взяли лестницу и стали развешивать скворечник на дерево) |
| Назовите эту картинку. (Ребята развешивают скворечник.) |
| Чем все закончилось? |
| -Почему они отошли в сторону, когда увидели скворцов? |
| -Чему рады дети? |
| Дайте название этой картинке. (Скворцы прилетели. Новый дом для скворцов.) |
| -Как можно озаглавить рассказ? (Новый скворечник. Друзья птиц) |
Составление рассказа по цепочке и опорным словам. | Наступила весна. Таня и Ваня шли из школы и увидели на березе старый скворечник. Скоро прилетят птицы из теплых стран. Где они будут жить? И ребята решили сделать новый скворечник. Дети пошли в мастерскую. Ваня приготовил инструменты, а Таня принесла доски. Они принялись за работу. Когда скворечник были готовы, ребята взяли лестницу и стали весить скворечник на березу. Вскоре к скворечнику прилетели птицы. Это были скворцы. Таня и Ваня были очень рады тому, что птицам понравился новый скворечник. |
Пересказ рассказа «Лебеди» с использование сюжетных картин. | |
Чтение рассказа. | Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом: - Что там? А дедушка ответил: - Слышишь, лебеди трубят? Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила: - А что же, у лебедей труба есть? Дедушка засмеялся и ответил: - Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь? Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала: - Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут? - Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края. А лебеди летели всё дальше. |
Беседа. | -О ком этот рассказ? - К чему прислушивался дедушка? - Почему Таня заулыбалась на слова дедушки? - Что значит "лебеди трубят"? - Кого увидела в небе Таня? - Чего очень хотелось Тане? - А что ответил ей дедушка? (Приложение 3) |
Пересказ по вопросам. | |
Итог урока. | -О ком мы сегодня говорили? -Каких перелетных птиц вы запомнили? -Что вы запомнили о птицах? Похвала, положительная оценка деятельности детей. |
А.А Плешаков «Природа» . Изд-во «Вентана-Граф», 1996
Э.Д. Наумова «Игротека речевых игр. В мире животных и птиц» Изд-во «Гном и Д», 2007г.
Е.А. Брежнева Рабочая тетрадь «Хочу все знать» Изд-во «Владос», 2003г.
2. Развивать умение точно передавать сюжет, взятый за основу аппликации.
3. Совершенствовать технологию выполнения аппликации из ниток.
4. Развивать мелки мышцы рук.
5. Воспитывать аккуратность.
Ребята, давайте вспомним сказку про эту птицу. («Гадкий утенок»)