Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | На доске «Школа добрых дел»(цветные листы) Выдать учащимся браслеты с номерами. | Мальчики берут синие браслеты, девочки зеленые. Приклеивают на правую руку. В зависимости от номера, распределяются по парам. | личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Слайд1. -Рассмотрите луг. На нем порхают разноцветные бабочки, растут цветы. -Давайте полюбуемся такой красотой. Что вы уже знаете о бабочках? -А хотели бы узнать о них еще больше информации? | | коммуникативные познавательные |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Раздает тексты. Для мальчиков. Для девочек. Прочитайте текст, расставьте знаки. Поставить знаки над каждым предложением. Маркировочные пометки: Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику. Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания. Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. Слайд2 “V” - знаю “+” – новое “?” - есть вопросы, хочу знать больше Текст Обсудите в парах,в четверках результаты. Итог | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. Внимание и маскировка Яркая окраска крыльев помогает бабочкам видеть друг друга издалека, облегчает встречу самцов и самок, показывает соперникам, что территория занята. Но в то же время она привлекает хищников. Поэтому у многих видов яркой является только верхняя сторона крыльев, а нижняя имитирует окраску почвы, коры деревьев, сухих листьев или других малосъедобных предметов. Бабочка Каллима (Kallima) Особого успеха в такого рода маскировке достигла индийская каллима (Kallima), у которой нижняя сторона похожа на сухой лист не только окраской, но и формой — особый вырост в нижней части крыла даже имитирует черешок листа. Бабочки Медведица (Arctiidae) Не маскируются бабочки, которые ядовиты, имеют неприятный для хищников вкус или запах. Таковы, например, наши медведицы (Arctiidae) и южноамериканские геликониусы (Heliconidae). Их рисунок и с верхней, и с нижней стороны представляет контрастное сочетание красных, черных и желтых полос и пятен. Хищники быстрой надолго запоминают неприятные ощущения, доставляемые ядовитой добычей Органы вкуса у многих дневных бабочек расположены на передних ногах, так что им достаточно наступить в пищу, чтобы ощутить ее вкус. У многих ночных бабочек имеются органы слуха, расположенные на брюшке, — с их помощью они могут слышать ультразвуки, испускаемые охотящимися летучими мышами, что позволяет им спастись. Но самым прекрасным из всех чувств является обоняние. Самец павлиноглазки грушевой своими перистыми усиками способен уловить запах самки на расстоянии до 12 км, по изменению концентрации пахучего вещества определить направление и найти ее. Читают, ставят знаки 1-2-4 обсуждают в парах, в четверках. | регулятивные целеполагание общеучебные логические |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Сценка . На луг пришли Оля и Таня… Слайд 3 Луг без цветов и бабочек. -Нравится ли вам такая картина,луг? Почему улетели бабочки? Беседа о взаимосвязи животных и растений на лугу - Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомым и особенно много бабочек? (Потому что здесь много цветов.) - Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром, а иногда и пыльцой, которые находятся внутри цветков. В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. А для чего растению семена? - Так значит, бабочки не просто порхают на полянах. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ РВАТЬ ЦВЕТЫ И ЛОВИТЬ БАБОЧЕК? | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) Учащиеся подходят и срывают цветы. Ответы детей | регулятивные познавательные коммуникативные |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации -Что произойдет с цветами через два три дня ,после того как они постоят в вазе? -Что произойдет с бабочкой ,если посадить ее в банку? Мы с вами сдавали макулатуру, чтобы спасти деревья, проводили ярмарку с вашими поделками, и все деньги с продажи перечисли детям в больницы. И сегодня мы продолжим творить добрые дела. Доброе дело- не губить луг. Любоваться, фотографировать, писать картины. Смастерить самим и цветы, и бабочек. Не ловить для коллекций бабочек, не срывать для гербария. Только садовые, специально выращенные цветы можно срезать. Вот букет: он брошен вместе с сором. Умирают, сжавшись лепестки… Это мы срываем без разбора Беззащитные тугие стебельки. Для чего мы рвали их? Не знаю! Быстро вянет нежный первоцвет. Пусто, скучно стало на поляне: Вестников весны там больше нет! Очень просто погубить живое, Ведь подснежники не могут нам сказать: “Наслаждайтесь нашей красотою – Только очень просим нас не рвать!” | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | регулятивные познавательные коммуникативные |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Инструктирует о поведении на уроке технологии.Слайд4 Загадки: Девочки Небосвод просыпается синий И рассвет неземной красоты. Но всего в этом мире красивей, И всего беззащитней цветы. Цветок Мальчики Я так изящна и легка, Как брошь на шапке у цветка. Слетела, сделала виток И снова села на цветок. Цветок за украшение Мне дарит угощение. Бабочка. -Мальчики любят самолетики,поэтому сегодня вырезают бабочек. Девочки всегда любят цветы… Слайд 5 Фото аппликаций Хор Рук. Один учитель показывает движения бабочки, второй цветка. Звучит мелодия. -Как замечательно у нас все получилось! Давайте спросим у гостей, получилось ли у нас передать красоту цветов и изящество порхания бабочек на лугу? Давайте теперь прикрепим ваши поделки на луг, чтобы получилась летняя яркая картина. Оживим наш луг. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Читают инструкцию 1 все вместе. Отгадывают загадки Цветок. Бабочка. Приступают к выполнению аппликации, используя инструкцию2 Мальчики «Бабочка» Девочки «Цветок» Мальчики держат бабочек, девочки цветок, смотрят и повторяют движения учителя под мелодию. | регулятивные |
7. Рефлексия деятельности(итог ) | Организует рефлексию. На доске крепим бабочку и цветок. Гостям тоже раздаем шаблоны бабочек и узоров. -Мальчики украсят крылья бабочки, а девочки украшают лепестки цветка. -Какому доброму делу мы сегодня научились? -А если мы на лугу, в лесу, в парке встретим ребят, которые рвут цветы и ловят бабочек, что мы им скажем? Как вы сможете объяснить, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Слайд6 Стихотворение Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда. Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом. Собрать слово экология -Дать определение из словаря. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Мальчики приклеивают узоры на бабочку, девочки на цветок. | личностные |