продолжать учиться принимать и сохранять учебную задачу;
принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:
продолжать учиться слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Организационный момент
Учитель:
Что же, прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Окружающий нас мир Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!
II. Актуализация знаний
Учитель:
- И одну из загадокя предлагаю вам отгадать.
В книге этой ни былины, и ни детские рассказы,
Нет здесь ни стихотворений, ни приключений и ни сказов.
В этой книге животных не счесть,
Хорошо, что пока на Земле они есть.
Все они собраны в книге опасной,
И она называется…(красной).
(слайд 2)
Учитель:
- Объясните, мне, а что такое «красная книга»?
Ответы детей.
Учитель:
- Красные книги бывают различного уровня:
международная Красная книга - это книга, в которую занесены животные и растения, со всего мира. Международная Красная книга была создана 70 лет тому назад (1948 г.)
национальная Красная книга – это Красная книга определённой страны. В России Красная книга была создана 40 лет тому назад (1978 г.)
региональная Красная книга - это книга, в которую занесены животные и растения определённого региона или области.
III. Формулирование темы и целей урока.
Учитель:
- Ну, а по страницам какой книги мы будем сегодня путешествовать, вы должны определить сами. Перед вами пазлы, собрав их, вы определите маршрут нашего путешествия!
Учащиеся собирают из пазлов целостное изображение – границы Тюменской области.
(слайд 3)
Учитель:
- Я предлагаю вам определить тему нашего урока!
Дети:
- Тема нашего урока «Красная книга Тюменской области».
(слайд 4)
Учитель:
- А как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой.
Дети:
- Узнать, какие животные занесены в Красную книгу Тюменской области.
Учитель:
- Очень многие животные Тюменской области занесены в Красную книгу, сегодня с некоторыми из них мы познакомимся более подробно. А помогут нам в этом тексты, которые вы видите у себя на столах.
IV.Систематизация, повторение, изучение нового материала.
Учитель:
- Прочтите текст и определите, какое задание вы должны выполнить!
Дети:
- Найти ошибки, допущенные в тексте и исправить их.
Учитель:
- Верно, вы должны найти ошибки в тексте и исправить их. А на что указывают цифры возле каждого предложения?
Дети:
- На количество ошибок, допущенных в каждом предложении.
Учитель:
- Сначала каждый из вас работает с текстом самостоятельно, затем в группе, вы обсуждаете, все ли ошибки исправлены верно.
- Хочу обратить внимание, что в словах подчёркнуты и написаны верно орфограммы, с правописанием которых мы ещё не знакомы. У всех групп разные тексты. По окончанию работы, каждая группа расскажет о своём животном, выразительно прочитав текст.
Текст 1
Рысь.
Рыс – эта лисная кошка (3). Рысхарашо лазает па диревям, долеко и высако прыгает (8). Анаотличный пловец (1). Рысможэт убит чиловека не толкосваими острыми зубами, но и ударом силной лапы (7).
Днём лисная кошка скрывается в сваей наре, а ночю выходитнаохоту (5). Добычей рыси можэтстатзаец, лисные птицы, алинёнок или лесёнок (7).
Чилавекубеваетрысиз – за её богатого меха (4).
Текст 2
Лось.
Лос – эта крупнаежывотнае (5). Идят лоси трову, молодыидеревя и кустарники, любят речьные водоросли и гребы (6). Лоси любители паплават,и если находят любимые водоросли врике или озере, могут дажэ нырнуть за ними (5).
Увзрослых самцовбальшыерага (4). Но почти каждый гот лоссбрасывает их внаибре и ходит без них до мая месяца (5).
Люди убеваютласейиз – за мяса и красивых рагов (3).
Текст 3
Медведь.
Мидведь — грозный лиснойжытель (3). Мидветьхарашо плавает и лазаетподиревям (7). Адним ударом он можэтпагубить другое жывотнае (5). Хотя мидветь и хищник, он очинь любит слаткое – мёт и ягады (6).
Вканцэземывберлоге появляются 1 или 2маленьких мидвижонка (7). Квиснеани подрастают и выходят смидведицэйизберлоги (7).
Люди убевают мидведейиз – за мяса и богатой шкуры (2).
Текст 4
Моржи.
Маржы – эта марские великаны (3). Моршможэт не вылизать извады несколько дней (5). Вваде он отдыхает и дажэ спит (3). Надне океана морш ловит моллюсков, рачьковирыбу (4).
Клыки маржа – эта грозное оружие (2). Этих клыков опосаетсядажэ белый мидветь (4). Маржыхарошыерадители (5).
Ани оберигаютсваего единственногодитёныша (4).
Люди убеваютмаржэйиз – за мяса и клыков (3).
Текст 5
Куница.
Куница – эта кросивый и хищьныйзвирек (4). Вес ден куница спит, а ночю выходитнаохоту (4). Анаотличьно лазаетподиревям (5). Обязателно заглянет во все беличи дупла, проверитптичи гнёзда (3). Птицыибэлки - эта иёдобычя (5). Охотится куница не толконадеревях, но и назимле (5). Ананаподаетназайцэв, мышэйилигушэк (8).
Сваи жылищя куницы устраиваютвдупле дерева (4).
Луди убеваютлисную куницу из – за цэнного меха (4).
Каждая группа презентует «своё» животное.
(слайд 5) – рысь
(слайд 6) – лось
(слайд 7) – медведь
(слайд 8) – моржи
(слайд 9) – куница
Учитель:
- Ну, а я предлагаювамответить на некоторые мои вопросы, чтобы определить, какие же ещё животные нашего региона занесены в Красную книгу.
Про него обычно говорят, что летом он серый, а зимой белый.
(слайд 10) – заяц
Интересные факты: средняя продолжительность жизни зайца составляет 5 – 9 лет. Зайцы разделяются на беляков (шуба меняет цвет в зиму) и русаков (цвет меха не изменяется). В Тюменской области, как, вы видите обитает заяц – беляк.
Главное средство передвижения народов севера.
(слайд 11) – северный олень
Интересные факты: питание северного оленя разнообразно, вопреки распространенному заблуждению о том, что это травоядные животные. Да, растительная пища составляет основу их рациона, но в него также входят мелкие птицы и млекопитающие. Лишайники, а именно, ягель –олени чувствуют даже под толстым слоем снега, с легкостью раскапывают его своим толстыми копытами. Вещества, которые содержатся в лишайниках, не только помогают оленям утолить голод, но и спасают их от кишечных инфекций. Воду в холодной, практически постоянно заснеженной местности найти сложно, поэтому жажду олени утоляют снегом.
Тюлень, тело которого природа разрисовала кольцами разных форм и размеров.
(слайд 12) – кольчатая нерпа
Детёныш кольчатой нерпы появляется на свет белым и лишь взрослея меняет окраску.
(слайд 13) – детёныш кольчатой нерпы
Его называют строителем речных плотин.
(слайд 14) – бобёр
Интересные факты: веки у бобров прозрачные, что позволяет им без проблем видеть под водой и защищать глаза. Бобёр - это самый крупный грызун в России, его вес может достигать веса 8летнего ребёнка.
Его мордашка, как и у зебры разлинована чёрно – белыми полосками.
(слайд 15) – барсук
Интересные факты: барсуки роют обширные и глубокие норы, если углубиться в землю, то можно обнаружить гнездовые камеры, где могут житьдо 20 барсуков.
Его называют «белым хозяином Арктики».
(слайд 16) – белый медведь
Интересные факты: белые медведи строят многокомнатные берлоги в снегу, которые защищают их от снежных метелей.
Этот зверь похож на сразу на двух животных – енота и собаку, поэтому его именно так и назвали…
(слайд 17) – енотовидная собака
Интересные факты: самка енотовидной собаки способна родить до19 щенят.Свое потомство отец и мать воспитывают вместе.
Самый популярный зверёк, из меха которого шьют шубы и шапки
(слайд 18) – европейская норка
Интересные факты: норка – это близкая родственница куницы. Этот зверёк очень хорошо плавает и считается самым игривым лесным обитателем.
Физ. минутка «Зверобика»
Учитель:
- Ребята, те животными, с которыми мы сегодня познакомились, это лишь малая часть животных, находящихся на грани исчезновения, всего же Красная книга Тюменской области содержит 711 видов животных, больше 250 видов растений. А как вы думаете, почему эти животные находятся на грани исчезновения?
Ответы детей
Учитель:
- А что необходимо сделать человеку, чтобы они не исчезли с лица Земли, а навсегда остались с нами на нашей планете?
Ответы детей
Учитель:
- Ну, а я предлагаю вам поселить этих животных рядом с нами, создав коллективную аппликацию, назвать которую я предлагаю вам.
Дети:
- «Животные Тюменской области». «Братья наши меньшие». «Животные Красной книги Тюменской области»...
На столах лежат раскраски с изображением фигур животных,
обитающих в Тюменской области.
Учитель:
- Я предлагаю вам аккуратно раскрасить, вырезать и наклеить фигурку животного на общий плакат.
Совместная творческая работа над созданием коллективной аппликации.
Учитель:
- Красивым стал наш лес? А кто же «сделал» его таким живым, красивым и звонким?
Дети:
- Животные и растения.
Учитель:
- Да, именно животные и растения делают нашу планету неповторимой, и сберечь их – это наша с вами обязанность. Я предлагаю вам послушать стихотворение Ефима Шкловского.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
V. Итог урока
Учитель:
- Ребята, в заключении нашего урока, я хотела бы вас спросить, как вы понимаете смысл выражения «За то, что происходит на планете мы в ответе»?
Ответы детей
Учитель:
- Что сегодня каждый из вас понял для себя?
Ответы детей
Учитель:
- Во всё мире, огромное количество животных и растений находятся на грани исчезновения. А что они хотят нам сказать, я думаю вы сможете понять сами, заглянув в их глаза в музыкальном клипе ОлегаГазманова «Красная книга».