Тема: Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию); Ты и твои друзья. «Школа России»
Тип урока: интегрированный (математика и окружающий мир)- изучение нового материала.
Цели: Цели урока:
- изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.
- познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся познакомятся с новым арифметическим действием «деление»; научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать действие деление; решать задачи на деление по содержанию; анализировать, обобщать и делать выводы.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: контролировать и оценивать свою деятельность и её результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: владеть общими приёмами решения задач (выполнять задания с использованием материальных объектов), соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое «друг», «дружба».
Коммуникативные: работать в паре, в группе; умение слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Личностные результаты: демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; анализировать свои действия и управлять ими.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук; игрушки: Крокодил Гена и Чебурашка; 20 воздушных шаров,12 бумажных тюльпанов,10 апельсинов, карточки с вежливыми словами, фрагмент мультфильма «Чебурашка строит дом друзей», «кирпичики», смайлики.
I. Орг. момент
Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра,
Всем ребятам улыбнулось:
- Начинать урок пора!
II. Актуализация опорных знаний.
Давайте и мы подарим свою улыбку друг другу.
А наш урок начнём с замечательной детской песни «Улыбка» вместе с крошкой Енотом.
- Ребята, вам понравилась песня?
- Что же самое главное начинается с улыбки?
- О чём сегодня будем говорить на уроке?
«Ты и твои друзья» - тема нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы постараемся понять, кто такие друзья, что такое дружба и как же нужно общаться, чтобы у тебя были друзья.
-Но я пришла к вам не одна, а вместе со сказочным героем Крокодилом Геной.
-Давайте сначала покажем ему как вы умеете сравнивать, размышлять без ошибок отвечать.
СЛАЙД 1. (интерактивная доска)
Какое числовое выражение лишнее, почему?
3 + 3 + 3
4 + 4 + 3
2 + 2+ 2 + 2
-Каким другим арифметическим действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? Запишите эти выражения.
Изучение нового материала. Совместное открытие новых знаний.
1. Знакомство с действием деления (практическая работа).
Вы знаете, сегодня приезжает его друг, Чебурашка. Он отдыхал на горнолыжном курорте. И вот, наконец, он возвращается. И по этому поводу мы хотим устроить настоящий праздник.
СЛАЙД. (интерактивная доска)
Начнём мы с украшения комнаты. У меня есть 20 воздушных шариков. Мне надо их развесить на 4 стены поровну. По сколько же шариков нужно повесить на каждую стену?
Чтобы не ошибиться и не переделывать работу несколько раз, я сначала решу эту задачу. Начну с того, что нарисую схематический рисунок. В комнате 4 стены и я каждую стену изображу в виде прямоугольника, а шарики - как кружочки:
И теперь понятно, что на каждую стену надо прикрепить по 5 шариков. А вы знаете, какое действие я выполняла?
На первый взгляд кажется, что вычитание - ведь я из общего количества шариков забирала по одному шарику.
- А с помощью какого из изученных арифметических действий можно это записать?
(Учащиеся пробуют, но затрудняются.)
- Каким словом можно заменить слово «раздать»? (Разложить, разделить.)
- В словаре Сергея Ожегова написано: Делить – разделить на части, распределить.
- Как может называться это действие? (Ответы детей)
- Какую задачу поставим перед собой? (Научиться решать задачи на деление)
На самом деле это и было действие деления.
Я 20 разделила на 4 равные части, и получилось по 5 шариков на каждую стену.
СЛАЙД 3. (интерактивная доска)
Решение: 20:4=5 (ш)
Ответ: по 5 шариков.
И знаете, что в самой задаче было слово, которое подсказывало, что решать задачу надо действием деления. Вы спросите, что это за слово? Посмотрите, оно аж покраснело от нетерпения. Это слово - поровну. Раз шарики надо развесить поровнуна 4 стены, значит надо делить на 4.
Ну вот, шарики мы развесили.
-Теперь надо подготовить угощение. Чебурашка очень любит апельсины.
Практическая работа.
Я принесла 10 апельсинов. У меня есть 2 вазы для фруктов. Апельсины надо разложить в эти вазы поровну. Сколько же апельсинов надо положить в каждую вазу?
-Так-так. Какое слово-подсказку вы услышали? Конечно же, слово поровну. В две вазы поровну, значит, каким действием надо решать? (действием деления).
-Но прежде, для подстраховки, изображу-ка я это действие в виде схематического рисунка:
Ну вот, всё правильно. 10 надо разделить на 2. Получим:10:2=5 (а)
Ответ: по 5 апельсинов.
Ах, чуть не забыла! Мы ведь решили украсить комнату ещё и цветами. У меня есть 12 тюльпанов. Но вазы для цветов небольшие. В них входит только 3 тюльпана. Сколько же ваз для цветов мне надо?
Делаю схематический рисунок:
Расставили 12 цветов по 3 в каждую вазу. Расставляли ведь поровну? Ну конечно. Значит выполняли действие деления. И записать решение надо вот так: 12:3=4 (в)
Ответ: 4 вазы.
СЛАЙД 4. (интерактивная доска)
Ну что же, сейчас ещё положу пирожные на тарелочки. У меня есть 4 пирожных. Надо положить по 2 на каждую тарелочку. Сколько же надо тарелок?
Раскладываю по два, то есть поровну:
Значит, выполняю действие деления:
Ответ: нужно 2 тарелки.
-Ну вот, всё готово к встрече Чебурашки. А он подъедет с минуты на минуту. Скоро я пойду его встречать.
(Появление Чебурашки)- стук в дверь.
V.Постановка проблемной задачи.
-Давайте попробуем ответить на вопросы:
1.Кто такой друг?
2.В чем заключается дружба?
- Что на ваш взгляд, укрепляет дружбу? Что способствует дружеским отношениям?
Проверить ваши предположения поможет игра «Да-нет-да».
По условиям игры, отвечая на вопрос, вы можете произнести только «да» или «нет». Итак, начнем.
Способствует ли дружбе проживание в одном дворе?
Укрепляет ли дружбу жадность одного из приятелей?
Помогает ли дружбе наличие одинаковых домашних животных?
Укрепляет ли дружбу вранье?
Способствует ли дружбе хвастовство и зазнайство?
Помогают ли дружбе одинаковые увлечения: рыбалка, компьютерные игры, коллекционирование открыток, наклеек?
- Итак, что же укрепляет, способствует, помогает дружбе?
- Конечно для дружбы очень важно заниматься одним делом, другим словом, сотрудничать. Для настоящей, крепкой дружбы, важны и другие человеческие качества.
3.Каким должен быть настоящий друг?
Знакомство с качествами настоящего друга
- Выберите, какое качество в друге особо значимо, ценно для каждого из вас?
Верность, преданность
Не причинение другу зла ни словом, ни делом
Искренность, честность
Взаимопомощь, бескорыстие
4. Как же нужно общаться, чтобы у тебя были друзья?
- «Вежливых» слов много. Некоторые из них написаны на карточках, размещённых в классной комнате. Поищите их и прочитайте:
ДОБРОЕ УТРО
ЗДРАВСТВУЙТЕ
ИЗВИНИТЕ
ДО СВИДАНИЯ
ДОБРОЙ НОЧИ
БЛАГОДАРЮ
VI.Закрепление и применение новых знаний
1. Игра «Собери пословицу».
- Вам предстоит вспомнить известные пословицы о дружбе.
На одной стороне классной доски написаны начала пословиц, а на другой в произвольном порядке их продолжения.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Один за всех, все - за одного.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
- Как вы их понимаете?
VII. Самостоятельная работа.
Работа в группах:
-Я предлагаю вам, опираясь на личный опыт и мудрость пословиц, вывести несколько законов дружбы. Запишите их на листе. Затем зачитывают.
А знаете ли вы, что ученые изучили правила дружбы у разных народов и вывели 10 законов дружбы.
Помогай другу в беде.
Умей с другом разделить и беду, и радость.
Не смейся над недостатками друга.
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь, совет.
Не обманывай и не предавай друга.
Храни доверенные тайны.
Относись к другу как к себе.
Умей признавать свои ошибки.
Всегда выполняй свои обещания.
-Я с гордостью хочу заявить, что ваши законы и законы ученых похожи.
СЛАЙД 5. (интерактивная доска)
VIII. Рефлексия.
1. А теперь давайте поиграем в театр.
Встаньте друг против друга и выполняйте мои команды. Превратитесь:
- В сердитого волка.
- В испуганного зайчика.
- В печального и грустного козлика.
- В дружелюбного и воспитанного кота Леопольда.
- В весёлого и жизнерадостного Незнайку.
-Кого приятнее было изображать?
И я хочу, чтобы вы были всегда весёлыми и дружелюбными
2. - В мультфильме, который очень вы любите, Крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я вам тоже предлагаю построить такой дом из кирпичиков. У нас разные кирпичики и вам надо подумать, какие подойдут для нашего дома Дружбы.
- Дружба, друзья помогают во всём, любую невзгоду преодолеют. Ведь беда, разделённая с другом, становится в два раза меньше, а радость, подаренная другу, становится в два раза больше. Я желаю вам оставаться дружными и весёлыми, дорожить своими друзьями.
Итог урока:
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Ребята о чём же главном мы говорили сегодня на уроке?
- Как называется действие, с которым мы сегодня познакомились?
- Где умение делить пригодится вам в жизни?
Домашнее задание.
- Напишите письмо другу.
Из двух смайликов, лежащих на парте, выберите тот, который соответствует вашему настроению. (Смайлики вывешиваем на доску).
- Я вижу, что настроение ребят нашего класса на уроке было очень хорошим. Давайте постараемся беречь хорошее настроение друг друга и чаще улыбаться друг другу.