Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (математика+краеведение) по теме "Архангельская область в числах и величинах"»
Интегрированный урок
(математика + краеведение)
по теме
«Архангельская область в числах и величинах»
Учитель: Баранова Екатерина Владимировна, МБОУ «УСШ» п. Урдома Ленского района Архангельской области
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Цель урока: углубление и обобщение знаний обучающихся о действиях с величинами с помощью математических заданий краеведческого характера
Задачи урока:
Предметные: обобщать умения читать и записывать величины, выбирать величину, соответствующую сути конкретной ситуации, соотносить и сравнивать величины, выполнять арифметические действия с величинами, устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия.
Метапредметные: способствовать формированию УУД: интереса к новому учебному материалу, основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, воспитанию интереса к предмету через познание родного края, воспитанию интереса к родному краю, умению учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, умению ориентироваться в разнообразии способов решения задач, умению формулировать собственное мнение, контролированию действий партнера, развитию мышления через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, учебник «Математика». 4 класс (авторы М.И.Моро, М.А.Бантова), таблицы мер длины и веса, времени, карта Архангельской области, карточки с названиями единиц измерения времени,
алфавит русского языка, мультимедийная презентация урока, таблички: виды работ (групповая, парная, индивидуальная), оценочные листы.
Ход урока
Создание эмоционального настроя
Добрый день! Первым делом гоним лень,
На уроке не молчать, всем работать, отвечать!
В мире много интересного, нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
- Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок математики: мы с вами будем еще краеведами. А кто такой краевед? (Тот, кто изучает родной край).
Где мы живем? (Россия, Архангельская область).
Ребята, смотрите, здесь что-то зашифровано, вы хотите разгадать шифр?
Групповая работа.
Накарточках:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
скрыто
от детей
1
10000:10000
А
1
2
90:5
Р
18
3
138 кг : 6 кг
Х
23
4
5000 м – 4999 м
А
1
5
1500:100
Н
15
6
80 ч – 76 ч
Г
4
7
120 кв.м : 20 кв.м
Е
6
8
9 лет + 4 года
Л
13
9
3030 га – 3000 га
Ь
3
10
190:10
С
19
11
60 т:5 т
К
12
Какое задание можно предложить к записям? (Разделить на группы, вычислить, записать в порядке сложности выражений).
(Дети выполняют вычисления в группах).
- Теперь посмотрите на алфавит и на числа, которые записаны над буквами. Соотнесите результаты вычислений и подумайте, как разгадать слово.
На экране появляется таблица
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Й
К
Л
Ь
Н
О
П
Р
С
Т
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Э
Ю
Я
31
32
33
-Какое слово получилось? (Архангельск).
- Какое отношение имеет разгаданное слово к краеведению? (Это столица Архангельской области).
Определение темы урока
- На какие группы можно разделить те выражения, с которыми мы только что работали? (Суммы, разности и частные, действия с числами и величинами).
- Как вы думаете, хорошо ли мы знаем родной край? Знаете ли вы, в каком году основан город Архангельск? Какова площадь Архангельской области? Какова длина рек нашей области? Какое самое большое озеро находится на территории Архангельской области?
- Могут ли действия с величинами помочь нам узнать некоторые факты об Архангельской области?
- Определите тему урока. (Действия с величинами, математические задания, связанные с родным краем).
- Чему вы должны научиться? ( Закреплять умения выполнять действия с величинами и узнать некоторые факты об Архангельской области).
- В течение урока записывайте новые знания в оценочный лист.
Решение краеведческих задач
- Запишите число, в котором 1 тысяча,5 сотен, 8 десятков и 4 единицы. (1584)
- Кто скажет, как полученное число связано с нашей областью? (Это год основания города Архангельска).
- Какие единицы измерения времени вы еще знаете?
(Учитель прикрепляет карточки с названиями единиц времени в хаотическом порядке).
- Ребята, какое задание можно выполнить с помощью данных карточек? (Расположить в порядке возрастания или уменьшения единиц времени).
(Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда).
- Как связаны между собой единицы времени? ( 1 век = 100 лет, 1 мес.=29, 30 или 31 сутки, 1 сутки = 24 ч и т.д.)
- Заполните на карточках таблицу соотношений единиц времени.
Взаимопроверка.
- Ребята, кто знает, в каком году образовалась наша область? Вычислите эту дату, если известно, что в 2012 году Архангельской области исполнилось 75 лет со дня ее образования). (2012-75=1937)
- Архангельская область широко раскинулась в северо-западных пределах России.
- Ребята, а какими величинами измеряют большие площади? (кв.км, га, а).
На экране:
Узнайте площадь Архангельской области, если известно, что площадь Франции составляет 547030 кв.км, а это на 42870 кв.км меньше площади Архангельской области. (589900 кв.км)
- Чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо повторить таблицу мер длины. Что нужно сделать в этом задании?
таблица:
1 см = …мм
1 м = …дм
1 м =… см
1 м =… мм
1 дм = …см
1 дм = …мм
1 км=…м
1 км=…см
Индивидуальная работа в карточках. Взаимопроверка.
- Ребята, что можно измерить с помощью мер длины в Архангельской области? (Например, длину дорог или рек).
На экране:
Наша область славится такими реками, как Вычегда, Северная Двина, Онега, Мезень, Пинега). Что вы знаете о реке Вычегда? (Эта река меняет свое русло, подмывает берега). А знаете ли вы ее длину? Сможете это узнать с помощью задания?
На карточках:
Длина реки Северная Двина 744 км. Длина ее с Вычегдой 1203 км.
(Можно вычислить).
Дети работают в парах. Учитель фиксирует результаты работы над задачей. Выслушиваются ответы. Разрешаются противоречия.
- Для следующего знания нам необходимо выполнить это задание.
На экране:
1 кг =… г
1 т =… кг
1 ц = …кг
1 т =…ц
Решение в тетради. Взаимопроверка.
- Архангельская область богата лесами. Вы знаете, что лес вырубают, а ведь он является легкими нашей планеты. Что может сделать человек, чтобы восстанавливать лес? (Посадить молодые деревья).
На экране:
В лесничестве школьники помогали высаживать молодые елочки. На первом участке они посадили 340 елочек, на втором – в 10 раз больше, чем на первом, а на третьем столько, сколько на первом и втором вместе.
- По-вашему, это задача или нет? (Нет, надо дополнить вопросом). Дополните ее вопросом и решите самостоятельно.
- Ребята, а вы знаете, из чего делают бумагу? (Из дерева). Как сохранить лес, если человечеству требуется все больше и больше бумаги? Вырубать леса? (Перерабатывать бумагу).
На экране:
- На заводах перерабатывают использованные листы бумаги, которые называются макулатурой. Получают чистые листы, картон, тем самым сохраняя живые деревья. Ребята, давайте узнаем, сколько деревьев сбережен 1 тонна макулатуры!
Задача:
20 кг макулатуры сохраняет одно крупное дерево. Сколько деревьев сбережет 1 тонна макулатуры?
Самостоятельное решение в тетради.
- Лес не только вырабатывает кислород, нужный для дыхания, но и задерживает пыль. Сколько тонн пыли в год задерживает 1 га придорожного леса? Узнаем это число, решив уравнение: 65221 кг + х кг = 95 т 321 кг (ответ: 30 т 100 кг).
На экране:
Озеро Лача – самое большое озеро и главное: пресноводный промысловый водоем Архангельской области. Добывается здесь озерная рыба – лещ. Глубина этого озера составляет 4 м 90 см. Вычислите значения данных выражений и определите, какое из них совпадает со значением глубины озера Лача.
8 м 2 см – 312 см =
802 см – 3 м 12 см =
- Какие получились результаты? (Результаты одинаковы, если величины выразить в м и см).
- Ребята, кто из вас бывал в Архангельске? Архангельск – один из крупнейших транспортных узлов Северо-Запада России. Морские пути связывают нашу область со всеми портами страны и многими зарубежными портами.
- На какой денежной купюре изображен памятник Петру Первому на фоне морского-речного вокзала города Архангельска? Чтобы ответить на этот вопрос, решите математическую цепочку:
900:100х5х10+50 (ответ: 500)
- Кто знает, почему именно Петр Первый изображен на фоне Архангельска? (Петр не раз бывал в Архангельске, он основал в городе порт в военных целях и для торговли с разными странами).
Подведение итогов, рефлексия
- Ребята, помогли ли нам математические знания узнать Архангельскую область еще лучше? (Анализ записей в оценочных листах).
- Наш край большой, в нем много интересного, много тайн. Чтобы все изучить, надо всю жизнь этим заниматься. Предлагаю вам продолжать изучение. Согласны?
Домашнее задание на выбор: 1) найти интересную информацию об Архангельской области и на основе этого материала составить задачу, которая войдет в сборник задач;
2) задания в рабочей тетради: с. 32 № 68, в учебнике: с. 71 № 25.