Информационно-компьютерные технологии в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе I-II вида
Информационно-компьютерные технологии в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе I-II вида
Модернизация образовательного процесса в коррекционной школе I-II вида направлена на приближение учебно-воспитательной работы к требованиям современной школы. Дети с нарушением слуха менее адаптированы в обществе, чем их сверстники, поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях такую образовательную среду, чтобы школьники могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях. Это невозможно сделать без современных информационных компьютерных технологий. Практика работы нашей школы показала, что новые технические средства и технологии незаменимы в обучении учащихся с нарушенным слухом. Они являются одной из гарантий успешной модернизации учебно-воспитательного процесса наряду с новыми дидактическими подходами к уроку в условиях требований ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-компьютерные технологии в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе I-II вида »
Информационно-компьютерные технологии в условиях модернизации
учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе
интернат №6 I-II вида для обучающихся воспитанников с ограниченными возмож-
ностями здоровья», г. Воронеж
Модернизация образовательного процесса в коррекционной школе I-II вида
направлена на приближение учебно-воспитательной работы к требованиям сов-ременной школы. Как известно, дети с нарушением слуха менее адаптированы в обществе, чем их сверстники, поэтому необходимо создать в коррекционных учреждениях адаптивную образовательную среду, чтобы школьники с особыми образовательными потребностями могли обучаться в комфортных, доступных для них условиях. Это невозможно сделать без современных информационно-компьютерных технологий.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс имеет ряд затруднений, поскольку педагогам школы приходится само-
стоятельно разрабатывать, адаптировать стандартные пособия к имеющимся
условиям коррекционной школы, учитывая особенности развития детей с нару-
шением слуха. В большей степени эти затруднения связаны с тем, что не все
педагогические работники владеют знаниями компьютерных программ, а навы-
ки работы на ПК им приходится получать за короткий срок.
Практика работы нашей школы показала, что новые технические средства и технологии незаменимы в обучении учащихся с нарушением слуха. Они явля-
ются одной из гарантий успешной модернизации всего учебно-воспитательно-
го процесса. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют
по-иному вести уроки, управлять учебным процессом в целом. Применение
техники ломает стереотипы уроков. Анализ деятельности учителей нашей шко-
лы показал, что большинство из них методически грамотно и обоснованно при-
меняют ИКТ. Достижение этой задачи стало возможным только через собствен-
ную практику и общение с коллегами по проблеме.
Обобщение опыта работы педагогов по данной проблеме подтвердило, что
использование ИКТ на уроках способствует:
- формированию и поддержанию познавательного интереса учащихся с наруше-
нием слуха;
- реализации принципа наглядности на уроке;
- восприятию материала на более живом эмоциональном уровне;
- укреплению памяти и прочному запоминанию;
- развитию творческих способностей.
Кроме того, ИКТ позволяет повысить эффективность учебного процесса за счет снижения временных затрат. Учебные занятия становятся яркими, нагляд-
ными, насыщенными, емкими. Ученики получают индивидуальные задания,
связанные с поиском и подбором информации. Цель таких заданий: сформиро-
вать у школьников общеобразовательные информационные умения поисковой
работы, а также учиться играя.
В учебном процессе учителя используют информационные технологии на всех этапах урока, учитывая целесообразность их применения.
Так, например:
- при повторении материала предыдущего урока проводится фронтальный опрос по слайдам-вопросам;
- при объяснении нового материала применяется иллюстративная презентация;
- при закреплении материала используются анимационные задачи, задания на
соответствие, классификацию, логическое мышление и т. п.;
- при проверке знаний учащихся на повторительно-обобщающих уроках даются
задания на тренировку памяти, внимания и т. п.
Как показывает опыт работы педагогов нашей школы, учащиеся с нарушен-
ным слухом всегда приветствуют применение ИКТ на уроке, с желанием и
большим интересом выполняют задания, связанные с использованием компью-
тера, поскольку основная часть информации воспринимается ими через зрите-
тельный и тактильный анализаторы. Поэтому использование компьютерных
информационных технологий эффективно при обучении неслышащих детей.
В частности, применение на уроках мультимедиа технологий приводит к совершенствованию методики преподавания, способствует мотивации обуче-
ния учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению мате-
риала учащимися. Помимо этого мультимедийные средства обучения помогают
четко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Еще одним
достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся.
Преимущества мультимедийного урока:
- Повышается интерес учащихся к обучению. Информация с экрана восприни-
мается лучше, чем книжная информация.
- Наглядность позволяет сделать изучаемый учебный материал более доступ-
ным, уроки проходят в более комфортных для учащихся условиях.
- Увеличивается плотность урока.
- Меняется эстетика урока. Преподаватель получает мощные инструменты для
повышения привлекательности урока.
Исходя из опыта работы по использованию мультимедиа технологий учителя
начальной школы рекомендуют следующие приемы:
- слайды презентаций не следует перегружать текстом;
- слайды должны демонстрироваться в увеличенном масштабе;
- наиболее важный материал можно выделить ярче;
- при длительном объяснении можно для релаксации включить небольшой
видеофрагмент, связанный с темой урока;
- анимация, применяемая в слайдах презентаций, не должна быть слишком
активной;
- в конце урока включить в слайд презентации пожелания, способствующие
вызвать положительные эмоции.
Применение ИКТ технологий на уроках в начальной школе позволило:
- Индивидуализировать учебный процесс.
- Создать условия для развития самостоятельности учащихся с нарушением
слуха.
- Повысить качество наглядности.
- Придать уроку динамизм и выразительность.
- Повысить интерес учащихся к предмету.
Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиени-
ческими требованиями к организации учебных занятий с использованием ИКТ.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии выступают
неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки учителя.
Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом,
привлечь внимание учеников. Компьютерные технологии позволяют реализо-
вывать новые формы и методы обучения. Слайды, выведенные на большой
экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок,
но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества лич-
ности неслышащего школьника. Работа на экране позволяет вовлечь весь класс в процесс получения знаний, одновременно исключая вред здоровью детей от
мониторов.
Обобщение опыта работы по использованию ИКТ в образовательном про-
цессе нашей школы позволяет сделать вывод, что творческое и глубоко про-
думанное использование современных ИКТ создает прекрасные развивающие
возможности для школьников с нарушенным слухом, повышает эффектив-
ность и интенсивность их учебной деятельности, что способствует лучшему
усвоению материала, расширению кругозора учащихся, обеспечивает высокий
уровень образовательной деятельности на учебных занятиях и в целом способствует модернизации УВП в нашей школе.