kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Император- свободитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  по окружающему миру "Император- освободитель"ОС "Шкоа 2100"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Император- свободитель.»

Технологическая карта урока окружающий мир

Тема. Император – освободитель.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые предметные результаты: учащиеся познакомятся с новой исторической личностью, узнают факты и события правления Александра II. Получат представление об отмене крепостного права, выявят историческое значение данного события.

Планируемы метапредметные результаты:

Познавательные:

1. Осуществлять поиск необходимой информации (при поиске ответов на вопросы).

2. Строить речевые высказывания в устной форме.

3. Формулирование проблемы.

4. Выделять существенную информацию из текстов.

5. Осуществлять анализ.

6. Осуществлять синтез.

7. Проводить сравнение (до и после отмены крепостного права).

8. Устанавливать причинно – следственные связи (сравнение императоров, причины отмены крепостного права).

9. Обобщать.

10. Использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

1. Допускать возможность существования различных точек зрения (при ответе на вопросы, при работе в группах).

2. Формулировать собственное мнение и позицию (при ответе на вопросы, при работе в группах).

3. Строить понятные высказывания (при формулировании собственного мнения).

4. Задавать вопросы.

5. Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (при обсуждении).

6. Договариваться и приходить к общему решению в группе.

7. Уметь аргументировать свою позицию.

Регулятивные:

1. Принимать и сохранять учебную задачу (воспринимать задания и вопросы учителя).

2. Учитывать выделенные учителем ориентиры (выполнять задание в соответствии с поставленной задачей).

3. Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

4. Вносить необходимые коррективы в действие (при возникновении ошибок).

5. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Планируемые личностные результаты: 1.  Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

5. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков правителей страны

6. Развитие понимания личной свободы.


Ход урока

Структурные

компоненты урока


Отводимое

время

Деятельность учителя и формулировка заданий

Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД

Планируемые способы и критерии оценива

ния

Организацион

ный момент

1-2мин

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо, девочки, за парту сядьте,
Тихо, мальчики, за парту сядьте,
На меня все посмотрите.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!


Р. (Принимать и сохранять учебную задачу).

Л. (Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).



Актуа

лизация знаний.


3-5мин




1. Император - освободитель

- Внимательно посмотрите на слайд и ответьте на следующий вопрос: Что объединяет эти имена? ПЕТР I, ЕКАТЕРТИНА II, АЛЕКСНДР II.

(- проводили широкомасштабные реформы государственного управления

- активность внешней и внутренней политики

- великие

- приближали Россию к Европе

- ………………….)

И Александр II? Какой возникает проблемный вопрос, на который мы должны ответить в течение урока?(Почему освободитель? Кого освободил?).

- Так как имя Александра II стоит в ряду с именами императоров – реформаторов, то можно предположить, что он тоже император, который проводил преобразования в Российском государстве.

- Александра II (годы праления-1855-1881)народ провозгласил императором – освободителем. Как вы думаете почему? Действительно, он выпустил Манифест, освобождающий от крепостной зависимости, отменил крепостное право. Что такое Манифест? (Открытый лист, письмо; объявление, оглашение правительством о каком – либо государственном деле; всенародное объявление).

- Посмотрите на дату (1 марта 1881 год). О чем она вам говорит? Пока еще ни о чем? Пока еще ничего не произошло.

- Выбрав правильный вариант ответа, определите, почему же так напряжены и сосредоточены телохранители царя, давшего личную свободу 21 миллиону жителей России:

А) телохранители боятся, что царь опоздает на смотр войск к назначенному часу и будет гневаться;

Б) телохранители боятся нападения на царя революционеров.

- Правы те, кто выбрал второй вариант ответа, т.к. на жизнь царя – освободителя было совершено уже 6 покушений.… И охрана ожидала следующего. Во всех покушениях царь чудом избегал смерти, а гибли люди из его свиты.

- Согласились бы вы в этот день сопровождать царя в Михайловский манеж Инженерного замка?

- Рассмотрите имевшуюся у террористов схему улиц, ведущих от Зимнего дворца к Инженерному замку.

- Император должен был отправиться из Зимнего дворца (обозначим звездой) в Михайловский манеж Инженерного замка (отметим его флажком).

- Царь должен был проехать по Невскому проспекту (обозначим на нем кружками оцепления из жандармов).

- Крестиком обозначим место, где революционеры – террористы устроили засаду.

- Может ли царь избежать покушения? Каким образом?

- Действительно, царь избрал иной маршрут движения. Он поехал по Большой итальянской улице. А вот на обратном пути он поехал по Инженерной улице, решив навестить в Михайловском замке свою двоюродную сестру. Известно, что на перекрестке улиц карета вынуждена замедлить ход. Как это обстоятельство использовали террористы в своих целях?

- Когда карета проезжала мимо мужчины, идущего с мешочком, он бросил свой узелок по копыта лошадей. В эту же секунду раздался взрыв. Когда дым рассеялся, государь император, немного пошатываясь, вышел из кареты и перекрестился. На вопрос «Что с государем?» царь ответил: «Слава Богу, я уцелел, но вот…» - и указал рукой на раненых. Тогда террорист со зловеще – радостной улыбкой заметил: «Еще слава ли Богу?» Царь приблизился на один шаг к преступнику и твердым голосом произнес: «Что тебе нужно от меня, безбожник?» Его Величество подошел к месту взрыва, к образовавшейся яме. На его лице была улыбка. Он мысленно благодарил Бога за то, что остался невредим. Затем царь подошел к тяжело раненому мальчику, перекрестил его и сделал несколько шагов к карете. Вдруг неизвестный человек, лет тридцати, поднял руки вверх и бросил бомбу к ногам императора. Раздался новый оглушительный взрыв. Когда клубы дыма рассеялись, на мостовой среди снега, мусора, крови и остатков изорванной одежды лежал смертельно раненый Самодерджец, Государь Российской империи, царь – освободитель Александр II.

Убийство царя было совершено членами подпольной организации «Народная воля», которые считали, что земля не может быть в собственности отдельных людей, и готовили революцию в России. Они думали, что с убийства царя в стране начнутся беспорядки и можно будет установить новое государственное устройство.

По решению суда члены этой террористической организации, во главе которой стоял и крестьянский сын Андрей Желябов, и дворянка Софья Петровская, были казнены.

- Скажите, каким образом люди и грузы отправляются на большие расстояния? (автотранспорт (XXвек), самолет (конец XIX), железнодорожный транспорт (XIX век), морские и океанские перевозки (вторая половина XIIX) Какие из перечисленных видов транспорта были доступны людям XIX века? (железнодорожный транспорт).

- К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог (запись на доске), соединивших десятки крупных городов. Однако все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, - между Москвой и Санкт – Петербургом (1851) (запись на доске выше первой).

- Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что за первые 50лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50лет – десятки железных дорог? (запись на доске)

2. Игра – моделирование «строим железную дорогу»

- Перечислите, из чего состоит железная дорога (паровоз с вагоном, рельсы, шпалы).

- Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта (шпалы и вагоны - из дерева, рельсы, паровоз, вагоны – из стали); что еще нужно для того, чтобы железная дорога действовала? (необходим уголь).

- Откуда берутся эти материалы, топливо, техника? (Все это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах).

- Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов, вагонов? (рабочие).

- Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога? (много). Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?

(В первой половине века рабочих было мало, а во второй появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.)

- Сравнение аграрной цивилизации и индустриальной (картинка из учебника) (ручной и подневольный характер труда в крепостной деревне и машинный , вольнонаемный характер труда в капиталистическом городе).

- Почему к концу XIX века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше? Для того, чтобы на них ответить, вернемся к материалу урока «Власть и народ Российской империи».

Р. (Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры). Л. (Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков правителей страны; Развитие понимания личной свободы). К. (Допускать возможность существования различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные высказывания; задавать вопросы). П. (Строить речевые высказывания в устной форме; осуществлять анализ; осуществлять синтез; проводить сравнение; Формулировать проблему).

Оценочные суждения, правильность при ответах на вопросы.


Совместное откры

тие знаний. Поиск решения проблемы.

10-15

мин

3. Отмена крепостного права.

- Вспомните, как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам? (крепостное право).

- В чьей собственности была земля? (в собственности дворян). Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки? (нет, не могли).

- Подумайте, что нужно было, сделать, чтобы крестьянам стало жить легче, свободнее? (Крепостное право означает крепление к земле (форма феодальной зависимости), крестьяне во время крепостного права были лично не свободными и несли разного вида повинности: барщина, оброк, налог государству. Как вы понимаете это выражение? Все верно, помещики могли наказать, продать, обменять, проиграть крестьян.

Крепостное право было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжелым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка).

- Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян. В прибалтийских губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия) крепостное право было отменено ещё в 1816—1819 годах.

В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия дворянства. Ведь при отмене крепостного права у дворян не будет рабочей силы, они потеряют свой статус.

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).

Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения, а также под влиянием и с участием ряда общественных деятелей (например, А. М. Унковского).

Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.

19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

- Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными».

- Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

- Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

- Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами, те кто воспользовался этим правом, до осуществления полного выкупа назывались «выкупными» крестьянами. До конца царствования Александра II, по данным В.Ключевского, в эту категорию попали более 80% бывших крепостных.

- Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) и волостного суда.

П. (Осуществлять поиск необходимой информации; Строить речевые высказывания в устной форме; Формулировать проблему; Выделять существенную информацию из текста; Осуществлять анализ; Осуществлять синтез; Проводить сравнение; Устанавливать причинно – следственные связи; Обобщать). К. (Допускать возможность существования различных точек зрения; Формулировать собственное мнение и позицию; Строить понятные высказывания; Задавать вопросы; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Р. (Принимать и сохранять учебную задачу; Учитывать выделенные учителем ориентиры;  Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; Вносить необходимые коррективы в действие). Л. (Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков правителей страны; Развитие понимания личной свободы).

Проверка по образцу (со слайда); оценочные суждения, правильность ответов.

Физминутка

2-3мин

Упражнения под музыку.

Р. (Принимать и сохранять учебную задачу).



Самостоятельное применение знаний.

7-10 мин

4. Россия до и после отмены крепостного права.

(работа в группах, проверка по образцу со слайда)

1 группа: используя опорные слова, составьте рассказ о России до отмены крепостного права.

- страдали крестьяне

- крестьяне работают на хозяина

- крепостное право мешало развитию страны

- одна железная дорога

- хозяин может продать, подарить, наказать крестьянина

- закупали многие товары в Европе

- деньгами и трудом крестьян распоряжались дворяне и чиновники

- люди прикреплены к земле, уйти не могут

- бунты крестьян

- могут без разрешения помещика торговать

- получали образование.

2 группа: вставьте пропущенные слова и узнайте, как были развиты европейские страны в середине XIX века.

- рабочих

- заводах и фабриках

- крепостных крестьян

- транспорта

- продажу (торговлю)

- правительства

- народа

- жить

- работать

В середине XIX века в Европе существовало много ________________. Жители европейских стран с помощью___________________ могли быстро переезжать из одного города в другой. На многочисленных ________ и _______ производились самые разные полезные товары. Эти товары развозились по всему земному шару на ___________. В Европе заводы и железные дороги были созданы трудом ___________. Эти люди сами решали, как ____________.

3 группа: используя текст, ответьте на вопрос «Как жили дворяне – помещики и крестьяне после отмены крепостного права?»

4 группа: в учебнике найдите ответ на вопрос «Когда и как было отменено крепостное право?» с помощью словаря объясните значение выражения «Работать из-под палки»

5 группа: используя текст учебника (с. 86), вставьте в текст пропущенные слова, и вы узнаете, какие перемены произошли в жизни России после отмены крепостного права.

После отмены крепостного права Александр II и его помощники провели много преобразований. Жизнь людей стала быстро ____________. Жители Российской империи получили право участвовать в _______________, свободно менять ___________, наниматься на _____________. В городах строили новые _____________________. Многие крестьяне переселялись в _____________, нанимались на работу и становились ___________. Хозяев заводов и фабрик называли ________ они быстро __________. В городах и селах России появились _____________. Все больше людей учились ______________. Россия стремительно догоняла _____________________.

6 группа: эксперты. Критерии оценивания групп:

- Соответствует   ли   ответ   заданному    вопросу?

- Последовательно   ли отвечал?

- Можно   ли   считать   ответ убедительным?

- Были ли ошибки по существу изложения?

- Доступность изложения

Группы отвечают по порядку: 1. Российская империя до отмены крепостного права.

2. Развитие европейских стран в середине XIX века.

3. Жизнь помещиков и крестьян после отмены крепостного права

4. Перемены в Российской империи после отмены крепостного права

- Именно благодаря переменам, происходившим в России после отмены крепостного права, произошел переход к новому – КАПИТАЛИСТИЧЕКОМУ строю. В стране сформировались новые классы РАБОЧИЕ и КАПИТАЛИСТЫ (по вариантам найти определения в словаре)

П. (Осуществлять поиск необходимой информации; Строить речевые высказывания в устной форме; Выделять существенную информацию из текста; Осуществлять анализ; Осуществлять синтез; Проводить сравнение; Устанавливать причинно – следственные связи; Обобщать; Использовать знаково-символические средства). К. (Допускать возможность существования различных точек зрения; Формулировать собственное мнение и позицию; Строить понятные высказывания; Задавать вопросы; Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; Приходить к общему решению в группе). Р. (Принимать и сохранять учебную задачу; Учитывать выделенные учителем ориентиры;  Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; Вносить необходимые коррективы в действие; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый и итоговый контроль). Л. (Ориентация на понимание причин успеха; Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; Способность к самооценке на основе критерия).

Оценочные суждения, правильность ответов на вопросы















































Группа экспертов оценивает выступления одноклассников по критериям

Итог урока

3-5мин

- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить? (чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?)

(В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах).










Работа в рабочей тетради: задания №1, 2 Н (самостоятельно), задания №1, 2 П (в парах)

П. (Осуществлять анализ; Осуществлять синтез; Устанавливать причинно – следственные связи; Обобщать). К. (Допускать возможность существования различных точек зрения; Формулировать собственное мнение и позицию; Строить понятные высказывания; Задавать вопросы). Р. (Принимать и сохранять учебную задачу; Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников).

Л. (Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков правителей страны; Развитие понимания личной свободы).


Домашнее задание

2-3мин

Обязательно: выполнить одно из заданий в рабочей тетради к теме 17, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе

По выбору: можете почитать тему целиком и выполнить творческое задание: вспомни, какие изменения произошли в России в середине XIX века. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.

Р. (Принимать и сохранять учебную задачу).


Рефлексия

2-3мин

- Какую работу сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Что нового узнали?

- Что было особенно интересно?

- Кто справился с работой легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Какую бы отметку вы себе поставили?

К. (Формулировать собственное мнение и позицию). Р. (Принимать и сохранять учебную задачу; Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников).

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Император- свободитель.

Автор: Чернышёва Ольга Васильевна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495821


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства