1. Император - освободитель - Внимательно посмотрите на слайд и ответьте на следующий вопрос: Что объединяет эти имена? ПЕТР I, ЕКАТЕРТИНА II, АЛЕКСНДР II. (- проводили широкомасштабные реформы государственного управления - активность внешней и внутренней политики - великие - приближали Россию к Европе - ………………….) И Александр II? Какой возникает проблемный вопрос, на который мы должны ответить в течение урока?(Почему освободитель? Кого освободил?). - Так как имя Александра II стоит в ряду с именами императоров – реформаторов, то можно предположить, что он тоже император, который проводил преобразования в Российском государстве. - Александра II (годы праления-1855-1881)народ провозгласил императором – освободителем. Как вы думаете почему? Действительно, он выпустил Манифест, освобождающий от крепостной зависимости, отменил крепостное право. Что такое Манифест? (Открытый лист, письмо; объявление, оглашение правительством о каком – либо государственном деле; всенародное объявление). - Посмотрите на дату (1 марта 1881 год). О чем она вам говорит? Пока еще ни о чем? Пока еще ничего не произошло. - Выбрав правильный вариант ответа, определите, почему же так напряжены и сосредоточены телохранители царя, давшего личную свободу 21 миллиону жителей России: А) телохранители боятся, что царь опоздает на смотр войск к назначенному часу и будет гневаться; Б) телохранители боятся нападения на царя революционеров. - Правы те, кто выбрал второй вариант ответа, т.к. на жизнь царя – освободителя было совершено уже 6 покушений.… И охрана ожидала следующего. Во всех покушениях царь чудом избегал смерти, а гибли люди из его свиты. - Согласились бы вы в этот день сопровождать царя в Михайловский манеж Инженерного замка? - Рассмотрите имевшуюся у террористов схему улиц, ведущих от Зимнего дворца к Инженерному замку. - Император должен был отправиться из Зимнего дворца (обозначим звездой) в Михайловский манеж Инженерного замка (отметим его флажком). - Царь должен был проехать по Невскому проспекту (обозначим на нем кружками оцепления из жандармов). - Крестиком обозначим место, где революционеры – террористы устроили засаду. - Может ли царь избежать покушения? Каким образом? - Действительно, царь избрал иной маршрут движения. Он поехал по Большой итальянской улице. А вот на обратном пути он поехал по Инженерной улице, решив навестить в Михайловском замке свою двоюродную сестру. Известно, что на перекрестке улиц карета вынуждена замедлить ход. Как это обстоятельство использовали террористы в своих целях? - Когда карета проезжала мимо мужчины, идущего с мешочком, он бросил свой узелок по копыта лошадей. В эту же секунду раздался взрыв. Когда дым рассеялся, государь император, немного пошатываясь, вышел из кареты и перекрестился. На вопрос «Что с государем?» царь ответил: «Слава Богу, я уцелел, но вот…» - и указал рукой на раненых. Тогда террорист со зловеще – радостной улыбкой заметил: «Еще слава ли Богу?» Царь приблизился на один шаг к преступнику и твердым голосом произнес: «Что тебе нужно от меня, безбожник?» Его Величество подошел к месту взрыва, к образовавшейся яме. На его лице была улыбка. Он мысленно благодарил Бога за то, что остался невредим. Затем царь подошел к тяжело раненому мальчику, перекрестил его и сделал несколько шагов к карете. Вдруг неизвестный человек, лет тридцати, поднял руки вверх и бросил бомбу к ногам императора. Раздался новый оглушительный взрыв. Когда клубы дыма рассеялись, на мостовой среди снега, мусора, крови и остатков изорванной одежды лежал смертельно раненый Самодерджец, Государь Российской империи, царь – освободитель Александр II. Убийство царя было совершено членами подпольной организации «Народная воля», которые считали, что земля не может быть в собственности отдельных людей, и готовили революцию в России. Они думали, что с убийства царя в стране начнутся беспорядки и можно будет установить новое государственное устройство. По решению суда члены этой террористической организации, во главе которой стоял и крестьянский сын Андрей Желябов, и дворянка Софья Петровская, были казнены. - Скажите, каким образом люди и грузы отправляются на большие расстояния? (автотранспорт (XXвек), самолет (конец XIX), железнодорожный транспорт (XIX век), морские и океанские перевозки (вторая половина XIIX) Какие из перечисленных видов транспорта были доступны людям XIX века? (железнодорожный транспорт). - К концу XIX века в России были построены десятки железных дорог (запись на доске), соединивших десятки крупных городов. Однако все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, - между Москвой и Санкт – Петербургом (1851) (запись на доске выше первой). - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что за первые 50лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50лет – десятки железных дорог? (запись на доске) 2. Игра – моделирование «строим железную дорогу» - Перечислите, из чего состоит железная дорога (паровоз с вагоном, рельсы, шпалы). - Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта (шпалы и вагоны - из дерева, рельсы, паровоз, вагоны – из стали); что еще нужно для того, чтобы железная дорога действовала? (необходим уголь). - Откуда берутся эти материалы, топливо, техника? (Все это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах). - Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов, вагонов? (рабочие). - Много ли рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога? (много). Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог? (В первой половине века рабочих было мало, а во второй появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.) - Сравнение аграрной цивилизации и индустриальной (картинка из учебника) (ручной и подневольный характер труда в крепостной деревне и машинный , вольнонаемный характер труда в капиталистическом городе). - Почему к концу XIX века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше? Для того, чтобы на них ответить, вернемся к материалу урока «Власть и народ Российской империи». |