Познакомить учащихся со звонкими звуками [д], [д’],буквами Дд.Упражнять в чтении слогов,слов и текстов с буквой “д”.Продолжить ознакомление детей с морфемами слова.Закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твёрдого и мягкого согласных звуков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитание любви к природе и бережному отношению к ней.
Формирование УУД:
Определение темы и цели деятельности с помощью учителя.
Самостоятельное планирование действий по выполнению задания.
Умение слушать и слышать речь других.
Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Умение сравнивать с эталоном. Анализировать, сравнивать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и устанавливать связь между существительными и прилагательными; правильно писать падежные окончания имён прилагательных; устанавливать аналоги.
Оборудование:
Индивидуальные карточки с текстом.
Аудиозапись стихотворения А.С. Пушкина «Зима»
Аудиозапись музыки Вивальди «Зима».
Словарные картинки.
Компьютер, проектор, слайды.
Учебники.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел звонок, Говорит: «Начнём урок!»
2. Актуализация знаний
– Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Очень занимательное – Имя Прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить, Веселиться и шутить? Что тогда получиться? Стоит разве мучиться? Не скажем мы “прекрасное”, Не скажем “безобразное”, Не скажем маме “милая, Красивая, любимая”, Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ны-е. Чтобы все отличным стало Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять.
(Ответы детей)
– Сегодня мы закрепим знания по теме «Имя прилагательное». (Приложение 1. Слайд 1) – Посмотрим с вами, что мы знаем хорошо, а над чем нам надо поработать. – Как вы ответите на вопрос: – Что дают человеку знания по теме «имя прилагательное?» (Ответы детей)
(Слайд 2) Пояснения, что дают нам имена прилагательные.
3. Работа с карточками
– Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним и прочитайте его без прилагательных. – Изменился текст? Каким он стал? – Какую же роль играют имена прилагательные в речи? (Ответы детей)
4. Послушайте краткую историческую справку
Ученик: Уже в самом названии содержится намёк на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Этот грамматический термин имеет латинские корни. Дословный его перевод с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин переводится как «прибавленное», «приложенное».
– А, к какой части речи оно прибавляется? (Ответы детей)
Вывод учителя:Итак, имена прилагательные придают речи точность, меткость, выразительность, могут передавать настроение, раскрывать отличительные особенности предмета. Если говорить образно, то это можно сравнить с ровной асфальтированной дорогой и летней лесной поляной, т.е., серое однообразие и обилие красок. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими оборотами нередко относятся к золотому фонду национального языка. Общепризнано, что русский язык необыкновенно богат эпитетами. И сегодня мы не раз в этом убедимся.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз… И рады мы Проказам матушки-зимы!(Cлайд 3. Зимний пейзаж)
– Такой предстала перед нами зима Пушкина. А какой вы её представляете? – Подберите подходящие по смыслу эпитеты к слову ЗИМА. Запишите три словосочетания. Зима (какая?) морозная, снежная, вьюжная, волшебная, чудесная, сказочная зима, и т.д. (Проверка) Художник изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко в воздушном танце ложатся первые снежинки. Выберите прилагательные, которые подходят к описанию первого СНЕГА. Запишите 3 словосочетания.
7. Работа у доски. Синтаксический разбор предложения.
Пушистый снег кружится в воздухе крупными хлопьями и устилает землю.
– Какие прилагательные может употреблять диктор телевидения в сводке погоды для описания снегопада? (Обильный, сильный. )
Разноуровневая самостоятельная работа
1 уровень
Самый первый снег … и … . Ложится он на … землю. Небо … , снежок … и … .
(Списать, вставить имена прилагательные)
Слова для справок: робкий, тихий, чёрную, серое, белый, лёгкий.
2 уровень
Сильный и спокойный январский снег. Тяжёлым холодным покрывалом лежит он на всём.
(Списать, подчеркнуть имена прилагательные)
Проверка.
8. Вопросы:
– Для чего нам нужны имена прилагательные? – Что такое имя прилагательное? – Как изменяется имя прилагательное? – С какой частью речи оно связано и в чём? – Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
9. Работа с текстом на карточках
Вставьте окончания имён прилагательных, согласуя их с существительными, с которыми они связаны. (Слайд 5. Текст с пропущенными окончаниями, а у детей на карточках) Комментированная проверка: определение рода, числа и падежа имён прилагательных. (Слайд 6. Сверка). Разделите слова на три группы (Слайд 7) (Проверка – Слайд 8) – По какому признаку сгруппировали слова? (По родам)
10. Физкультминутка (проводдит ученик)
Одолела вас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись, Окончательно проснись. Вот мы руки развели, И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, поклонитесь, Не ленитесь, улыбнитесь! Гимнастика для рук. Вот помощники мои
11. Работа с учебником. С. Упр № 364 Выполняем упражнение по заданию. Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа в грамматическом задании.
Вывод. Что дают человеку знания по теме «Имя прилагательное»?
Здравствуй, солнце …! Здравствуй, небо …! Здравствуй, … ветерок! Здравствуй, … дружок! Мы живём в … краю, Я вас всех приветствую!
Договорите слово: Имена прилагательные делают нашу устную речь …, а письменная речь становится …
13. Итог
– Какой вид задания для вас был сложным? Лёгким? – Какой вид работы понравился, вызвал интерес? – Что закрепили на уроке об имени прилагательном? – С какой частью речи оно согласуется и в чём? – Какие задания понравились? – Что помогло их выполнить?