Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "Ямал...Мой край родной"»
Игра-путешествие «Ямал…Мой край родной»
Цель: формирование интереса и любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с символикой города, его достопримечательностями;
познакомить с играми народов севера;
закрепить знания о природных богатствах родного края.
Развивающие:
продолжать развивать мышление детей, способность аргументировать свои высказывания:
развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город;
закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за свой город, интерес и любовь к малой Родине.
Форма проведения: игра- путешествие.
Методы и приемы: беседа, легенда, загадки.поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, деление на команды, творческое задание.
Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, презентация.
Ход мероприятия
Учитель
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому северному краю. Это полуостров Ямал.
Отрывок из стихотворение Ивана Истомина «На Ямале мы живем» прочитает Доминика А.
Вы на карту посмотрите
И Ямал на нем найдите,
Потому что здесь наш дом:
Мы на Севере живем.
-А вы знаете, где расположен полуострова Ямал? (на севере нашей страны)
Правильно, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Длина полуострова 700 км, ширина до 240 км.
Омывается Карским морем.
На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа.
ТАЙНА А хотите, я вам открою тайну?
Оказывается, 10 декабря исполняется 85 лет со дня образования ЯНАО.
Год образования 1930.
- Край богатый и загадочный и только дружба и душевная теплота помогут нам с вами, друзья, открыть тайны Ямала.
-Вы готовы к новым открытиям?
- Дорогие путешественники, чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и незабываемым мы будем работать в командах.
- Вы уже разделены на команды. Выберете, пожалуйста, командира команд.
- С помощью особого сигнала рук (?) показать, что ваша работа окончена.
- Предлагаю с помощью жребия командирам выбрать название команд.
- Итак, команды у нас готовы. Название команд: «Северное сияние», «Морошка», «Радуга».
— Любая работа должна быть, удостоена внимания, оценена по заслугам. За каждый правильный ответ вы будете получать балл. Итог подведем по количеству заработанных баллов. Итак, с удовольствием представляю членов нашего жюри:…………………….
I станция «Жители Ямала»
Учитель. Вот и незаметно для Вас мы прибыли к месту путешествия.
Первая станция «Жители Ямала». Слово «Ямал» означает: «Я» — земля, «мал» — край, Ямал – значит край земли.
— Итак, начнем наш конкурс. Вопросы всем. Готовность каждая команда будет показывать особым сигналом рук.
Вопросы
— Какие малочисленные народности коренных жителей живут на нашей ямальской земле? (ханты, ненцы, коми, селькупы). Правильность ваших ответов мы можем проверить на экране.
Внимание на экран (слайды с фотографиями северных жителей).
— А чем занимаются коренные жители Ямала? Назовите основные виды деятельности коренных народов? (оленеводство, рыболовство, звероводство)
— Как называется жилище коренных народов севера? (Чум – основное жилище коренных народов севера, населяющих ЯНАО)
— Как называется верхняя одежда для женщин коренного населения? (ягушка)
— Как называется верхняя одежда для мужчин? (малица)
— Как называет зимняя обувь из оленьих шкур? (пимы, кисы)
Учитель
-Успешно прошла 1-ая часть нашего путешествия. Жюри оценивает ваши ответы.
II станция «Культура Ямала»
Учитель
-Уважаемые путешественники, на эту станцию мы пришли с домашним заданием. Здесь вы расскажите о культуре северных народов. Давайте послушаем, какой материал вы подготовили.
Учитель: команда 1 а класса «…» расскажет, о том, как воспитывают детей в тундре
Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.
Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.
В мальчиках родители воспитывали чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.
Учитель: команда 1б класса «…» расскажет об отношении к пище.
Рыба и мясо – основная пища северных народов. Почти ежедневно они едят блюда из рыбы.
Мальчик, будущий рыбак, не должен есть хвостовую часть рыбы, иначе будет неудачником.
У ненцев существует почтительное отношение к пище. Вот некоторые правила обращения с ней:
-нельзя смеяться над едой
-нельзя доедать пищу за старыми людьми, а то будешь болеть.
Учитель:особую роль в воспитании детей имели приметы:
Команда «…» 1в класса
Приметы, связанные с бережным отношением к природе, которые должны беспрекословно выполняться взрослыми и детьми:
Не втыкай в землю железные предметы, остроконечные копья без надобности. Боль земли -это боль сердца твоего.
Приметы-наказы предков об отношении к жизни, к людям, к животным
Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он смысл твоей жизни.
В какую беду ни попал- голову не вешай, ум не теряй.
Доброе слово лечит душу, злое слово –тяжело ранит.
Учитель. Спасибо, молодцы. Жюри оценивает команды. Максимум 5 баллов
III станция «Игровая»
Учитель.
Дети тундры зорки, внимательны и наблюдательны. Они ловкие и смелые. А сейчас поиграем в игры северных народов. Эти игры развивают у ребят физические качества и воспитывают специфические двигательные навыки.
Подвижная игра «Нарты-сани». Попеременно перепрыгивая разными ногами нарты. Чья команда быстрей – те и победили.
(болельщики по 5 человек)
Игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны ягоды (шарики) разного цвета. Одна команда собирает красные (брусника), другая –желтые (морошка), третья –черные (черника). Берем по одной ягоде в руку и кладем в корзину своего командира. Собрали ягоды - корзинки на стол жюри. Они посчитают количество и правильность собранных ягод.
(болельщики по 5 человек)
Игра «Меткий охотник» - сбить мячом кеглю - для командиров команд и болельщиков
Жюри подводит итоги.
IV станция «Живая природа»
Учитель. Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни.
Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки на тему «Живая природа»
Загадки буду загадывать отдельно каждой команде (ответы – слайды).
1. По ночам она летает, Вкусных мышек промышляет. Днем на кочке сидит, С закрытыми глазами спит. (сова)
2. По мхам он ходит и траве, Носит лес на голове. Рогами защищается , От врагов спасается. (олень)
3.Ночью очень чутко спит, Оленье стадо сторожит, Волков отгоняет, И на охоте помогает. (собака)
4. Кто в жестокую пургу, Роет норку в снегу, В снежок зарывается, От холода спасается? (куропатка)
5. Ушки на макушке, Хвостик как пушок, Очень симпатичный Маленький зверек. (белка)
6. Какой петух Порою глух? Сел на елку на сучок Бороды торчит клочок, Как летун он плоховат, А порою – глуховат. (глухарь)
7. Ягодки в лесу на кочках,
Укрываются в листочках.
Синяя у всех туника,
Ищем что мы?...( Голубику)
8. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)
9. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка —
Ягодка... (морошка)
Vстанция «Всё умеем делать сами»
Учитель
-Мы все очень любим на праздники получать подарки. Давайте же к 85-летию ЯНАО, т. е. ко дню рождения
приготовим праздничные открытки, используя заготовки.
Задание: Используя заготовки, клей, фломастеры собираете на листе А-4 праздничную открытку и командир команды несет работу для оценивания жюри.
Звучит красивая музыка
Учитель
Пока наше жюри подсчитывает жетоны (баллы), мы с вами поиграем.
-Ребята, а вы можете отличить съедобный гриб от ядовитого. А какие основные отличие (ответы детей). Давайте немного поиграем. Я буду называть грибы, если гриб съедобный – вы хлопаете, а если ядовитый топаете (поганка, подберезовик, рыжик, сыроежки, белый гриб, мухомор, опята, ложные опята, подосиновик, лисички, грузди).
+ некоторые вопросы
УчительСлово для подведения итогов игры-путешествия «Ямал…Мой край родной» предоставляется жюри (выступление жюри). Награждение победителей.
Учитель Вы сегодня проявили смекалку и находчивость, умение работать в команде, показали замечательные знания о родном крае. Закончить наше путешествие хочется словами Леонида Васильевича Лапцуя:
Кто не бывал в тундре Ямала, Я приглашаю вас сюда. Сейчас она не снежная пустыня- Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда, Коль встретит нас неласковая вьюга, В любой зайдете чум – вас ждут всегда Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд: Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!
До свидания!
Распечатать
Кто не бывал в тундре Ямала, Я приглашаю вас сюда. Сейчас она не снежная пустыня- Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда, Коль встретит нас неласковая вьюга, В любой зайдете чум – вас ждут всегда Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд: Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!
Учителю
Кто не бывал в тундре Ямала, Я приглашаю вас сюда. Сейчас она не снежная пустыня- Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда, Коль встретит нас неласковая вьюга, В любой зайдете чум – вас ждут всегда Гостеприимство и забота друга.
Суров мой Север лишь на первый взгляд: Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!
Жизнь в тундре суровая, поэтому детей воспитывают в строгости, рано приобщают к труду. В семье ребенка никогда не балуют, с самого рождения отучают плакать и обращаются с ним, как со взрослым.
Девочек по исполнении трех лет обучают шитью одежды и вышиванию национальных орнаментов, приучают поддерживать огонь в чуме, готовить еду.
В мальчиках родители воспитывают чувство уважения к себе, как к будущему охотнику, рыбаку и оленеводу. Он не должен скрести с посуды остатки еды, тем более мыть посуду, иначе он будет плохим охотником.