- Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Проверка домашнего задания.
- А сейчас я послушаю, как вы дома подготовили пересказ произведения М.Пришвина «Ребята утята».
Актуализация опорных знаний. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?
- А как называют человека, который пишет картины?
- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?
- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина.
Слайд 2
Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией Чарушина.
- Прочитайте:
«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...»
- А какое у него было детство? Об этом нам расскажут наши биографы:
1. Отец Чарушина был архитектором. Он придумывал, рисовал дома. Альбомы, карандаши, краски – всё это очень нравилось мальчику. На его детских рисунках чаще всего были изображены птицы и звери.
2. Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Сын помогал ей собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду около дома.
3. Самые яркие воспоминания о детстве связаны у Чарушина с животными. Он сам их ловил, воспитывал, наблюдал или просто читал о них. В доме всегда были кошки и собаки, на окнах – банки с рыбками, в клетках распевали свистели птицы. Это были друзья мальчика.
- И кем же должен быть стать человек, с детства любивший рисование и природу?
Слайд 3
- Свою деятельность в литературе Чарушин начал как иллюстратор детских книг, а позже – он и сам начал писать рассказы для детей.
Слайд 4
- Ребята, как вы думаете, о ком были написаны его рассказы?
2. Работа над произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
1. Подготовительная беседа.
- Отгадайте загадку.
Слайд 5
- Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем он питается?
- А сейчас наши информаторы сделают небольшое сообщение о еже.
1.Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами.
4. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.
Физкультминутка.
2. Знакомство с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ».
- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он?
- А вы испытывали когда – нибудь страх?
Слайд 6
3.Словарная работа.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы прислушайтесь к своему настроению: меняется оно, или остаётся постоянным, что на него влияет, выделите самый яркий для себя эпизод. (Чтение рассказа учителем)
- Что вы испытывали, слушая это произведение?
4. Анализ художественного произведения.
а) Чтение рассказа самими учащимися.
- Ребята, понравился вам рассказ? Кто главные герои рассказа?
б) Выборочное чтение:
- Где находилась дача? Прочитайте.
- Что напугало ребят? Прочитайте.
- Как вёл себя ёжик, когда его хотели взять в руки? Прочитайте.
Слайд 7
в)Работа с иллюстрацией с.137
- Рассмотрите иллюстрацию в книге. Её тоже нарисовал Чарушин. Какой момент здесь изображён? Прочитайте.
г) Чтение по ролям.
- Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Каким голосом они это говорили?
- Прочитайте диалог по ролям в парах.
- А теперь мы послушаем, какая пара лучше передаст ощущения ребят.
(Чтение вслух)
5.Иллюстрирование.(при наличии времени)
- А теперь вы превратитесь в художников – аниматоров и нарисуете ёжика из «Страшного рассказа»
Слайд 8
Итог урока.
1. Разгадывание кроссворда.
- А сейчас я проверю, как внимательно вы работали на уроке. Предлагаю разгадать вам кроссворд.
Вопросы:
1. Кто является автором рассказа? (Чарушин)
2. Где происходило действие рассказа? (Дача)
3. Что зажгли родители для того, чтобы увидеть ежа? (Лампа)
4. Как зовут в рассказе одного из мальчиков? (Шура)
5. Помещение в доме, служащее кладовой. (Чулан)
6. В чём унесли ежа? (Шапка)
7. Один из главных героев рассказа. (Ёжик)
8. Помещение между жилой частью дома и крыльцом. (Сени)
Слайд 9
- И закончить наш урок я хочу словами Евгения Ивановича Чарушина:
«Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные – это наша родная природа. Оберегать и любить их – это значит любить и беречь свою Родину».