kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Яркий узор зимы в стихотворении И. З. Сурикова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока: 1. Знакомить  с  творчеством  и биографией Сурикова;

                          формировать навыки  чтения,  следить  за  культурой  речи

                          учащихся;  учить  работать  с  текстом.

                       2. Развивать  фонематический  слух,  память,  внимание;

                          наблюдательность,  умение  замечать  прекрасное  рядом  с 

                           собой.

                       3. Воспитывать  любовь  к  природе,  умение  выслушивать

                           своего  товарища.

Оборудование:  мультимедиа,  портрет  Сурикова,  распечатки – карточки.

Ход урока 

1. Орг. момент. 
Прозвенел звонок? (Да.) 
Уже кончился урок? (Нет.) 
Только начался урок? (Да.) 
Хотите учиться? (Да.) 
Значит можно всем садиться. 
Урок литературного чтения 
Я всем желаю хорошего настроения

2. Речевая разминка. 

 

  • Скороговорка: «У маленькой Сани, санки едут сами"    

а) медленное чтение с логическим ударением на 1 слово; 
б) с логическим ударением на 2 слово; 
в) с логическим ударением на 3 слово;  и т д.

*  Чтения предложения с разными оттенками. ( Наступила холодная снежная зима . ? !). 

 1 часть.1. Как поэт описывает снег? Какой он?2. Как снег движется в воздухе? 3. Каким мы видим поле? С чем сравнивается снег на поле? 4. В каком состоянии зимний лес?5. Какими словами Суриков описал наступление зимы?2 часть.1. Как ребятишки встречают зиму? 3. А как крестьянин готовился к наступлению зимы?        

 

 

 

 

3. Сообщение темы, цели урока.

     Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе,

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

1.

 

Р

 

К

О

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

3. Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)

 

4Гуляет в поле,
      Да не конь.
      Летает на воле,

       Да не птица. 

2. Белый дед – белее нет.
    Старый, горбатый,
    Лежит возле хаты.
    Лежит всю зиму -
    Никто не поднимает.
    Весна придёт -
    Он сам уйдёт.

 

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. (Портрет.) 

Дети выходят к доске и читают биографию Сурикова.

Учитель показывает слайд-шоу.

 

Поэт очень любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Сегодня мы прочитаем одно его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников и композиторов. Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл « Времена года». Давайте послушаем его произведения «Декабрь. Святки». (Звучит музыка)

- Какие впечатления вызвала у вас музыка?

- Какое настроение попытался передать композитор?

- Если бы вы были художниками, какие краски использовали бы, изображая эту зимнюю весёлую картину?

Рассматривание репродукций картин.

В. Д. Поленов « Зима». Это пейзаж. Яркость цвета, мягкость света, ощущение воздуха, окутывающего дали. Кругом тишина и покой.

     Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение.

     А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха.

 

4. Знакомство со стихотворением И. Сурикова « Зима».

Сегодня на уроке мы должны научиться выразительно читать лирическое стихотворение, находить красивые слова, узнать для чего автор употребил их в тексте, попытаемся подобрать к словам яркие и образные представления, определения.. В дальнейшем эти умения потребуются для того, чтобы красиво и правильно говорить.

а) Первичный синтез: Чтение учителем на фоне музыки.

- Ребята, вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

- Какое настроение поэта вы почувствовали?

-Какие чувства возникали в вашем сердце?

- Что представили?

 

- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте внимательно, старайтесь точнее представить себе картины, изображенные в тексте. И отмечайте непонятные слова в тексте.

 

б) работа над непонятными словами:

После самостоятельного чтения проводится анализ описания и чтение вслух.

Одело точно пеленою – точно белым туманом.

Санишки – старые сани.

Покоен – находится в состоянии покоя.

.Пелена-сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
.Стужа - сильный холод, мороз.
.Изба -  деревянный крестьянский дом.
 Крестьянин -  сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.

Физминутка

в) анализ:

 

Учитель задает вопросы, дети отвечают:

 

- О чем говорится в стихотворении?

- Каким словом можно заменить слово «пеленою»?

- Как вы понимаете выражение «лес заснул»?

- Прочтите строки, показывающие, как шел снег.

 

В стихотворении присутствуют такие образные элементы, которые нельзя изобразить на рисунке, как тишина, запах свежего снега.

 

- Почему снег можно сравнить с белым пухом? (он мягкий, белый, легкий)

- У кого мы видели белый пух? (у зайчика, у кролика, у козленка)

- Как изменился лес?

 

- Прочтите строчки, показывающие, как наутро изменилось поле, строчки о солнце, зимних днях.

 

Учащиеся еще раз обращаются к тексту стихотворения, воссоздают в воображении картинку наступившей зимы.

 

- Найдите понравившиеся вам строчки. Почему они вам понравились?

 

   У:  Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании?

    уч: Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.

 

II. Работа по картинке.

- Рассмотрите имеющуюся в книге картинку к тексту.

- Расскажите, что мы видим на картинке.

- Выделите из текста слова, относящиеся к этой картинке.

IV. Работа с деформированным текстом. В группе:

На доске написаны 3 предложения.

- Расставьте их по порядку. Подумайте и скажите, с какого предложения вы начнете рассказ, каким закончите.

«По снегу прыгают воробышки», «Загляни зимним утром во двор», «Они прыгают, крошки подбирают». Дети записывают рассказ.

 

7. Выразительное чтение стихотворения детьми в паре. Оценивание друг друга.

 

8. Работа в группе: 2 части – смысловые; каждая группа  работает – ставит логическое ударение в своей части.

Проверка.

 

9. Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима». И в это время дети изображают зиму на альбомных листах под музыку.

 

VI. Кроссворд «Снежные» слова.

- Заполни кроссворд и раскрась картинку.

Придумай как можно больше «снежных» слов.

VII. Подведение итогов урока.

- С каким стихотворением И. Сурикова мы сегодня познакомились?

- О чем говорится в стихотворении?

Рефлексия (смайлики)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Яркий узор зимы в стихотворении И. З. Сурикова» »

Тема: «И. З. Суриков Зима»

Цели  урока: 1. Знакомить  с  творчеством  и биографией Сурикова;

                          формировать навыки  чтения,  следить  за  культурой  речи

                          учащихся;  учить  работать  с  текстом.

                       2. Развивать  фонематический  слух,  память,  внимание;

                          наблюдательность,  умение  замечать  прекрасное  рядом  с 

                           собой.

                       3. Воспитывать  любовь  к  природе,  умение  выслушивать

                           своего  товарища.

Оборудование:  мультимедиа,  портрет  Сурикова,  распечатки – карточки.

Ход урока 

1. Орг. момент. 
Прозвенел звонок? (Да.) 
Уже кончился урок? (Нет.) 
Только начался урок? (Да.) 
Хотите учиться? (Да.) 
Значит можно всем садиться. 
Урок литературного чтения 
Я всем желаю хорошего настроения

2. Речевая разминка. 

  • Скороговорка: «У маленькой Сани, санки едут сами"

а) медленное чтение с логическим ударением на 1 слово; 
б) с логическим ударением на 2 слово; 
в) с логическим ударением на 3 слово;  и т д.

* Чтения предложения с разными оттенками. ( Наступила холодная снежная зима . ? !).

1 часть.1. Как поэт описывает снег? Какой он?2. Как снег движется в воздухе? 3. Каким мы видим поле? С чем сравнивается снег на поле? 4. В каком состоянии зимний лес?5. Какими словами Суриков описал наступление зимы?2 часть.1. Как ребятишки встречают зиму? 3. А как крестьянин готовился к наступлению зимы?





3. Сообщение темы, цели урока.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе,





3












2.






1.


Р


К

О

4.




















1. Выгляну в оконце

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

3. Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? (Лыжи)


4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,

Да не птица.

2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму -
Никто не поднимает.
Весна придёт -
Он сам уйдёт.


- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова. (Портрет.) 

Дети выходят к доске и читают биографию Сурикова.

Учитель показывает слайд-шоу.


Поэт очень любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Сегодня мы прочитаем одно его стихотворений, которое называется «Зима». Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновляла на творчество не только поэтов, но и художников и композиторов. Пётр Ильич Чайковский посвятил зиме три музыкальные композиции, которые включил в цикл « Времена года». Давайте послушаем его произведения «Декабрь. Святки». (Звучит музыка)

- Какие впечатления вызвала у вас музыка?

- Какое настроение попытался передать композитор?

- Если бы вы были художниками, какие краски использовали бы, изображая эту зимнюю весёлую картину?

Рассматривание репродукций картин.

В. Д. Поленов « Зима». Это пейзаж. Яркость цвета, мягкость света, ощущение воздуха, окутывающего дали. Кругом тишина и покой.

Итак, ребята, композитор с помощью семи нот, переплетённых в гармонию звуков, рисует зимний пейзаж. Художник с помощью палитры красок передаёт зимнее настроение.

А вот поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, но окрашивая их при этом в эмоциональные, выразительные тона, поэтому мы восторгаемся музыкой стиха.


4. Знакомство со стихотворением И. Сурикова « Зима».

Сегодня на уроке мы должны научиться выразительно читать лирическое стихотворение, находить красивые слова, узнать для чего автор употребил их в тексте, попытаемся подобрать к словам яркие и образные представления, определения.. В дальнейшем эти умения потребуются для того, чтобы красиво и правильно говорить.

а) Первичный синтез: Чтение учителем на фоне музыки.

- Ребята, вы попытайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

- Какое настроение поэта вы почувствовали?

-Какие чувства возникали в вашем сердце?

- Что представили?



- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Читайте внимательно, старайтесь точнее представить себе картины, изображенные в тексте. И отмечайте непонятные слова в тексте.


б) работа над непонятными словами:

После самостоятельного чтения проводится анализ описания и чтение вслух.

Одело точно пеленою – точно белым туманом.

Санишки – старые сани.

Покоен – находится в состоянии покоя.

.Пелена-сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
.Стужа - сильный холод, мороз.
.Изба - деревянный крестьянский дом.
Крестьянин -  сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.

Физминутка

в) анализ:


Учитель задает вопросы, дети отвечают:


- О чем говорится в стихотворении?

- Каким словом можно заменить слово «пеленою»?

- Как вы понимаете выражение «лес заснул»?

- Прочтите строки, показывающие, как шел снег.


В стихотворении присутствуют такие образные элементы, которые нельзя изобразить на рисунке, как тишина, запах свежего снега.


- Почему снег можно сравнить с белым пухом? (он мягкий, белый, легкий)

- У кого мы видели белый пух? (у зайчика, у кролика, у козленка)

- Как изменился лес?


- Прочтите строчки, показывающие, как наутро изменилось поле, строчки о солнце, зимних днях.


Учащиеся еще раз обращаются к тексту стихотворения, воссоздают в воображении картинку наступившей зимы.


- Найдите понравившиеся вам строчки. Почему они вам понравились?


У: Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный? На сколько логических частей можно поделить это стихотворение? На каком основании?

уч: Зима – центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.


II. Работа по картинке.

- Рассмотрите имеющуюся в книге картинку к тексту.

- Расскажите, что мы видим на картинке.

- Выделите из текста слова, относящиеся к этой картинке.

IV. Работа с деформированным текстом. В группе:

На доске написаны 3 предложения.

- Расставьте их по порядку. Подумайте и скажите, с какого предложения вы начнете рассказ, каким закончите.

«По снегу прыгают воробышки», «Загляни зимним утром во двор», «Они прыгают, крошки подбирают». Дети записывают рассказ.


7. Выразительное чтение стихотворения детьми в паре. Оценивание друг друга.


8. Работа в группе: 2 части – смысловые; каждая группа работает – ставит логическое ударение в своей части.

Проверка.


9. Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима». И в это время дети изображают зиму на альбомных листах под музыку.


VI. Кроссворд «Снежные» слова.

- Заполни кроссворд и раскрась картинку.

Придумай как можно больше «снежных» слов.

VII. Подведение итогов урока.

- С каким стихотворением И. Сурикова мы сегодня познакомились?

- О чем говорится в стихотворении?

Рефлексия (смайлики)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Яркий узор зимы в стихотворении И. З. Сурикова»

Автор: Малюгина Кристина Александровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства