kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А.Бунин "Детство", "Полевые цветы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению  для 3 класса соответствует требованиям ФГОС.

Формируеть представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

 учить детей само выражаться с помощью  поэтических находок, совершенствовать творческое   воображение ребёнка, развивает речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,  наблюдательность, образное мышление, индивидуальные     познавательные способности каждого ученика;воспитывает  внимательное отношение к слову.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Бунин "Детство", "Полевые цветы"»

Тема: И.А. Бунин. « Детство» , « Полевые цветы»

Тип урока: урок « открытия» новых знаний

Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина;

развивать навык выразительного чтения;

приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух;

воспитывать интерес и уважение к поэту, как художнику, волшебнику слова; бережное

отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  -формировать представление о поэзии, как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира;

- учить детей само выражаться с помощью  поэтических находок, совершенствовать творческое

воображение ребёнка;

- развивать речевую деятельность при работе с литературными произведениями, творческие способности,

наблюдательность, образное мышление, индивидуальные     познавательные способности каждого

ученика;

- воспитывать внимательное отношение к слову.

Личностные:

- проявлять: интерес к чтению русской поэзии;

свои чувства при анализе произведения;

интерес и творческое отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

- уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- уметь слушать и понимать речь других.

- оформлять свою речь в устной и письменной форме.

- уметь работать в паре.

- уметь находить в тексте ответы на вопросы, ориентироваться в своей системе знаний,

осуществлять анализ произведений


Ход урока.


1. Оргмомент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

2.Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения.

-Каким нам автор показывает дедушку Мазая в стихотворении? ( Он любит свой край, животных этой местности. Он животных не убивает , а спасает в сложной для них ситуации)

- Какая главная мысль стихотворения?( Надо любить , беречь свой край)

3.Подготовка к восприятию нового материала

Учитель читает стихотворение.

        Помню - долгий зимний вечер,

        Полумрак и тишина;

        Тускло льется свет лампады,

        Буря плачет у окна.

        «Дорогой мой, - шепчет мама,-

        Если хочешь задремать,

        Чтоб бодрым и веселым

        Завтра утром быть опять,-

        Позабудь, что воет вьюга,

        Позабудь, что ты со мной,

        Вспомни тихий шепот леса

        И полдневный летний зной;

        Вспомни, как шумят березы,

        А за лесом, у межи,

        Ходят медленно и плавно

        Золотые волны ржи!»

- Это красивое стихотворение написал замечательный поэт, с творчеством которого я хочу вас сегодня познакомить.

4. Сведения об авторе

Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, который первым в русской литературе стал обладателем Нобелевской премии, а она присуждается за самые выдающиеся достижения  в области науки и литературы. Так высоко было оценено творчество нашего соотечественника , его художественное мастерство, умение проникать в глубины человеческой души, передать красоту окружающего мира. Что же  помогло ему достигнуть таких высот?

И.А.Бунин  родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. Здесь впервые открывается будущему писателю «скромная» красота русской природы. Еще в раннем возрасте пробуждается в нем художнический талант, и он пытается найти нужные цвета, образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля, березовой рощи Притягательную силу, врачующее воздействие природы прочувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестренка. От глубокой душевной боли спасался он, убегая в лес, обращаясь в молитвах к небу и солнцу. В 11 лет он поступает в Елецкую уездную гимназию, но через 4 года из - за финансовых затруднений семьи возвратился домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Бунин с увлечением читал Пушкина, Лермонтова, а в 17 – летнем возрасте начал писать стихи сам. Когда Бунину исполнилось 21 год выходит его первый сборник стихотворений. Но признание пришло к Бунину после выхода в свет его рассказов. Бунин не только писал, он еще и активно занимался переводами английских и французских поэтов.



(Учитель читает отрывок из стихотворения “Мать”)

Но был огонь – не угасал,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета не смыкая, 
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу, 
Всё напевала и ходила...

- Это трогательное , полное любви и нежности стихотворение И.А.Бунин посвятил своей матери - Людмиле Алексеевне Буниной, которой он был бесконечно благодарен за теплоту и заботу. За то, что в трудные для них времена, её не покинуло мужество и доброта по отношению к своим детям. Воспоминания И.А.Бунина о детстве были связаны с прекрасным образом его матери.

- Мама – это ( понятия детей) ( забота, ласка, красота, любовь, понимание, солнце, детство)

 – Мама- навсегда и на всю жизнь. Мама и детство – неразделимы. Но часто маленькими нам хочется убежать от строгих маминых глаз куда-то в лес, на луг, посидеть около сосны и помечтать о чём-то своём.

- Что такое детство? ( радость, путешествие, красота, любовь, забота, мама, семья, понимание, любознательность, восторг, праздник, веселье, восхищение,)

Чтение стихотворения « Детство»

(Несколько учащихся выразительно читают стихотворение)

     - Лес поражал своей красотой и величием не только И.А.Бунина. Великолепным певцом русского леса был замечательный русский художник И.И.Шишкин. ( Репродукция картины)

На многих его картинах можно увидеть суровые и веселые, хмурые и светлые хвойные леса.     - Перед вами репродукции картин замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», «Хвойный лес» , « Солнечный день». Взгляните на них и сопоставьте их со стихотворением Бунина. Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие, огромные, красивые, стройные, высокие.)

- Какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению? ( Все они пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени.  А когда это бывает? ( В солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты.

- Царские палаты создает человек. Кто создает палаты солнечные?( Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы можете описать солнечные палаты изображенные Шишкиным? ( Сладко в бору, Дышится смолистым ароматом, повсюду блеск, яркий свет)

- Найдите сравнение в тексте. ( песок – как шелк, ствол – гигант)

- Какие моменты детства остались навсегда в памяти Бунина?( Автор вспоминает как и что он чувствовал и ощущал когда бродил в этом бору в детстве.

- Что он чувствовал и ощущал, когда бродил летним днем по « солнечным палатам»?( Тепло солнца, запах сосны, зной и сухость солнечного лета)

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо старого человека, которое лучится добротой и светом мудрости.

- Что напоминают сосны мальчику? ( Великанов из сказки, рядом с которыми  герой сам себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать  высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

 - Мы побывали в бору. А ещё лучше сходить в лес за грибами ранним утром под пение жаворонка:

И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке сверкая.

 - Пройти по бескрайнему полю, на котором можно увидеть красные, жёлтые, синие цвет

капельками росы на лепестках. Эти капли ещё не упали на землю, а переливаются на цветка разными

огоньками.

(Дети одеты в костюмы: одуванчика, ромашки, василька, колокольчика читают стихи)

Одуванчик:

Я - одуванчик
Когда идёшь тропинкою
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках
Сквозные, серебристые
Мы, как пух, легко
Стоим и чуть качаемся
От ветерка с реки.



Колокольчик:

Колокольчик! Колокольчик!
На полях со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто видится мне сон,
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это я,
Так звонко и так трепещу
Там, где травы и луга.

Ромашка:

Знакомы мы с детства, родные ромашки,
Нас рвут на полях и у тихой реки
Как белые звёзды, средь розовой кашки
Мы развернули свои лепестки.

- Цветы на полях -это его украшение. Великий сказочник Г.Х. Андерсен сказал: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”

Чтение стихотворения учителем «Полевые цветы»

-А какие полевые цветы вы знаете? (

Выразительное чтение стихотворения

Анализ стихотворного произведения.

- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях (о тепличных цветах).

- Что мы узнаем о них? (“Их привезли из-за синих морей”,“пышно цветут дорогие цветы”, “их пугают метели холодные”.)

- Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны, сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из- за синих морей…

- Что значит «их привезли из- за синих морей»?    (Издалека.)

- А как поэт показывает цветы полевые? ( Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.)

- Какое слово вам здесь непонятно? (Благовонная – ароматная, душистая.)

- А что видят цветы полевые? Найдите эти строки в тексте( Видят они те теплицы зеркальные…).

- Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему?

- А как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?

( Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные и говорят про давно позабытые светлые дни».)

- Чем они отличаются полевые цветы от тепличных (“Выросли они в зелени майких лесов и лугов”, “вечных созвездий узор золотой” ,

Тепличные- нежны и сладки их тонкие запахи. Листья и стебли полны красоты. Они пышно цветут, за ними ухаживают, заботятся.

- Чего им не хватает? ( Свободы, они закрыты за стеклянными стеклами).

- Какие из цветов милее сердцу и взору поэта? Почему?

- Это стихотворение И.А. Бунин писал в 17 лет. И в памяти ещё живы воспоминания о прекрасных светлых днях на хуторе в Орловской губернии. Может ещё в детстве, бегал по лугам и полям, он замечал и восхищался русской природой, “которую и воспевать - то не надо, а она сама по себе прекрасна”.

- Да, самое большое чудо природы- цветы, изумительное её творение. Цветы венчают корону царства растений. Мир цветов таинственен и чудесен.

- И мне хотелось бы нарвать большой букет этой красоты и украсить свою комнату!

- Можно ли это делать? (Этого делать нельзя. Цветов на земле станет меньше. )

- Мы лучше нарисуем их или будем любоваться цветами на картинках, картинах, открытках. А ещё лучше смотреть на них в саду, в лесу, на клумбах.

( Звучит запись песни в исп. Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите”.)

(Дети рисуют цветы и прикрепляем на доску)

Рефлексия.

(Ученик читает стихотворение)

Давайте пройдёмся медленно по лугу
И - “Здравствуй!”- скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

- Представьте , что вы поэты. Попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:

Играет – замирает;

мотылёк– лепесток,

теплом- кругом



Сегодня целый день играет

В траве последний ….. ( мотылек)

И, точно белый … (лепесток)

На паутине …. ( замирает)

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло … ( кругом)

Итог урока:

- С творчеством какого автора мы познакомились сегодня на уроке?

- Какое стихотворение вам больше понравилось?

- Каким бал урок для вас? ( интересным, познавательным, творческим)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А.Бунин "Детство", "Полевые цветы"

Автор: Лавренцова Наталья Алексеевна

Дата: 26.12.2015

Номер свидетельства: 270539


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства