kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.С.Тургенев "Воробей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по произведению И.С.Тургенева учит учащихся добру, любви, самопожертвованию ради любви к ближнему. Притча, к которой обращаемся на протяжении всего урока, учит тому, что часто люди находятся перед выбором того, как поступить в какой-либо ситуации. Ребята осмысливают то, что "всё в твоих руках".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.С.Тургенев "Воробей"»


Учитель начальных классов

Еремина Ольга Васильевна



Урок литературы в 4 классе

Иван Сергеевич Тургенев

(1818-1883)

«Воробей»


Цель: Оценить поступок самопожертвования ради других.

Задачи: 1. Определить тему произведения.

2. Проанализировать поступки героев.

3. Установить ценность чувств в жизни .


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой. Притча.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».


- Сегодня на уроке мы будем читать художественное произведение, анализировать его, рассуждать. А девизом урока будет ответ мудреца «Все в твоих руках».


  1. Побуждение.

  1. – Перед вами слева фамилии писателей, а справа названия произведений, которые мы изучили. Вам нужно правильно соединить автора и название произведения. (Работа индивидуально, в парах).

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

М.Ю.Лермонтов «Парус»

И.С.Тургенев «Воробей»

(К доске пойдет тот, кто сможет рассказать отрывок из произведения)

-Какое произведение нам незнакомо?

-Какое произведение И.С.Тургенева мы читали?

  1. –Вспомним биографию писателя.(слайд 1)

- Вспомните, где прошло детство писателя? (слайд 2)

- Опишите дом.

- Где любил проводить время будущий писатель? Почему?

-Как любовь к природе отразилась на творчестве писателя?

- Молодцы!

3) Опрос дом. задания.

- Дома вы подготовили эссе по произведению И.С.Тургенева «Перепелка».

Дети зачитывают эссе.

- К чему автор призывает читателей в своих произведениях? На что стремится

обратить внимание? О чем заставляет задуматься?

  1. Новая тема.

1) – Сядьте поудобнее. Представьте, что вы спрятались в укромных уголках

тенистого сада. Послушайте.

- Кто это?

- Сегодня мы будем читать произведение И.С.Тургенева «Воробей».(слайд 4)

- Как вы думаете, о ком будет рассказ?


  1. – Послушайте, как описывают воробья в загадках.

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.
(Воробей)

Весёлой стайкой налетают-
Сыпь больше крошек, не жалей,
А зазевался-улетает
С горбушкой в клюве ...
(Воробей)
В. Лактионов
Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый …?
(Воробей)
С. Бабинцев
3) Составление описания воробья по наблюдениям. (слайд 5)

-Все вы видели воробья и наблюдали за этой птицей.

-Опишите воробья, какой он?

Маленький

Серый

Шустрый

Коричневый

Драчливый

Веселый

- Молодцы!

4) Первичное восприятие текста (чтение учителя)

- Сейчас я прочту произведение, а вы будьте внимательны и готовы ответить на вопрос, что произошло с главным героем рассказа?

Восприятие текста.

- Кто главный герой рассказа?

-Какое событие произошло с главным героем рассказа?

- От чьего лица ведется повествование рассказа?

-Значит, автор то же является героем рассказа?


5) Словарная работа. (слайд 6)

- В тексте встретились слова:

  • АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

  • ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

  • ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.

  • БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением

  • ВЗЪЕРОШЕННЫЙ – растрёпанный, лохматый, взволнованный (перен.)


6) Чтение рассказа самостоятельно.

-Сейчас вы прочтете текст самостоятельно.

-Подумайте, почему птенец оказался на дороге?

Самостоятельное чтение учащихся.


- Почему птенец оказался на дороге?

-Найдите в тексте и зачитайте слова, которые помогают нам догадаться, что это маленький воробей –птенец?

- Какие чувства испытал птенец, оказавшись на дороге?


- Как автор описывает собаку?

- Как вы думаете, что собиралась сделать собака?

-Почему собака остановилась?

- Какие чувства испытывает собака в этот момент?


-Найдите и прочтите описание воробья-защитника?

-Почему он не смог оставаться на безопасной ветке?

- Испытывал ли он страх, когда видел перед собой зубастую собаку?

-Найдите и прочитайте слова из текста, подтверждающие это.


Разминка.

Встали. Потопали – кому хочется побегать,

Погладили себя по голове – у кого есть друг ,

Похлопали - кто добрый.

7) Чтение с остановками.

- Приготовьтесь следить и читать текст вслух.

Чтение учащихся (1,2,3 абзац). 1 остановка. (слайд 7)

- Откуда возвращался автор рассказа?

-Почему собака начала красться?

-Кого увидел охотник ?

-Почему птенец не улетал?


Чтение учащихся (4,5 абзац). 2 остановка. (слайд 8)

- Почему воробей бросился спасать птенца?

-Почему старый воробей жертвовал собой?


-Вернемся к девизу урока «Все в твоих руках».

- Мог воробей поступить по-другому? Как?

-Что могла произойти в таком случае?

-Поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, кто считает поступок воробья правильным? Желтую карточку – кто воздержался.


Чтение учащихся ( 6, 7, 8,9 абзац). 3 остановка. (слайд 9)

- Почему собака отступила?

-Автор отозвал пса.

-Могла ли собака ослушаться хозяина?

-Какие чувства испытывает автор в этот момент? (восхищение поступком воробья, относится с почтением к воробью, восторг)

- А мог он поступить по-другому? Как?

-Что тогда могло произойти?

-Кто считает поступок охотника правильным – поднимите зеленую карточку, кто воздержался – желтую.


Чтение учащихся (10 абзац) . 4 остановка. (слайд 10)

- Какое чувство автор считает самым сильным на свете?

-Почему? (Любовь заставляет совершать поступки самопожертвования)


Итог:

- В начале урока мы говорили, что рассказ о воробье. Теперь, когда мы прочитали рассказ, подумайте, о чем этот рассказ? (о любви, о дружбе, о самопожертвовании ради другого, о доброте,… )

- К чему призывает автор читателей? (любить, быть добрыми друг к другу, беречь природу, защищать слабых).

- В каких словах рассказа заключена главная мысль, идея произведения?

-Как по-другому можно назвать рассказ?


8) – Вспомним, какое описание воробья было в начале урока.

- Можете вы теперь добавить что-то новое в описание воробья?

Храбрый

Отчаянный

Смелый

Добрый

9) На ваших листочках кроссворд. Ответьте на вопросы, обсудив их в паре с соседом по парте, и впишите ответы в соответствующие клетки.

  1. Рефлексия.

1)-Встали. Потопали – кто хочет домой,

Погладили себя по голове – кому было комфортно на уроке,

Похлопали – кто хочет пожелать всем присутствующим здесь здоровья,

радости, доброты.

2) Оценки за урок.

3) Помните, что «Все в ваших руках».

-На ваших столах бабочки. Выберите зеленую бабочку у кого настроение

хорошее, желтую – у кого плохое настроение. На бабочках напишите свое мнение

об уроке и прикрепите их вокруг воробья и воробушка.


  1. Дом.зад.

Читать, написать эссе «Я – воробей», «Я – птенец», «Я – охотник», «Я – собака» на выбор.






















Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________

Задание 1.

– Перед вами слева фамилии писателей, а справа названия произведений, которые мы изучили. Соедините правильно автора и название произведения.

И.А.Крылов «Воробей»

А.С.Пушкин «Парус»

М.Ю.Лермонтов «У лукоморья дуб зеленый»

И.С.Тургенев «Лебедь, рак и щука»


- Сверти ответы с соседом по парте.

Словарная работа. (слайд 6)

- В тексте встретились слова:

  • АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

  • ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

  • ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.

  • БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением

  • ВЗЪЕРОШЕННЫЙ – растрёпанный, лохматый, взволнованный (перен.)


Задание 2. Разгадайте кроссворд.

  1. Кличка собаки охотника.

  2. Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. 
    Хочет сделать шажок - получается прыжок.

  3. Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.

  4. Фамилия охотника.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
И.С.Тургенев "Воробей"

Автор: Еремина Ольга Васильевна

Дата: 09.05.2018

Номер свидетельства: 468934


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства