Просмотр содержимого документа
«И. Пивоварова "Как провожают пароходы"»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема:И. ПИВОВАРОВА «КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ»
Целидеятельностиучителя: познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»; воспитывать интерес к чтению, умение слушать и понимать друг друга; помочь на материале рассказа поразмышлять над вопросом: что такое красота.
Планируемыерезультаты:
Предметные: научатся анализировать текст, находить в нем ответы на вопросы, определять, как воздействует красота на героев произведения, читать по ролям; получат возможность научиться понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществляют самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы. Познавательные: читают тексты; понимают фактическое содержание текста; выделяют основные части.
Коммуникативные: адекватно воспринимают содержание высказываний собеседника. Личностные: осознают значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
Ходурока
I. Организационный момент.
- Начинаем работу со второй частью учебника. Вспомните правила обращения с книгой: не пачкайте книгу, оберните ее, не загибайте листы, пользуйтесь закладкой. Берегите книги!
Хорошая книга - мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
С тобою дорога моя далека -
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить,
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Н. Найдёнова
П. Подготовка к восприятию.
- Рассмотрите учебник. Обратите внимание на условные обозначения, содержание. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне или к создателям учебника? Задайте эти вопросы.
Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали? Какие главы или названия произведений вас заинтересовали? Почему?
Работа со статьей «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота».
Слайд:
Высказывания о красоте:
«Красота везде весьма желанный гость» (Иоганн Гёте).
«В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). «Мир спасет красота!» (Федор Михайлович Достоевский). «Луч красоты в одно мгновенье ока / Сгоняет с сердца тучи» (Джон Ките). «Красота действует даже на тех, кто ее не замечает» (Жан Кокто).
«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения» (Иммануил Кант).
«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес Сааведра).
«Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки» (Френсис Бэкон).
- Чья точка зрения вам ближе: Миши или Евдокии Васильевны? Прочитайте высказывания на слайде. Чье мнение они подтверждают?
-рассказ называется «Как провожают пароходы»? (Рассказ называется так же, как песня, которую пела главная героиня рассказа Люся Синицына.)
- Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на ее друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста. (Коле Лыкову нравится пение Люси, это понятно из его слов, обращенных к ней: «Ты поешь здорово... Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела „Как провожают пароходы", а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил». Коля очень внимательно слушает пение подруги: «У Коли было задумчивое и серьезное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет летчиком, когда вырастет». Мальчик советует Люсе стать артисткой и несколько раз просит ее допеть прерванную песню до конца. Павлика Иванова пение Люси Синицыной оставляет равнодушным, он без раздумий, не дослушав песню до конца, перебивает Люсю, выкрикивая: «Эй, Люська, ты где?» У Люси Косицыной музыкальный талант подруги вызывает зависть. Девочка говорит Павлику: «...разве она умеет петь? Пищит, как цыпленок. Слушать противно!»; «И, вообще, у нее слуха нет. Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я ее научила петь „Как провожают пароходы". Из этих слов становится понятно, что Синицына поет хорошо, а Косицыной хочется быть причастной к таланту подруги. Она пытается вызвать ответную зависть у Люси Синицыной; подробно рассказывая о большом количестве доступных ей «богатств»: арбузе, грушах, новых туфлях с дырочками, походе на балет «Доктор Айболит».)
- «Здесь замкнутый круг получается, - сказал Костя. - У Люси Синицыной настроение портится из-за Люси Косицыной. А у Коли настроение портится из-за Люси Синицыной». Вы согласны с Костей? Из-за чего же портится настроение у Люси Синицыной? А у Коли? (Люся Косицына умело вызывает зависть у подруги Люси Синициной, таким образом испортив ей настроение. Это понятно из слов Люси Синицыной в адрес Люси Косицыной: «Она пошла смотреть „Доктора Айболита ". А я так давно мечтала о „Докторе Айболите "! И туфли у нее новые... И ей привезли арбуз. Все-таки несправедливо. Почему все ей? И груши». У Коли Лыкова настроение портится, когда он понимает, что Люся Синицына не собирается допеть песню. Он не разделяет чувство зависти, охватившее его подругу. Коля пытается вернуть Люсю Си-ницыну к самому важному для них обоих, к песне. («Люсь, - сказал Коля, - ты ведь не кончила. Спой дальше, а!»; «Люсь, ну спой, пожалуйста»; «Ты будешь петь дальше?»).)
-«Синицына какая-то зависимая от всех, - сказал Миша и в упор посмотрел на Таню Перову. -И Павлика она боится, и Косицыной она завидует, и с Колей поссориться не хочет... Размазня какая-то - никакого стержня нет... Вот Коля - это другое дело. Надежный парень!» А вы согласны с Мишиной оценкой Люси Синицыной? Знакомы те чувства, которые испытывала Люся? Нравится Коля? (Многие люди испытывают чувство зависти, но не все, как Люся Синицына, способны с ним справиться. Она вдруг понимает свое состояние, и ей становится стыдно перед Колей. («Ты не думай!.. Не думай... Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь - туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз - ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти... И груши...») Коля - человек, который умеет восхищаться чужим талантом, не завидуя при этом. Ему неприятна зависть Люси, но он не осуждает ее, а просто уходит. Этот поступок и заставляет Люсю одуматься, как бы увидеть себя со стороны.)
- Согласны ли вы, что Люся Синицына и Люся Косицына близкие подруги? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Конечно, девочки подруги, об этом говорит предложение: «В это время из подъезда вышла моя Люська».)
- Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения Готхольд Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова?
Кто из девочек нарушил правила дружбы?
Вы сможете объяснить, почему этот рассказ помещен в главе «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота»? О какой красоте в нем идет речь? (В рассказе идет речь о красоте человеческого голоса, о красоте человеческого характера (Коля Лыков), о взаимоотношениях между людьми, именно поэтому рассказ помещен в этой главе. Как мы убедились, красота на разных людей действует по-разному.)
- «Это рассказ о настоящем и ненастоящем богатстве? - спросила Таня Перова». Как вы ответите Тане? (В этом рассказе речь идет о том, что настоящее богатство - это не груши, и не арбуз и даже не новые туфли, а талант, способный приносить радость людям.)
Повторное чтение текста (по ролям).
Работа в группах.
- Разметьте отрывок для чтения по ролям и прочитайте его в группах.
Учитель предлагает отрывки текста для чтения по ролям:
• Разговор Люси Синицыной и Коли. (До слов: «Вода, вода, - Кругом вода... - пела я».)
• Павлик Иванов и Люся Косицына. (До слов: «Это было такое вранье, что я чуть с дерева не свалилась».)
• Павлик Иванов и Люся Косицына (продолжение). (До слов: «Мы с Колей слезли с дерева».)
• Люся Синицына и Коля. (До слов: «Что я такого сказала? Ну что?»)
• Люся Синицына и Коля. (До конца текста.)
Проверка выполненной работы. Чтение вслух.
- Истинных друзей, как правило, у человека немного, их надо беречь.
Прослушайте стихотворение Сергея По горело вс ко го «Друзья»
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом - ты, матросом - я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек...
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька - так несмело
Вошел с поникшей головой:
- Прости уж! Сердишься?.. Задело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: - Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Помирятся ли героини рассказа И. Пивоваровой?
Самостоятельная работа.
- Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях» статью об Ирине Пивоваровой. Что нового вы узнали о писательнице? (Писательница получила художественное образование, работала художником по костюмам на «Мосфильме», прекрасно рисовала и иллюстрировала свои стихи.)
- Подготовьте короткое выступление об Ирине Пивоваровой и ее творчестве. (Выступления учащихся.)
IV. Итог урока.
- Знаете ли вы другие рассказы И. Пивоваровой, где действуют эти же герои? («Сочинение».) Появилось ли желание прочитать другие произведения этого писателя и поэта?
V. Домашнее задание: прочитать в хрестоматии рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», уч. стр. 6-13 (чтение по ролям).