kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен творчеству И.А. Крылова. Дети знакомятся с содержанием басни "Лебедь, Щука и Рак", учатся анализировать поступки героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»»

Тема: И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Цели: Ознакомить учащихся с биографией И.А.Крылова, с басней «Лебедь, Щука и Рак». Ввести понятие «басня», проанализировать ее с точки зрения поучительности. Формировать критическое мышление, навыки критического чтения при работе над текстом. Обучать пониманию мотивов поведения персонажей, авторского отношения к событиям и героям. Развивать навыки работы в группах, парах ( социальная ключевая компетентность), с информацией (информационная компетентность),умение рассуждать, делать выводы (компетентность самообразования и коммуникативная ). Воспитывать трудолюбие, желание работать слаженно, прививать любовь к чтению.

Тип урока: усвоение новых знаний в технологии критического мышления.

Оборудование: «Волшебная шкатулка», цветные полоски бумаги, пословицы, слайды, аудиозапись, «Хрестоматии по внеклассному чтению»,лист самоконтроля, лист ватмана для «Ассоциативного куста»,слайды, аудиозапись басни, «Умный куб», маркер, схема для сенкана, словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок, начался урок!

Будем мы работать дружно,

Нам узнать так много нужно

Про зверей и про детей,

Урок начнем мы поскорей!

Руки быстро поднимать,

И вопросы задавать,

На уроке не дремать,

А знания получать.

І етап. Разминка.

Цель этапа: Создать благоприятный психологический климат на уроке, настроить на восприятие материала.

Метод: «Волшебная шкатулка».

Задание: Каждый ученик рассказывает свою пословицу о труде, дружбе, согласии, которую дома предварительно выучил и записал на полоске цветной бумаги, опускает ее в шкатулку. Группой выбирают девиз своей работы на уроке , объявляют остальным ребятам.Учитель собирает пословицы в «Волшебную шкатулку».

Презентация:Ученики объявляют под каким девизом они будут работать в своей группе.

ІІ етап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Развивать внутреннюю мотивацию для изучения материала урока, сформулировать цели и задания урока.

Метод: «Собери слово».

Задание: Дать ответ на вопрос: «Каким я хочу себя видеть?»

Начинаем с букв:

Б
А
С
Н
Я

(Бодрым, благородным, активным, сильным, смелым, новатором, ярким…)

Первые буквы записать на доске.

-Какое получилось слово ? (Басня)

Слово учителя : Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова и его басней «Лебедь, Щука и Рак», с новым для вас понятием «басня», проанализируем басню «Лебедь, Щука и Рак» . Будем работать в группах, парах, учиться рассуждать, делать выводы, постараемся работать слаженно.

ІІІ етап. Актуализация опорных знаний учащихся.

Цель: Воспроизвести знания учащихся, необходимые для усвоения нових знаний.

Инструктаж учителя (5 правил составления «Ассоциативного куста»)

1. Записать на доске или листе бумаги в центре ключевое слово или фразу.

2.Записать какие-либо слова или фразы, которые приходят на ум.

3.Поставить знаки вопросов возле той части куста, в которой не полностью уверен.

4.После заполнения «Куста» указать на проблемы или темы, для рассмотрения которых необходима дополнительная информация.

5.Записывать все идеи, которые появляются или пока позволяет время.

Басня (мораль, литературное произведение, иносказательная форма повествования, поучительный характер, герои- животные, растения…).Учащиеся анализируют «Ассоциативный куст» совместно с учителем, обобщают определение.

Презентация : Составить «Ассоциативный куст» к слову «Басня».

Методы: Работа в группах.

Задание:

І и ІІ группы- изучить текст ученика с.36, выделить из текста, что такое басня, ее характерные отличия.

ІІІ группа- найти определение басни в словаре С.И.Ожегова, осознать ее особенности.

Басня- краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

Учитель: Таким образом, басня- это небольшое по объему литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений показываются человеческие отношения и характеры.

Физкультминутка

Чтоб урок пошел нам впрок - сделаем зарядку,

Руки вверх и руки вниз - четко по порядку,

Руки вбок- наклонись, будто маятник качнись.

Не назад, вперед пойдем и работать мы начнем.

ІV этап. Осознание содержания материала.

Цель этапа: Познакомить учащихся с биографией И.А.Крылова, уточнить его отношение к жизни через тексты в «Хрестоматии по внеклассному чтению», изучить басню «Лебедь, Щука и Рак», проанализировать ее.

Методы:

  1. Компьютерная презентация «Биография И.А.Крылова».

  2. Работа в группах- критическое чтение текста в парах «Читаем и спрашиваем?»

Задание: Прочесть текст.

І группа- «Рассказ медведя» с.141 «Хрестоматия по внеклассному чтению».

ІІ группа- «Рассказ лисы» с. 141-142 «Хрестоматия по внеклассному чтению».

ІІІ группа- «Рассказ мартышки» с.142 «Хрестоматия по внеклассному чтению».

Чтение в парах по абзацам. К каждому абзацу подбирается вопрос (3 вопроса на текст), которые помогут пересказать текст.

Презентация: 2 человека от группы презентуют (устно пересказывают) текст.

3)Знакомство с басней «Лебедь, Щука и Рак»- аудиозапись.

4) Словарная работа :

Поклажа- груз. Ныне- сейчас, теперь.

5) Работа в группах над текстом.

а) Шепотковое чтение ( самостоятельно);

б) Чтение по учебнику в парах ( по 2-3 строки);

в) Разметка текста для выразительного чтения;

г) Выразительное чтение.

д) Работа с карточками:

І группа- Заполнить карточку « Найди соответствие».

- Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения

Лебедь, Щука и Рак- воплощение легкомыслия

хитрости

несогласованности

трудолюбия

ІІ группа- Заполнить карточку « Найди подтверждение в басне»

- Найдите слова басни, которые соответствуют выражениям:

- Лебедь, Щука и Рак взялись за дело все вместе и с охотой

( «Везти с поклажей воз взялись, и вместе трое все в него впряглись»);

- Они очень старались, потратили много сил ( «Из кожи лезут вон»);

- Работа не ладилась, дело не двигалось ( «Да только воз и ныне там»).

ІІІ группа- Работают совместно с учителем

  • Найдите в басне слова, ставшие « крылатыми».

Презентация: устное сообщение.

6) Анализ басни «Лебедь, Щука и Рак».

Метод : «Умный куб».

1.Опиши, сколько животных везти с поклажей воз взялись?

2.Проанализируй строки: «Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака.

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».

3.Примени одну из пословиц, которую мы положили в шкатулку.

4.Оцени усилия Лебедя, Щуки и Рака.

5.Объясни, в чем заключается мораль басни?

6. Подбери соответствующий пример из жизни.

Физкультминутка

Лебедята прилетали, свои крылья разминали,

Головою повертели, в небо к солнцу улетели.

Окунулись в сине море, порезвились на просторе,

Крыльями взмахнули, сели и уснули.

Vэтап. Рефлексия.

Цель этапа: Оценка и самооценка деятельности на уроке, демонстрация знаний, полученных на уроке, осознать способы своей деятельности по достижению целей урока.

Методы: 1) «Сенкан».

Задание: построить «сенкан» к понятию « Басня».

1 существительное- Басня

2 прилагательных- иносказательная, поучительная

3 глагола- учит, воспитывает, повествует

4слова (фраза) -произведение с поучительным смыслом

5синоним –поучение, мораль, история, иносказание…

Презентация: написать маркером на схему- составить «сенкан», озвучивает учитель.

  1. Творческое задание: составить аргументированное устное высказывание – рассуждение «Почему у героев басни ничего не получилось?», доказать безысходность этого положения.

Метод: «Пресс».

  1. Я считаю, что у героев басни …

  2. Они не справились, потому что…

  3. Например, Лебедь…, а Щука…, а Рак…

  4. Поэтому, идея (главная мысль ) этой басни…

- Найдите аллегорию ( иносказание) в тексте.

3)Заполнить карту самооценки

Карточка самооценки



Этапы работы

Формы работы

Максимальное количество баллов

Баллы

1.Разминка

Пословица

Девиз

1

1


2.Мотивация

«Собери слово»

1


3.Актуализация

«Ассоциативный куст»

1


4.Осознание содержания

1. Критическое чтение текста в парах по хрестоматии «Читаем и спрашиваем?»

2. Чтение басни по учебнику в парах.

3. « Найди соответствие» (карточка).

4. «Умный куб».

1


1


1

1


5.Рефлексия

1. «Сенкан».

2.Творческое задание(«Пресс»)


2

2


Сумма баллов




Домашнее задание: выучить наизусть басню «Лебедь, Щука и Рак» с.36-37,

І группа- нарисовать иллюстрацию к басне;

ІІ группа- составить кроссворд;

ІІІ группа- подобрать «крылатые» выражения из басен И.А.Крылова.

Итог урока: Учитель: Творчество И.А.Крылова- это «кладезь мудрости», мы по крупицам будем собирать ее в нашу « Волшебную шкатулку», а главное- в наши души. И.А. Крылов очень любил людей и стремился окружающий его мир сделать чище, духовнее, правильнее…И в этом ему помогали его вымышленные персонажи басен. Я думаю, что не одна крупица добра, посеянная И.А.Крыловым, проросла в ваших детских душах. Вы также будете стремиться взращивать добродетель. Поэтому вам нужно мыслить, анализировать, не поддаваться плохому, стремиться к хорошему. Джон Локк сказал: « Не существует чего-либо более важного для знания, для спокойной жизни и для успеха в любом деле, чем умения человека мыслить».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
И.А.Крылов. Басня «Лебедь, Щука и Рак»

Автор: Данильчук Светлана Витальевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358187


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства