Государственное учреждение "Луганское учебно-воспитательное объединение " Барвинок №9"
Государственное учреждение "Луганское учебно-воспитательное объединение " Барвинок №9"
Интегрированный урок по литературному чтению нацелен на объединение и ситематизацию знаний по теме "Круговорот воды в природе", полученных на уроках окружающего мира. Кроме того, на уроке, учащиеся, знакомясь с новыми рассказами Л. Н. Толстого, совершенствуя навык выразительного беглого чтения, выполняя различные задания по развитию речи, определяют виды новых текстов, применяя на практике знания, полученные на уроках русского языка по теме "Типы текстов".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Государственное учреждение "Луганское учебно-воспитательное объединение " Барвинок №9"»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе
Государственное учреждение "Луганское учебно-воспитательное объединение " Барвинок №9"
Учитель: Рябущенко Е. М.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Тип урока: урок изучения нового материала;
Форма урока: интегрированный урок.
Цели урока: обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенному; научить сравнивать текст-описание и текст-рассуждение, сопоставлять новый материал с раннее изученным на других уроках; расширить знания детей о круговороте воды в природе и воде, как новом объекте научных исследований; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь, внимание и слуховое восприятие нового материала; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Цели и задачи урока направлены на формирование
Предметных результатов
обучающийся научится: выразительно читать произведения; определять точку зрения писателя; сравнивать текст - описание с текстом - рассуждение; применять знания, полученные на других уроках для понимания нового материала;
получит возможность научится: определять различные художественные формы произведения и формы его написания; выражать свою точку зрения (позицию читателя);
подтверждать правильность и неверность предположений и выводов, пользуясь информацией текста учебника;
Метапредметных результатов:
Познавательные УДД:
обучающийся научится: понимать информацию, предоставленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; под руководством учителя формулировать и выдвигать проблемные вопросы;
получит возможность научиться: сопоставлять информацию, полученную на других уроках для решения вопросов проблемно - поискового характера.
Регулятивные УДД :
обучающийся научится: принимать учебную задачу, соответствующую этапу урока; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
получит возможность научиться: осуществлять контроль в форме проверки и взаимопроверки;
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится: принимать участие в работе парами и группами; понимать необходимость использования правил вежливости; понимать задаваемые вопросы;
получит возможность научиться: использовать речевые средства для передачи своего мнения; строить диалог с партнёром для решения учебных задач;
Личностных результатов:
у обучающихся будут сформированы: уважительное отношение к чужому мнению, приветливость и дружелюбие к окружающим, стремление оказать помощь нуждающемуся;
получит возможность для формирования читательского интереса, расширения круг чтения, создания «литературное пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающего условия для формирования универсальных учебных действий.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого; выставка иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого" Лев и собачка";индивидуальные листы со скороговорками; наборы букв для составления названий рассказов; демонстрационные таблицы "Виды текстов"; карточки с видами текстов, иллюстрации " Круговорот воды в природе", схемы"Свойства воды", картинки " Состояния воды в природе"( задания для работы в группах); плакат "Круговорот воды в природе"; индивидуальные карточки для рефлексии; презентация, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока
I. Организация класса (Слайд 1)
– Прозвенел звонок на урок. Мне приятно вас видеть. Подарите улыбки друг другу, повернитесь и подарите ваши улыбки нашим гостям. Пусть у всех будет сегодня хорошее настроение, а это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца добротой.
– Присаживайтесь и настройтесь на интересную работу, постарайтесь внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
- Готовы?
- Внимание на экран! (Слайд 2)
- Я знаю " Вы - талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы УМНЫЕ, какхорошо умеете РАБОТАТЬ, если будете постоянно перед собой ставить новые ЦЕЛИ, стремиться к их достижению..." ( Жан - Жак Руссо)
А теперь читаем вместе:
- Помните:
- Вы самые - умные!
- Вы самые - талантливые!
- У вас - всё получится!
II. Речевая разминка
- Чтобы разговаривать нам нужно выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно...
- Работаем, как всегда, с скороговорками. У вас на партах известный лист скороговорок. Каждый из вас отрабатывает чёткое произношение только одной скороговорки, номер которой вложен в ваш файл.
Проверка
- Какое сегодня число? (5)
- У кого скороговорка под номером 5?
- Не забываем оценивать.
- Назови любое число.
( Свою скороговорку рассказывает ученик с названным номером.)
- Работаем в парах:
- Все кто сидит в 1 ряду- найдите скороговорку под номером 28, сидящие во 2 ряду - скороговорку под номером 23, а сидящие в 3 ряду - под номером 7.
- Прочитайте эти скороговорки в парах в виде диалога.
- Когда пара закончит свою работу, сообщите поднятием рук.
( Чтение в парах.)
- Проверяем.
(По одной паре от каждого ряда рассказывают в виде диалога свою скороговорку. После каждой пары все, кто работал над этими же скороговорками - повторяют хором.)
III. Актуализация опорных знаний.
Вот новый день и новый час,
Урок литературного чтения новый.
Но старый друг у нас в гостях –
Мудрейший человек и мастер слова. (Слайд 3)
–Ребята, кто этот человек на портрете? ( Л. Н. Толстой.)
Мы уже многое знаем об этом писателе.
- Давайте вспомним, что нам известно об этом мудреце?
-У вас на столах листочки. Возьмите ручки и ответьте на вопросы теста.
- Внимание на экран! (Слайд 4)
Вопросы:
1. Выберите годы жизни Л. Н. Толстого:
а) 1799 - 1837 гг.
б) 1828 –1910 гг.;
2. Где родился Л. Н, Толстой?
а) деревня Ясная Поляна;
б) Санкт - Петербург.
3. Сколько детей было в семье Л. Н. Толстого?
а)3, б)4, в)5.
4. В какую игру любили играть братья ?
а) лапта;
б) салки;
в) Муравьиное братство.
ВЗАИМОПРОВЕРКА:
- Обменяйтесь в парах своими листиками и проверьте работы друг друга.
- Ответы вы видите на экране. (Слайд 5)
- Оцените работы.
- Встаньте те, кто ответил правильно на все вопросы. Вы получаете 5.
- Теперь те , кто допустил одну или две ошибки. Вы получаете 4.
- Молодцы, вижу, что большинство из вас хорошо изучили и запомнили биографию Л.Н.Толстого.
Домашнее задание.
- ДЛЯ ВСЕХ: повторить биографию Л. Н. Толстого, подготовить пересказ наиболее полюбившегося рассказа.
- ПО ВЫБОРУ:
- Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению. Все иллюстрации мы поместим вот в этой книге.
- Понятно домашнее задание?
- А мы движемся дальше...
-Давайте вернёмся к последнему вопросу теста и подумаем:
- В чём заключался смысл любимой игры Л.Н.Толстого?
( Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло.)
- Через всю свою жизнь пронёс эти слова Л. Н. Толстой.
- Нашим помощником на уроке будет эпиграф (Слайд 7)"Чуткому сердцу откроются все тайны".
-Прочитайте его хором.
- Давайте и мы с сегодняшнего дня постараемся быть более чуткими друг к другу и тогда нам откроется много тайн.
- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?
(Акула. Прыжок. Лев и собачка.)
- Подумайте и скажите, к какому виду текстов и можно отнести эти рассказы?
( Текст - повествование.)
- Какой вопрос можно поставить к тексту - повествование?
( Что делает?)
ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ ВИДЫ ТЕКСТОВ
- С каким произведением познакомились на предыдущем уроке? (Слайд 8)
(Лев и собачка.)
- Что было написано под названием этого произведения?
( Быль.)
-Что такое быль?
(Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.)
IV . Проверка домашнего задания
- Проверяем чтение текста с помощью игры "Верю - не верю."
- Итак, я читаю предположение, а вы соглашаетесь с ним или опровергаете его, доказывая словами из текста. ( Выборочное чтение текста учащимися.)
- Какая концовка в этом рассказе?
- А какое творческое задание некоторые из вас выбрали и выполнили к этому уроку?
(Нарисовать иллюстрацию к рассказу и придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.)
- Мы послушаем одну концовку, а остальные ваши работы я обязательно оценю позже. Вы можете познакомиться с ними на выставке.
- Засиделись?( Отдохнём.)
(Слайд 9 - 10)
ФИЗМИНУТКА (Слайд 11)
V. Изучение нового материала.
1. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с произведениями Л. Н. Толстого.
- Давайте все вместе составим название произведений, с которыми мы познакомимся.
- У вас на партах пазлы с буквами зелёного и синего цветов. На обратной стороне есть цифра, обозначающая порядковый номер в названии рассказа. Итак, выйдите к доске те дети, у кого пазлы с буквами зелёного цвета и составь название рассказа.
- А теперь выйдите к доске те дети, у кого на партах пазлы с буквами синего цвета и составьте ещё одно название.
- А теперь все вместе прочитаем название произведений Л.Н.Толстого, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке. ( Какая бывает роса на траве. Куда девается вода из моря?)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?
( Ответы детей.)
- Скоро вы увидите оправдались ли ваши предположения.
- А я вам хочу сообщить, что сегодня у нас не совсем обычный урок.
Мы не просто познакомимся с новыми произведениями Л.Н.Толстого, нам предстоит:объединить знания, полученные на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира; научиться сравнивать тексты; мы с вами попробуем сформулировать проблему и разрешить её.
- Мы будем исследователями, учёными и тележурналистами.
2. Первичное восприятие текста.
- Открываем учебники на стр. 162.
- Каквсегда перед чтением текста работаем с новыми и трудными словами.
-Кто сегодня будет экспертом и прочитает значение новых слов из толкового словаря ?
(Бархат - плотная ткань с мягким гладким и густым ворсом.)
- Перед чтением текста выполним упражнение "учитель - ученик". (Задание для слабочитающих детей.)
- Кто хочет быть учителем и прочитать эти слова по слогам, чётко выговаривая каждый слог? (Пе- ре- ли- ва- ют-ся, не- ос- то- рож - но, про- сколь- знёт.)
- А мы с вами повторяем эхом за нашими учителями.
(Слабочитающие ученики читают слова, а весь класс хором повторяет за ними.)
- Прочитайте,что написано под названием этого рассказа.
(Описание.)
- Какой вопрос можно задать к тексту - описанию?
(Какой? Какая? Какие?)
ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ
- Приготовьтесь слушать, следить, а затем ответьте на вопрос:
-Почему этот рассказ является описанием?
- Следите внимательно. Я буду останавливаться в любом месте, а вы должны будете продолжить - дочитать абзац до конца. (Задание для сильных детей.)
( Учитель читает рассказ.)
- Так почему же этот рассказ назван описанием?
( Правильно, потому что в нём описывается такое природное явление, как роса на траве.)
- Внимание на экран!(Слайд 13)
-Подумайте и выберите правильный ответ .
Автор написал это произведение:
- чтобы что-то сообщить,
- передать свою радость, восхищение,
- привлечь наше внимание к окружающему миру.
- Давайте и мы с вами попробуем прочитать этот текст с восхищением, чтобы привлечь внимание окружающих к такой красоте.
- Каждый читает самостоятельно с интонацией восхищения (жужжащим чтением.)
-1 вариант - 1 часть;
-2 вариант - 2 часть рассказа со слов" Листок этой травы..."
- Кто хочет попробовать стать диктором передачи "Удивительный мир природы", выйти и прочитать этот текст с экрана телевизора.
(Слайд 14)
( 2 ученика читают у доски текст, под кадры живой природы.)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Вы старательно читали.
Глаза ваши приустали.
Чтоб трудиться без оглядки.
Выполним для них зарядку.
- Найдите в верхнем левом углу доски листик с капельками росы.
- Теперь найдите такой же листик в правом верхнем углу доски.
- Быстро переведите взгляд с одного листика на другой и обратно (3 раза).
- А теперь пробегите глазами по капелькам, разбросанным на доске от одного листика к другому(3 раза).
-А теперь представьте, что капли росы летят вам в лицо. Зажмурьте глаза (3 раза).
- Подставьте ладони, поймайте брызги и умойте лицо росой.
- Открываем глаза и вновь - за работу.
- Мы продолжаем путешествие в удивительный мир природы. А нашим проводником сегодня на уроке является великий мастер слова Л. Н. Толстой.
- Ещё один его рассказ расположен на стр. 163, с которым нам предстоит сегодня познакомиться. Давайте вспомним, как он называется. Читаем хором.
( Куда девается вода из моря?)
- Прочитайте, что написано под названием.
( Текст - рассуждение.)
- Вспомните, какой вопрос можно поставить к тексту - рассуждению?
( Почему?)
ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЧКУ
- В названии рассказа звучит вопрос: куда девается вода из моря?
- Продолжая рассуждать об этом можно сформулировать проблему. Давайте попробуем это сделать.
- Скажите, если вода из моря постоянно куда то девается, то к чему это может привести? Что в таком случае может случиться с водоёмом?
(Правильно это может привести к высыханию водоёмов.)
Возникает проблема: (Слайд 15)
" Почему вода в морях не заканчивается?"
- Сегодня на уроке мы попробуем разрешить эту проблему.
- Прослушайте рассказ. Следите внимательно. Я буду читать медленно, останавливаясь. Как обычно будем составлять вопросы по новому тексту.
( Приём " Стоп. - Вопрос.")
(Чтение текста учителем с составлением вопросов учащимися и ответами на них.)
- Какой знак препинания стоит в конце текста?
( Троеточие.)
- Что обозначает троеточие?
( Что действие не закончено...)
- Что же будет происходить дальше в этом рассказе?
- Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах.
VI .Закрепление изученного.
Работа в группах:
- Вспомним правила работы в группах.
- Повернитесь друг к другу.
- Итак мы превращаемся в исследователей.
- Перед вами на листах бумаги изображено то, о чём мы сейчас прочитали. Первое задание одинаковое для всех групп. Возьмите красные карандаши и с помощью стрелочек покажите, как двигалась вода в рассказе. Когда закончите сообщите о выполненной работе поднятием рук.
- Что у вас получилось? Покажите свои работы.
-Как называется это природное явление?
( Круговорот воды в природе.)
- На каком уроке мы знакомились с этим явлением?
( На уроке Окружающего мира.)
- Следующее задание каждой группе отдельно:
1 группа:
- Ещё раз перечитайте последнее предложение текста. Подумайте о каком природном явлении здесь говорится, а затем исследуйте текст найдите в учебнике отрывок, которым можно продолжить этот рассказ.
2, 3, 4 группы:
- Перед вами голубые карточки с разными текстами.Вы должны исследовать текст и определить его вид.
5, 6 группы:
- Вспомните материал, изученный на уроках Окружающего мира, исследуйте предложенные вам картинки и схемы и заполните их.
- Не забывайте о правилах работы в группах.
- Итак, проверяем.
- Давайте вернёмся к проблеме, которую мы сформулировали на уроке.
Читаем хором:" Почему вода в морях не заканчивается?"
( Потому что в природе существует круговорот воды.)
- А для чего учёные изучают воду? Какое она имеет значение?
( Без воды не будет жизни на Земле.) (Слайд 16)
- Правильно, ребята. Вода - это неиссякаемый источник научной мысли. Совсем недавно учёными была выдвинута гипотеза( предположение) о том, что вода имеет память.
- Внимание на экран. (Слайд 17)
( Просмотр видеосюжета). (Слайд 18)
- Интересно? Может быть кто-то из вас заинтересуется этой гипотезой, станет учёным и придумает в будущем, как можно использовать это явление в нашей с вами жизни или откроет новые свойства воды.
VII. Итог урока.
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- Знания, полученные на каких уроках, вам пришлось применить для выполнения заданий в группах? Отвечаем коротко. Называем только названия уроков.
- 1 группа? (Литературное чтение и окружающий мир.)
- 2 группа ( Русский язык и литературное чтение.)
- 3 группа (Русский язык и литературное чтение.)
- 4 группа (Русский язык и литературное чтение.)
- 5 группа (Русский язык и окружающий мир.)
- 6 группа (Русский язык и окружающий мир.)
-Значит все науки тесно связаны между собой. И только что мы в этом убедились.
- С какими новыми произведениями Л. Н. Толстого мы познакомились сегодня на уроке?
- Что у них общего? Воспользуйтесь знаниями , полученными на уроке окружающего мира.
- С каким природным явлением они связаны?
( В них рассказывается о природных явлениях. Они связаны с круговоротом воды в природе.)
- В чём главное различие этих рассказов? Воспользуйтесь знаниями, полученными на уроке русского языка.
( Текст - описание, текст - рассуждение.)
Рефлексия
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Возьмите у вас на столах капельки и красные карандаши. Изобразите своё настроение на уроке.
(ВЫВЕСИТЬ ТАБЛИЦЫ С ОБРАЗЦАМИ)
- Покажите, что у вас получилось?
- Вы хорошо потрудились. Я довольна вашей работой. Самыми активными были ... Вы получаете 5.
- Были активны, но не всегда точны в ответах... Вы получаете 4.
- Но самое главное, я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы станете более чуткими друг к другу и тогда в нашем классе у всех всегда будет хорошее настроение.
- А всем присутствующим на нашем уроке я хочу пожелать, чтобы слова великого русского писателя и мудреца Л. Н. Толстого всегда были в вашем сердце о том, что: (Слайд 19)
- Все люди на земле должны жить в дружбе и взаимопомощи, а добро должно побеждать зло.