Просмотр содержимого документа
«Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение i-iii ступеней №13»
Урок в 3 классе
Тема : «Одушевленные и неодушевленные имена существительны»
Цели: уточнить представления учащихся об одушевленных и неодушевленных именах существительных; развивать умение различать их
Задачи:
-формировать понятие одушевлённости и неодушевлённости, как грамматического признака;
-развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам;
- прививать любовь и интерес к родному языку;
- формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
- развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, контролировать и оценивать свою деятельность на уроке;
- развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;
- формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания.
Оборудование: картинка правил, светофор, раздаточный материал
Литература: учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Просвещение), интернет
Ход урока:
Организационный момент
- Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Будем работать дружно, вместе выполнять задания. Откройте тетради и запишите дату.
Проверка домашнего задания
- Что такое имя существительное?
- Прочитайте предложения, которые вы составили
- Назовите имена существительные, которые есть в вашем предложении.
- На какой вопрос отвечают ваши имена существительные.
2. Актуализация знаний
Физкультминутка. Подготовка руки к письму
Девочки и мальчики
Поднимают пальчики.
Громко ими хлопают,
Каждый пальчик трогают.
— Ты, большак, не уставай,
— А, мизинчик, — помогай!
— Безымянный, покажись!
— Средний пальчик, поднимись!
Вот какие пальчик,
У девочек и мальчиков!
Чистописание
Планета кошек
Есть где-то Кошачья Планета.
Там кошки, как люди, живут.
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.
У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт,
Они обожают рыбачить
И возят детей на курорт.
- Прочитайте. О чем этот текст?
- Напишите каллиграфически правильно.
- Какая часть речи часто встречается в этом тексте? (имя существительное). Прочитайте мне эти слова.
- Как подчеркивается имя существительное в тексте? (одной чертой)
- На какой вопрос отвечает имя существительной? (кто, что?)
3. Самоопределение к деятельности.
- На какие 2 группы вы бы разделили эти слова? (живые и неживые)
Сформулируйте тему урока.
- Правильно ребята! Сегодня мы с вами будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
- Одушевленные на какой вопрос отвечают? (кто, и обозначают что-то живое)
Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное машем правую руку, если неодушевленное - левой, слово относится к другой части речи – присесть.
• король;
• груша;
• синий;
• принцесса;
• волшебник;
• приходить;
• вы;
• палочка;
• веник;
• лететь;
• колдунья;
• добрая;
• собака;
• часы;
• сказочный;
• день.
5. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
упр. 15 (с. 2)
- Прочитайте, назовите пропущенные буквы.
- Назовите одушевленные имена существительные
- Что обозначают одушевленные имена существительные?
- На какой вопрос они отвечают?
- Назовите неодушевленные имена существительные
- Что обозначают неодушевленные имена существительные
- На какой вопрос они отвечают?
6. Физкультминутка
Мы устали, мы устали,
И поэтому все встали.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Пальцы крепко мы сожмем,
Потом руки разведем,
Головою мы помашем
И друг другу дружно скажем:
— Будем все здоровыми,
Крепкими, веселыми!
7. Закрепление изученного материала
- У вас на партах лежат конверты со словами. Ваша задача распределить эти слова на две группы. На одушевленные и неодушевленные имена существительные.
- Перед вами текст, но он рассыпался. (Каждому на парту). Ваша задача из предложений составить текст , определить Одушевленные Неодушевленные существительные
• Дети на санках катаются.
• Вот пришла зима холодная. снежная.
• Мама с папой на них из окна глядят да про свое горе думают.
• На дворе намело сугробов до пояса.
• Решили они дочку из снега и льда вылепить.
Алгоритм определения :
1.Нахожу имя существительное
2. Ставлю в начальную форму
3. Задаю вопрос кто? или что?
4. определяю, обозначает живой или неживой предмет
Повторение изученного
Работа над загадками
- Отгадайте загадки
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (петух)
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола". (Золушка)
Стоит толстуха -
Деревянное брюхо,
Железный поясок. (бабочка)
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (подушка)
Сижу верхом,
Не ведаю на ком. (шапка)
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (часы)
- Самостоятельно в своих тетрадях запишите пять существительных, которые обозначают название птиц.
- И пять существительных, которые обозначают посуду.
8. Рефлексия
- Замените одним словом, запишите.
Модель земного шара (глобус)
Санитар леса (волк)
Промежуток времени, равный 60 минутам (час)
- Какие из этих слов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Почему?
- Что обозначают одушевленные имена существительные?
- Что обозначают неодушевленные имена существительные?
9. Подведение итогов урока
- А теперь каждый из вас пусть оценит работу на уроке с помощью светофора? Напоминаю красный цвет обозначает, что вы работали на отлично и материал урока запомнили, зеленый – работали хорошо. Желтый – работали нормально. Но не со всеми заданиями на уроке справлялись.
- Какое задание было самое интересное?
- Какое задание было самое сложное?
Домашние задание
Записать в тетрадь пять одушевленных и пять неодушевленных имен существительных и выучить правило.