Луккарева Н.Н.
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 4 класс |
Место урока в уч. плане | 3 четверть, 5 урок |
УМК | «Школа России» |
Автор программы | Б.М. Неменский «Изобразительное искусство» |
Тема урока | Города в пустыне. Создание образа древнего среднеазиатского города |
Цель урока | Знакомство обучающихся с архитектурными сооружениями Средней Азии |
Задачи | - объяснить обучающимся значение слов «мечеть», «медресе», «минарет», «мавзолей»; - познакомить обучающихся с основными конструктивными частями этих зданий; - рассмотреть на примерах портально-купольную постройку зданий; - учить передавать образ древнего среднеазиатского города; - развивать пространственно-образные представления; - воспитывать эмоциональный оклик на красоту и величие древней архитектуры. |
Планируемые результаты: Личностные | - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. |
Метапредметные | - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленными задачами; умение находить варианты решения различных художественно-творческих задач. |
Предметные | - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; овладение навыками изображения и основными средствами художественной выразительности. |
Формы работы | фронтальная, индивидуальная |
Методы работы | частично-поисковый, |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Зрительный ряд | Учебник «Каждый народ – художник» 4 класс, презентация к уроку «Города в пустыне», этапы работы |
Оборудование | Альбом, краски, кисти |
Музыкальный ряд | Песня «Учкудук» ВИА «Ялла» |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация учебной деятельности | Создание эмоционального настроя на работу. - Улыбнитесь соседу слева, справа. Улыбнитесь мне, и я улыбнусь вам. Пожелайте друг другу удачи. | Проверяют готовность материалов, настраиваются на работу. | Проявление интереса к уроку. |
2. Актуализа-ция знаний | - Назовите тему третьей четверти? - Где мы побывали на прошлом уроке? - Куда мы сегодня отправимся, отгадайте: Природная зона Со скудною флорой. Сухой, жаркий климат, Барханов просторы. Безлюдное место, Здесь мало осадков - Песок, миражи и, Колодцев нехватка. Тут змеи, верблюды, И ветра картины. Как люди назвали Ландшафт тот? Песня «Учкудук» - Жарко, нет воды, и степь превращается в пустыню. Среди раскалённых песков, твёрдых потрескавшихся солончаков с трудом про-двигается караван. Вдали показались очертания горо-да. Множество куполов – небольших и огромных, голубых, мерцающих радужными красками – соз-даёт его силуэт. Эти купола придают городу сходство со станом кочевников. | Отвечают на вопросы, слушают учителя, строят высказывания. | Используют речевые и коммуникативные средства, строят монологичес-кие высказывания |
3. Тема урока. Постановка учебной задачи | - Сформулируйте тему нашего урока? - Какие задачи предстоит решить на уроке? | Отвечают на вопросы, выдвигают предположе-ния, дополняют, уточняют высказанные мнения по существу задания. | Интерес к предметно-исследователь-ской деятельности. |
4. Основной этап – открытие новых знаний | Работа с учебником и презентацией. - Сегодня мы путешествуем по городам Средней Азии. - Старейшие города – Бухара. Самарканд. Ташкент. Каждый город с массивными, толстыми глиняными стенами, это хорошо защищённая крепость. - Назовите особенности этих городов. (уч. с. 103) - Какой строительный материал используют? - Узкие улочки между глухими стенами. Такой город крепко обосновался и быстро растёт, потому что есть вода. Сюда сходятся пути многих караванов. Здесь у них отдых и встреча, а значит, торг. Торговая площадь – шум-ный, пёстрый восточный базар – многолюдное и оживлённое место. Её окружают лавки ремеслен-ников. - Что они создают? (с. 105) - Опишите предметы по форме, орнаменту. - Такие же витиеватые узоры сплошь покрывают и поверхности стен. (с. 106) - Город Самарканд - «песчаное поле» - на знаменитой площади Регистан находятся 3 медресе. Медресе – религиозный университет. (с. 106) Мечеть – храм, где совер-шают молитву, мечеть имеет огромный купол и украшенный вход – портал. Постройки такого типа называются портально-купольные. Около мечети возносятся башни – минареты – с них служители храма (муэдзин) призывают к молитве. Стремясь утвердить своё могущество, правители Востока строили величест-венные мавзолеи – усыпальницы. (уч. с. 107) | Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, анализируют информацию. | Проявляют инициатив-ность и самостоятель-ность, активно взаимодействуют с учителем. |
5. Практичес-кая самостоя-тельная работа | Показ этапов работы. - Создадим пейзаж - образ древнего среднеазиатского города, используя художе-ственные средства изобра-жения и геометрические формы. Обратите внимание на симметрию в изображе-нии построек. | Приступают к практической работе, выполняют творческое задание. | Самостоятель-но работают над образом города. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач |
6. Рефлексия. Итог урока. | Обсуждение работ (компо-зиционное построение). - Что наиболее удачно в изображении? - Почему образ города не выразителен? - Подведём итог урока: - На уроке я узнал… - У меня получилось/не получилось… - Мне было интересно, потому что… | Высказывают свое мнение. Характеризу-ют композицию города. Отвечают на вопросы. | Использование речевых и коммуникативных средств; умение строить монологичес-кие высказывания, владеть диалогической формой коммуникации |
7. Домашнее задание | Подобрать иллюстрации, репродукции по теме урока. | | |