Предлагает ответить на вопросы. - Наверное, тебе не раз приходилось слышать слово ГЕОГРАФИЯ. Можешь ли объяснить, что это такое? -География- это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов «ге « Земля и «графо» пишу. ГЕ – это сокращенное от Гея , так звали греческую богиню Земли. -Кто такие географы? Географ – специалист по географии. С точки зрения географа, мир – это Земля – огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озерами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. Но долгое время люди верили, что Земля – это огромная лепешка. У нее, как у всякой лепешки, есть края. А держится эта лепешка на четырех огромных слонах, стоящих на черепахе, которые плавают в океане. А над ней - небо, как потолок, только круглый. Днем потолок голубой, а ночью черный. И в нем загораются звезды. Они хотели дойти до края земли и посмотреть, что там, дальше. А потом взобраться на небо. Но как они далеко ни ездили, а край земли не могли увидеть И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли все в одну сторону, почти 3 года, а домой вернулись с другой стороны. Вот тогда и поняли люди, что Земля – это огромный шар. Информация учащихся о Земле. 1 ученик -Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а слегка приплюснутый сверху и снизу. В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор. Верхняя половина земного шара называется Северным полушарием, нижняя – Южным полушарием. Длина экватора приблизительно 40000 км. Понадобится целый месяц, чтобы объехать Землю вдоль экватора со скоростью 55 км/ч. Близ экватора жарко круглый год и почти каждый день идет дождь. Часть суши вдоль экватора называется тропиками. В тропиках растут густые, влажные, вечнозеленые леса, называемые тропическими. 2 ученик - Пятую часть суши занимают пустыни. Это самые жаркие и засушливые места на Земле. Там за год выпадает меньше 25 см.осадков. Самая высокая температура была зарегистрирована в пустыне Сахаре –плюс 57,7 С. Суша занимает около четверти земной поверхности. Семь самых больших участков суши называются материками. Большая часть суши находится на северном полушарии. 3 ученик - почти три четверти земной поверхности покрыты водой. Четыре океана соединены друг с другом, так что можно проплыть вокруг земного шара ни разу не увидав землю. -Десятая часть земной поверхности всегда покрыта льдом. Чем дальше от экватора, тем холоднее. Полюса – самые холодные места на Земле. Самая низкая температура – минус 88,3 С – была отмечена в Антарктиде. Учитель. Чтобы отображать и передавать другим людям сведения о поверхности Земли с давних пор человек создавал карту. А какие еще изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Что такое глобус? После открытия Аристотеля о шарообразности Земли, люди стали создавать ее модели глобусы. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? Глобус (лат.) – шар.. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля. Есть другое определение глобуса. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке. Учитель. Как устроен глобус? - Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. - Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета». Почему?
- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.) - Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода) - Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.) - Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны. - Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета. Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы». - На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное. - На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии. - Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы. - Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели. - Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке». - Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена. А зачем вообще нужен глобус? Многие из вас летом ездили отдыхать. Поднимите руку те, кто брал с собой глобус? - А видели ли вы людей в самолёте, поезде или автобусе, путешествующих с глобусом в руках? - А почему? (Занимает много места) - Как же тогда быть? (Взять карту) Так люди и поступили. Глобус как бы разделили на две половинки. Получилась карта полушарий. Ту половинку, на которой изображена наша страна, принято называть восточным полушарием. Обычно оно бывает справа. Другую половинку называют западным полушарием.(Показ учителем) Наши путешественники, летчики, космонавты имея карту или глобус, всегда могут указать место, где они находятся. Физкультминутка. На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! Учитель: - Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята . Учитель:Самым первый древний глобус был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э. - Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. 1 ученик - Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира. - Этот глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии. 2 ученик Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них – глобус-планетарий диаметром 3 м и весом 3.5 т – находится в Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова. Он был изготовлен известным европейским географом А.Олеарием (1599-1671) и мастером А.Бушем в 1650-1664 гг. Полый шар имел железный каркас с деревянной и медной обшивкой, его внутренняя и наружная поверхности были оклеены холстом и расписаны: снаружи – изображение земного глобуса, изнутри – звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки. Внутрь шара вела четырехугольная сферическая дверь . 3 ученик 1998 году в США был сооружен самый большой в мире глобус Земли. Его диаметр составил 12,5 метров. Его вес – 25 тонн, и он постоянно вращается вокруг своей оси. Какие бывают глобусы? 1 ученик. Глобусы – “моряки”. - Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не- мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды. 2 ученик.
- Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете. 3 ученик. - Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. 4 ученик. Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь. - Молодцы, очень интересную информацию собрали. Дополнительно. Разнообразие глобусов. «Яблоко мира» Германия Глобус из жуков Бельгия Шоколадная земля «Деревянный мир» из Германии. Вот так художники изображают нашу Землю. Таким образом они выражают разнообразные чувства к своему миру. Одни - любовь и восхищение, другие- боль и страдание. |