kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Глобус-модель Земли

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тема:

«Глобус-модель Земли».

Цели урока.

дидактические:

- обеспечить усвоение новых понятий, фактов, положений, законов;

-  сформировать представление о глобусе –модели Земли;

- развитие у учащихся интереса к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания ;

развивающие:

- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в излагаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

воспитательные:

- формировать научное  мировоззрение, взгляды, убеждения;

- содействовать эстетическому, экологическому воспитанию;

Тип урока: изучение  нового материала.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

- раздаточный материал;

- презентация;

Оборудование:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- глобусы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Глобус-модель Земли»


Тема:

«Глобус-модель Земли».

Цели урока.

дидактические:

- обеспечить усвоение новых понятий, фактов, положений, законов;

- сформировать представление о глобусе –модели Земли;

- развитие у учащихся интереса к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания ;

развивающие:

- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в излагаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;

воспитательные:

- формировать научное мировоззрение, взгляды, убеждения;

- содействовать эстетическому, экологическому воспитанию;

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

- раздаточный материал;

- презентация;

Оборудование:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- глобусы.

Ход урока.

Основное содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организационный момент


Презентация

Слайды № 1

Приветствие учащихся.

Психологический настрой

Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно,

я помогу!


Приветствие учителя.


2. Проверка домашнего задания.



















Презентация

Слайды № 2


После проверки готовности класса к уроку проводится – опрос по пройденному материалу. Вопросы(уч-ся выбирают вопрос и отвечают)

1.Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом?

Что такое звезды?

2.Сколько всего созвездий?

Какое созвездие напоминает ковш?

3.Самая ближайшая к Земле звезда?

Сколько планет в Солнечной планете? Назовите их

4. На каком расстоянии находится Солнце от Земли? Кто был первым казахстанским космонавтом и в каком году совершил полет в




космос? Ключевое слово ГЛОБУС



Записывают букву правильного ответа. Получают ключевое слово (ГЛОБУС)


3. Сообщение темы, задач и целей урока.


Презентация

Слайды № 3



Опираясь на ключевое слово, сообщает тему урока, цели и задачи:

1.Познакомить учащихся с наукой, изучающей Землю, - географией.

2. Сформировать представление о глобусе – модели Земли.


Открывают справочные материалы.


4. Изучение новой темы.


Презентация

Слайды №4















Презентация

Слайды №5
















Слайд № 6






Слайд №7








































Слайд№8-9















Слайд 10-11

































































Слайд№12


















Слайд№13

















Слайд №14






Слайд №15































Слайд №16

Слайд№17

Слайд №18

Слайд №19








Предлагает ответить на вопросы.

- Наверное, тебе не раз приходилось слышать слово ГЕОГРАФИЯ. Можешь ли объяснить, что это такое?

-География- это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов «ге « Земля и «графо» пишу. ГЕ – это сокращенное от Гея , так звали греческую богиню Земли.

-Кто такие географы?

Географ – специалист по географии.

С точки зрения географа, мир – это Земля – огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озерами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.

Но долгое время люди верили, что Земля – это огромная лепешка. У нее, как у всякой лепешки,

есть края. А держится эта лепешка на четырех огромных слонах, стоящих на черепахе, которые плавают в океане. А над ней - небо, как потолок, только круглый. Днем потолок голубой, а ночью черный. И в нем загораются звезды. Они хотели дойти до края земли и посмотреть, что там, дальше. А потом взобраться на небо. Но как они далеко ни ездили, а край земли не могли увидеть

И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли все в одну сторону, почти 3 года, а домой вернулись с другой стороны.

Вот тогда и поняли люди, что Земля – это огромный шар.

Информация учащихся о Земле.

1 ученик




-Земля – это огромный твердый шар, вращающийся в космическом пространстве. Шар этот не совсем круглый, а слегка приплюснутый


сверху и снизу. В самой широкой части Землю опоясывает воображаемая линия – экватор. Верхняя половина земного шара называется Северным полушарием, нижняя – Южным полушарием. Длина экватора приблизительно 40000 км. Понадобится целый месяц, чтобы объехать Землю вдоль экватора со скоростью 55 км/ч. Близ экватора жарко круглый год и почти каждый день идет дождь. Часть суши вдоль экватора называется тропиками. В тропиках растут густые, влажные, вечнозеленые леса, называемые тропическими.

2 ученик

- Пятую часть суши занимают пустыни. Это самые жаркие и засушливые места на Земле. Там за год выпадает меньше 25 см.осадков. Самая высокая температура была зарегистрирована в пустыне Сахаре –плюс 57,7 С.

Суша занимает около четверти земной поверхности. Семь самых больших участков суши называются материками. Большая часть суши находится на северном полушарии.

3 ученик

- почти три четверти земной поверхности покрыты водой. Четыре океана соединены друг с другом, так что можно проплыть вокруг земного шара ни разу не увидав землю.

-Десятая часть земной поверхности всегда покрыта льдом. Чем дальше от экватора, тем холоднее. Полюса – самые холодные места на Земле. Самая низкая температура – минус 88,3 С – была отмечена в Антарктиде.

Учитель. Чтобы отображать и передавать другим людям сведения о поверхности Земли с давних пор человек создавал карту. А какие еще изобретения человека помогают нам путешествовать по планете?

Что такое глобус?

После открытия Аристотеля о шарообразности Земли, люди стали создавать ее модели глобусы. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Глобус (лат.) – шар..

Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.

Есть другое определение глобуса. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке.

   

Учитель. Как устроен глобус?

- Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса.
- Космонавты с любовью называют Землю - «Голубая планета». Почему?

- Какими цветами окрашена поверхность глобуса? ( Голубой, зелёный и коричневый.)
- Какого цвета на глобусе больше? (1/3 – суша, 2/3 - вода)
- Что обозначают цвета на глобусе? (Голубой, синий цвета – обозначают воду. Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу. Белый – снег или лёд.)
- Посмотрите на глобус. На нём действительно больше всего синего цвета. Это моря и океаны.
- Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричневый цвета.

Введение понятий «экватор», «параллели», «меридианы».
- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название. Экватор – «главный пояс Земли». Это линия, которая делит наш земной шар на два полушария – Северное и Южное.


- На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.
- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.
- Поэтому иногда глобус называют «мяч в сетке
».
- Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля. Она наклонена.

А зачем вообще нужен глобус?

Многие из вас летом ездили отдыхать. Поднимите руку те, кто брал с собой глобус?

- А видели ли вы людей в самолёте, поезде или автобусе, путешествующих с глобусом в руках?

- А почему? (Занимает много места)

- Как же тогда быть? (Взять карту)

Так люди и поступили. Глобус как бы разделили на две половинки. Получилась карта полушарий. Ту половинку, на которой изображена наша страна, принято называть восточным полушарием. Обычно оно бывает справа. Другую половинку


называют западным полушарием.(Показ учителем)

Наши путешественники, летчики, космонавты имея карту или глобус, всегда могут указать место, где они находятся.
Физкультминутка.

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись!

Учитель:

- Продолжаем наше исследование. Давайте послушаем, какую информацию по вопросу: «Какие бывают глобусы?» нашли ребята .

Учитель:Самым первый древний глобус был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э.
- Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. На нем даже не все материки изображены. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал.

1 ученик

- Самый древний глобус, появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
- Этот глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.

2 ученик

Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них – глобус-планетарий диаметром 3 м и весом 3.5 т – находится в Санкт-Петербурге в музее М.В.Ломоносова. Он был изготовлен известным европейским географом А.Олеарием (1599-1671) и мастером А.Бушем в 1650-1664 гг.

Полый шар имел железный каркас с деревянной и медной обшивкой, его внутренняя и наружная поверхности были оклеены холстом и расписаны: снаружи – изображение земного глобуса, изнутри – звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки. Внутрь шара вела четырехугольная сферическая дверь .

3 ученик

1998 году в США был сооружен самый большой в мире глобус Земли. Его диаметр составил 12,5 метров. Его вес – 25 тонн, и он постоянно



вращается вокруг своей оси.
Какие бывают глобусы?
1 ученик.

Глобусы – “моряки”.
- Когда – то, мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не- мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры, они были все в пятнах от морской соленой воды.

2 ученик.

- Кроме таких тружеников были “глобусы - щеголи”. Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями. На некоторые
глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.

3 ученик.
- Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.

4 ученик.

Есть даже глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь.
- Молодцы, очень интересную информацию собрали.

Дополнительно. Разнообразие глобусов.

«Яблоко мира» Германия

Глобус из жуков Бельгия

Шоколадная земля

«Деревянный мир» из Германии.

Вот так художники изображают нашу Землю. Таким образом они выражают разнообразные чувства к своему миру. Одни - любовь и восхищение, другие- боль и страдание.



Ответы учащихся.

- Это наука о Земле.


- То, что изучает землю, воду, воздух, животных, людей.








Это люди















Вопрос - ответ.







Рассказ учащихся о том, что такое


Земля.


Показ на карте.



































Ответ учащихся.

ГЛОБУС


Рассказ учащихся о глобусе

















Ответы детей на поставленные вопросы из наблюдений.






























Рассказы учащихся подготовленной информации














Отдых учащихся































Информация учащихся







Излагают дополнительный материал:”Первый глобус, известный сейчас ученым, появился более500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал “земное яблоко”. На земляном яблоке не было Северной и Южной Америки – эти материки тогда еще не были открыты. Первый глобус сохранился до


наших дней и находится в одном из музеев Германии ”.





5. Работа с картой

Раздаточный материал.












































Обобщение материала.

IX. Закрепление изученного. Работа в паре.
- Сейчас вам предстоит изучать глобус, как когда-то ученые исследовали нашу Землю.
- Найдите и покажите на глобусе материки и океаны.
(Самостоятельная работа в паре.)
Задание№1 .
Найдите на глобусе материки, назовите и запишите их .

1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
5. _______________
6. _______________

Задание №2

1) Определите самый большой и самый маленький материки.
Самый большой материк - ________________________________________________
Самый маленький материк - ______________________________________________

Задание №3.
Найдите на глобусе океаны назовите и запишите их.
1. _______________
2. _______________
3. _______________
4. _______________
( Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический.)

Задание№4.
Определите самый большой и самый маленький океаны.
Самый большой океан - ________________________________________________
Самый маленький океан - ______________________________________________
(самый большой океан- Тихий, самый маленький- Северный Ледовитый ).

Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе.
X. Этап обобщения информации.
- Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи.
- Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Итак, вы готовы?
Игра « Гонка за лидером» начинается!
Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает____________.
На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На
земном шаре _____ океана и _______ материков. «Главный пояс Земли» - ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются __________________и __________________.
Планета Земля наш общий дом и её надо __________!
(Учитель в быстром темпе читает предложения, дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ и ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ, МЕРИДИАНЫ,БЕРЕЧЬ)
Презентация «Земля из космоса»


Рассматривают карту.

Обсуждают прочитанное в парах.

Ответы детей:







Самостоятельная работа уч-ся






































Заполнение текста пропущенными словами













Просмотр презентации


6.Творческая мастерская.


Слайд №20

Мир вам хорошие мои!

анимация

«Создай свой мир!»


Создают свой символ планеты Земля. Раскрашивание глобуса.



11.Домашнее задание.


Сообщает д/з стр.73-74

Записывают в дневниках.


12. Подведение итогов урока.



Предлагает ответить на вопрос: Что такое глобус?

- Продолжи предложение.
Я узнал…….
Я смог…….
Мне удалось…….
Мне хотелось бы…..
– А за что вы можете похвалить себя?
- Что не понравилось, осталось непонятным, вызвало скуку?
- О чем захотелось узнать поподробнее?

Выставляют оценки в дневник.





























\






Описание методики использования ИКТ во время занятий.


Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. Соединение природоведческого образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.


Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между учеником и учителем.



Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого средства.


Демонстрационная познавательная программа по окружающему миру ”Мир природы” предназначена для наглядной демонстрации учебного материала .Данная программа с помощью ярких анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий вводит ребенка в таинственный мир законов природы, рассказывает о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и многое другое.


Графический редактор Paint позволяет ребенку быстро и красочно продемонстрировать учителю усвоенный материал, применяя интерактивную графику. Работая в этой программе ученик демонстрирует свое творчество и неповторимость.


Тест – программа предназначена для проверки знаний учащихся. Использование этой программы предполагает, что теоретический материал детьми уже усвоен.


При организации учебного процесса я учитываю, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут. При разработке собственных программных продуктов к уроку учитываю, что возникающие у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.


Мой педагогический опыт показывает, что наиболее приемлемы уроки, на которых предусматривается смена форм обучения и деятельности обучаемых. Достаточно эффективны на уроках такие из них, как: фронтальная беседа, работа за компьютером индивидуально и в группах, демонстрация презентации всему классу, обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.



Описание методики использования ИКТ во время занятий.


Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. Соединение природоведческого образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся.


Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Даже с самым совершенным программным продуктом ученик работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между учеником и учителем.



Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого средства.


Демонстрационная познавательная программа по окружающему миру ”Мир природы” предназначена для наглядной демонстрации учебного материала .Данная программа с помощью ярких анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий вводит ребенка в таинственный мир законов природы, рассказывает о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и многое другое.


Графический редактор Paint позволяет ребенку быстро и красочно продемонстрировать учителю усвоенный материал, применяя интерактивную графику. Работая в этой программе ученик демонстрирует свое творчество и неповторимость.


Тест – программа предназначена для проверки знаний учащихся. Использование этой программы предполагает, что теоретический материал детьми уже усвоен.


При организации учебного процесса я учитываю, что оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут. При разработке собственных программных продуктов к уроку учитываю, что возникающие у школьников во время работы за компьютером нервно-эмоциональное напряжение снимается достижением положительного результата и, напротив, неэффективность действий школьника приводит к возрастанию такого напряжения.


Мой педагогический опыт показывает, что наиболее приемлемы уроки, на которых предусматривается смена форм обучения и деятельности обучаемых. Достаточно эффективны на уроках такие из них, как: фронтальная беседа, работа за компьютером индивидуально и в группах, демонстрация презентации всему классу, обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Глобус-модель Земли

Автор: Мажникова Татьяна Викторовна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252719


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства