Ход урока Учитель приглашает учеников совершить путешествие по сказочной стране Глаголии. 1. Учитель: Свеж утренний воздух над Глаголией. Над крышей Дворца Времен на фасаде большого здания на шелковом полотнище из-за зарослей виднеется надпись: "Мы обозначаем действие". Здесь глаголы изменяются по временам. Зайдет в одну дверь глагол будущего времени, в другую выходит глаголом настоящего или прошедшего. У входа наденет на себя число, род или лицо, возьмет под руку подлежащие, станет сказуемым - и пошел по дорожкам предложений. Один глагол выбежал на улицу и вдруг слышит: "Да на вас лица нет!" Ребята, мы с вами отправились в путешествие по стране, где живут глаголы. - А как отличить глагол от других частей речи? Дайте определение глагола. - Как изменяются глаголы? - Какие три времени есть у этой части речи? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? Вы хорошо потрудились, а теперь приоткроем дверь в комнату, где живут сказки. Ученик рассказывает сказку "Сила любви". "Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: "Люблю", а она ему: "Не люблю". Он признавался: "Верю", а она: "Не верю". Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: "Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь". Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: "Негодую! Ненавижу!" И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может". Учитель: Ребята, что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголом? Назовите как можно больше глаголов, которые пишутся с не слитно. 2. Учитель: Прочитайте отрывок еще из одной замечательной сказки (карточки с текстом сказки раздадим ученикам заранее). Текст на карточках: Не хитрить В нору Ларссонов пришло ужасное горе. Родители (не) доумевали и (не) годовали. - Хорош сын! Я этого (не) переживу,- сказал папа. - Никогда (не) могла предположить, что вместо помощника у нас вырастет такой сын, - грустно вздохнула мама. Что же случилось в лисьей семье? Сын Людвиг (не) захотел учиться лисьей хитрости. - Только (не) наказывай его, - сказала мама. - Хорошо, (не) буду. Но (не) поговорить с ним я (не) могу. Папа Ларссон вошел в комнату сына. Учитель: Выпишите все глаголы с не, рассуждая по образцу, приведенному в упражнении 575. ("Не мог - это глагол. Глагол без не употребляется: Я мог все сделать сам. Значит, не пишется отдельно. Негодовать - это глагол. Слова "годовать" нет. Значит, без не глагол не употребляется: не пишется слитно). Учитель: Ребята, запишем продолжение этой сказки. ( Можно вызвать к доске сильного ученика, чтобы слабые учащиеся смогли проверить написанное в тетради). Подчеркнем глаголы с не двумя чертами. Диктуем для записи: - Людвиг! Ты не был сегодня на лекции в школе хитрости? - Не был, - бесхитростно и дерзко ответил маленький лисенок. - Ты не выучил девиз нашей семьи: "Да здравствует хитрость!"? - Не выучил. Я не хочу быть хитрым, не стану обманывать, не буду врать. Я ненавижу ложь! (По Я. Экхольму) Рекомендация ученикам. Прочитайте книгу Экхольма "Тутта Карлсон, Людвиг Четырнадцатый и другие". А может быть, кто-то смотрел фильм "Рыжий, честный, влюбленный", сделанный на ее основе. Это история становления личности, противостоящей лжи и обретающей силу в нежной, самоотреченной любви. 3. Учитель: Продолжим наше путешествие по стране Глаголии. (Открываем раздвижную доску, где написан текст и крупным шрифтом надпись "Комната мудрых мыслей"). Прочитайте и запишите текст. Обратите внимание на правописание глаголов. "Как сберечь в памяти прошлое? Как разжечь костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помочь самому себе, какого помощника привлечь? Дневник. Завести дневник событий. Он будет стеречь ускользающее прошлое, не даст тебе отвлечься и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумеешь в любой момент безбоязненно пересечь океан своих мыслей и чувств". Вопросы и задания к тексту: 1. Что такое инфинитив? 2. Найти в тексте глаголы в инфинитиве. 3. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую. 4. У каких глаголов после шипящих, кроме неопределенной формы глагола, пишется ь? 5. Сделать морфемный и морфологический разборы подчеркнутых глаголов. 6. Найти в тексте возвратный глагол. В чем его особенности? 7. Вспомнить правописание -ться и -тся в глаголах. 8. Вспомните, какие глаголы относятся к 1-му и 2-му спряжению. Определите спряжение глагола сумеешь. 4. Учитель: Ребята, вы хорошо потрудились, а теперь поиграем (на уроке учитель может использовать предложенные игры выборочно). "Игровая комната" Вопросы и задания: 1. Какой частью речи является выделенное слово? Коридор домой и иди домой. Топила печь и стала печь. Снежное покрывало все поле покрывало. А как называются такие слова? Приведите свои примеры таких омонимов (речь - речь, течь - течь и т. п.) 2. Найдите конец пословиц. Запишите правильно. 1). Кто умеет веселиться, (…) 2). Не плюй в колодец - (…) 3). Не надо хвалиться, (…) 4). Кто любит трудиться, (…) 5). Кто хочет от жизни толку добиться, (…) 6). Нечего тому страшиться, (…) 1) тот должен много трудиться. 2) который ничего не боится. 3) коли не знаешь, как рожь родится. 4) тому без дела не сидится. 5) того горе боится. 6) пригодится воды напиться. Дополнительное задание: Найдите глаголы 3 лица ед. числа, объясните их правописание. 3. "Кто последний". В игре побеждает тот, кто последним назовет звукоподражательный глагол. (Чирикать, лаять, блеять, кукарекать…) 4. Почему учитель из кинофильма "Доживем до понедельника" возмутился, услышав фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"? Ребята, наше путешествие подошло к концу. |