I. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность . | Сегодня будем проблемы решать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся дружок! Тема нашего урока« Где обитают живые организмы». Слайд №2 . - В течение урока вы будете работать в экспертных группах и выполнять задания на листке. - Давайте вспомним правила работы в группах. Слайд №3 правила | Подготовка класса к работе. Настрой учащихся на дальнейшую работу. Дети читают правила. Работать сообща. Уметь выслушать друг друга. Слушать других не перебивая, внимательно. Уметь распределять обязанности между собой, четко знать долю работы каждого. 5 .Уметь договариваться, помогать друг другу | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в группе. |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале. Цель этапа : готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия 2) Организация фиксации индивидуальных затруднений. | Ребята! - Вспомните признаки живых организмов. Слайд №4 - Что необходимо живым организмам для того, чтобы их жизнь была полноценной - Мы разделимся на три группы. Каждая группа ведет определенную работу, которая связана: а ) с воздухом- 1 гр.;(надевают на голову белый ободок) б ) с водой- вторая гр.(синий ободок); в ) с опорой – 3 гр..(коричневый ободок) Что же необходимо живым организмам ? А сейчас заполняем (заполнение схемы пункт А задания №1 ) Слайд №5 Ребята! - Давайте вспомним то, что нам уже известно. Все предметы, которые нас окружают, в науке называются…. То из чего состоит тело, называют…. Тела могут быть в трех состояниях:… Слайд №6 - Наличие в природе трех состояний тел, которые так необходимы для жизни живым организмам повлияло на образование трех оболочек планеты. - Кто может назвать эти оболочки? (если затрудняются с ответом см.глобус и наводящие вопросы_) 1. Какая оболочка вокруг Земли ? 2. Какая оболочка обозначена на глобусе синим цветом ? Из чего состоит третья оболочка ? Слайд №6 (заполнение схемы пункт Б ) - В науке эти оболочки имеют другие названия. ( см. перевод с греческого) Слайд №7 Экспертные группы будут названы по названию оболочки, за которую вы отвечаете. (заполнение схемы пункт В - Главные эксперты в каждой группе получите листы с заданиями. Вам предстоит выполнить первую часть задания: приготовить рассказ о той оболочке, за которую вы отвечаете. - Скажите, как называются ваши экспертные группы. - Расскажите нам об оболочках Земли по плану. Вам поможет учебник с.22-23, толковый словарик стр 137 , план. (задания 1 части выполняют) | - Живые организмы могут расти, дышать, питаться, размножаться и умирать. - Воздух, вода и опора. Выполняют пункт А каждая группа - Телами. - Веществом. - Газообразном, жидком и твердом. - Воздушная, водная, каменная. воздушная водная каменная Выполняют пункт Б каждая группа Работа в группах. Выполняют пункт В каждая группа таблички для групп 1 2 Атмосфера, гидросфера, 3 литосфера Каждая группа делает сообщение о своей оболочке. (задания 1 части выполняют) Атмосфера, гидросфера, литосфера | Регулятивные: выполнение пробного учебного действия Познавательные: использование знаково-символических средств; подведение под понятие. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
III. Выявление места и причины затруднения Цель этапа : выявление и фиксация места и причины затруднения | Итак, мы узнали, какие три оболочки имеет наша планета. А теперь ВАНЯ И ЮЛЯ_ побеседуют между собой - Ребята, что вас сейчас удивило? - Сколько было высказано мнений? - Так какая у нас возникла проблема? – Где обитают живые организмы? Слайд №8. | - Дети инсценируют диалог. Спор ребят о том, где обитают живые организмы. - Два мнения, Лена сказала, что живые организмы обитают на поверхности Земли. А Миша думает, что живые организмы обитают везде. | Познавательные: анализ, сравнение; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний. Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации Физминутка V. Реализация построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания | - А вы сами как думаете? Посмотрите на слайд. - Давайте определим для каждого животного среду его обитания. - Каких еще животных можно отнести к гидросфере? - А куда нам поместить бегемота? - Кого можно поместить в литосферу? - А куда нам отнести ласточку? - А куда поместим комара? Итак, вы выдвинули три гипотезы о том, где обитают живые организмы: 1. либо в гидросфере, либо в литосфере, либо в атмосфере; 2. На пересечение двух сред; 3. На пересечение трех сред; - Давайте проверим ваши гипотезы. Как мы можем это сделать? - Как разумнее поступить именно сейчас? - Продолжим работу в группах. Выполняем 2 часть задания, где дан текст об одном представителе животного мира. Найдите в тексте факты, подтверждающие или опровергающие ваши гипотезы. - Расскажите о своем исследовании классу Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 - Где же обитает большинство живых организмов? Вывод: большинство живых организмов встречаются там, где атмосфера, гидросфера и литосфера взаимно проникают друг в друга. Вывод: Во всех трёх оболочках существует жизнь. Эти три оболочки вместе взятые поддерживают жизнь на Земле, образуя ещё одну оболочку -живую. Называют её БИОСФЕРА Слайд №12 Известный русский учёный Владимир Иванович Вернадский использовал интересный термин « всюдность жизни» | - Рассматривают слайд. - Рыба живет в воде (гидросфера) - Тритона - Бегемоту нужна вода и земля. Его нужно поместить между гидросферой и литосферой. - Червяка, крота. - Ласточке нужен воздух, чтобы летать, поместим в атмосферу. - Я думаю, что на границе всех сред комар летает в воздухе, откладывает личинки в воде, а питается кровью животных на Земле. - Спросить у взрослых, прочитать, провести эксперимент. - Прочитать про этих животных. Работа в группах. 1.группа экспертов. Журавль - Мы прочитали текст о журавле и из него узнали ……….. 2 группа - Мы прочитали текст о бегемоте. Узнаем, что бегемоты могут не только плавать, но и бродить по дну. Дышат бегемоты воздухом. А выходят на сушу, чтобы поесть и погреться на солнце. Мы сделали вывод, что для жизни бегемоту нужна земля, вода и воздух. Значит мы его поместим на пересечении трех сфер. 3 группа барсуки ( Аналогичная работа проводится с остальными группами) - На пересечении всех трех сфер. | Познавательные: логические действия, анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных и несущественных Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, аналогия; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; |
VI.Первичное закрепление во внешней речи Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Ребята! - Ответьте на вопросы учебника на с.25.№1,№2 А где на земном шаре живёт человек? Так где же возможна жизнь? | Там где живые организмы могут дышать, расти., питаться ,размножаться | Познавательные: анализ, обобщение; Коммуникативные: |
VIII. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания . | Какую цель вы ставили перед собой на уроке ? Вы достигли этой цели ? А теперь пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Работу 7.Встаньте , на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок. На левую - те, которые получили на уроке. Соедините ладошки в «хлопке», скажите друг другу «спасибо» и улыбнитесь. - Спасибо за урок, все молодцы! Слайд №14 | - | |