Просмотр содержимого документа
«ГБОУ школа-интернат ст-цы Полтавской»
ТЕМА:Правила поведения в обществе животных и людей «Заяц-хвастун» (Русская сказка)
Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением. 2. Развивать умение работать с текстом. Показать, что хвастовство – порок человека. 4. Воспитывать любовь к животным.
I. Организационные моменты. II. Проверка домашнего задания, конкурс чтецов (оценка учащихся).
-Что вы знаете о лесном зайце? -Какой он? (трусливый, бестолковый, всего боится)
III. Милые зверюшки, герои народных сказок и детских песенок- славные, добрые зайчишки! В сказках заяц – трусишка. Ну, перехитрит иногда волка, обманет лисицу и все. А так – всего боится. И ведь не только в сказках подобная репутация у зайца. Заяц стал также символом трусости, боязливости.
-А сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Заяц – хваста». -Кто автор этой сказки?
1.Словарная работа. При/хо/ди/лось пот/ре/па/ла у/си/щи Гум/но подх/ва/ти/ли ла/пи/щи Кресть/я/нин встре/ти/ла зу/би/щи Рас/ска/за/ли Ра/зыс/ки/вать Ко/ко/ри/ной -Значение каких слов вам не понятно?
Гумно – площадка, где крестьяне молотили сжатое зерно. Сарай, где хранится урожай зерна. Кокорина – суковатый кусок сваленного дерева. Усищи, лапищи,зубищи – увеличительное значение слов «лапы, зубы, усы». ---Сравните, чем отличаются?
Физминутка
Лесная лужайка Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше. Через кустики и кочки, Через ветки и пенечки. Кто высоко так шагал- Не столкнулся, не упал.
2. Первичное знакомство с текстом. (читает учитель) - О чем эта сказка? - Кто главные герои этого произведения? - Какой заяц?
3. Вторичное знакомство с текстом. - Сейчас сказку вы прочитаете про себя и ответите мне на вопросы.
- Каким заяц предстает в начале сказки? (хвастливым)
- Почему зайцам приходилось ходить на гумно? ( прочитайте)
- Как отреагировала ворона на рассказ зайцев? ( прочитайте)
- Как вы понимаете выражение «маленько потрепала»? (трепать – дергать, трясти( приводить в порядок)).
- Зачем ворона его потрепала? ( потому что хвастаться не красиво)
- Что однажды произошло с вороной? (прочитайте)
- Как вы понимаете словосочетание « собаки ее подхватили»( подняли, уцепились в нее, кусали ее).
- Как вы понимаете словосочетание «давай мять»?(давить, тискать, сжимать в давке, т.е. обижать).
- Как заяц повел себя в этой ситуации?( прочитайте)
- Почему народ не написал «пришел на горку или выбежал», а написал «выскочил»? ( Потому, что народ вложил в это слово определенное значение, он хотел подчеркнуть стремительные действия зайца, его желание оказать
вороне бескорыстную помощь. Ведь зайца тоже могли разорвать собаки, но он не задумываясь бросился на выручку вороне.) - Найдите в тексте слова подтверждающие это.
- Заяц бросился на выручку вороне как? ( молниеносно, мгновенно)
- Какие качества зайца мы видим в конце сказки?
- Вспомните, каким заяц был в начале сказки и каким мы видим его в конце?
- В чем главная мысль этого произведения? Найдите предложение в тексте раскрывающее основную идею сказки. («Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!»)
-Подберите синонимы к слову храбрец ( смелый, отважный, мужнственный)
Физминутка Заинька
Утром заинька проснулся, Потянулся, улыбнулся. Раз умылся Два прогнулся Три нагнулся и присел, У сосны остановился И легонько покружился.
IV. Работа с рисунками.
- На интерактивной доске вы видите рисунки, расположите их в порядке возрастания сюжетной линии. - Найдите в тексте сказки образ соответствующий первой картинке ( прочитайте), (2-ой, 3-ей, 4-ой).
V. Работа с пословицами.
- На доске вы видите пословицы. Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
1) « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (Не стоит браться за несколько дел сразу, толку будет мало).
2) « Любишь кататься – люби и саночки возить» ( Эта пословица о труде.)
3) «Доброе дело само себя хвалит». Почему так утверждает народ? (Маленькое дело люди все равно замечают, а кто сам выставляет свои дела на показ, тот хвастун.) - Какое маленькое дело сделал заяц?
VI. Путешествие в театр.
- Посмотрим как эту сказку можно разыграть на сцене.
VII. Вывод.
- Какое качество в человеке высмеивает народ в этой сказке?( хвастоство) - Что такое «хвастовство»? Подберите синонимы к этому слову. - Как вы считаете хорошее это качество или плохое? Докажите? - А в нашей сказке кто помогает нам показать это качество?(животные) - Какие сказки вы знаете? - Так какая это сказка? К какой группе мы можем отнести эту сказку?