развивать умения анализировать и представлять информацию в
виде схемы, модели, рисунка
коммуникативные:
развивать социально приемлемые формы поведения;
умения самостоятельного и совместного принятия решений;
навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
Личностные:
формировать позитивную самооценку, самоуважение;
воспитывать целеустремленность и настойчивость.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
II. Слайд 1
1. Стихотворение – загадка.
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?
(«Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)
III. Творчество и жизнь писателя. Слайд 2.(Портрет писателя и годы жизни)
– Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)
Викторина по произведениям.
- Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.
(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок»)
- Что вы можете сказать о произведении «Гадкий утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО КРЕПКО ДЕРЖИТСЯ, ТОТ ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ УПАЛ, ТОТ ПРОПАЛ.)
- Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?
Слайд 5
-О чём эта сказка?
( О любви девушки к юноше.)
IY.Сообщение цели и задач урока.(формулируют учащиеся)
Y.Работа над сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)
Слайд 6.
- Кто главный герой сказки?
Русалочка
- Как можно разделить жизнь Русалочки?
подводный мир земной мир
- С кем живёт Русалочка в подводном мире?
Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами
- Какой она была из сестёр?
Самая младшая , милее всех
- Что особенного было у русалочки, впрочем как и у остальных?
Вместо ног хвост, как у рыб.
- О чём мечтала Русалочка, о чём думала?
Тянуло на поверхность
- Когда она впервые поднялась на поверхность?
Поднялась на поверхность в 15 лет
- Что и кого она увидела, когда подняла голову над водой?
- Что произошло во время бури?
Во время бури спасла молодого принца
- Как это было?
- Изменилась ли Русалочка после этого события?
Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.
Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь
- Зачем?
Всё сильнее тянуло к людям
Полюбила принца больше , чем отца и мать.
- Каким ещё прекрасным качеством обладала Русалочка?
Пела лучше всех
- Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу?
- Как она сама об этом говорит?
Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.
- Итак, на что пошла Русалочка?
Отдала свой чудный голос, стала немая.
- Как это произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?
Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)
- Что испытала Русалочка, когда покидала свой родной дом?
Терпеливо переносила боль.
- Кем стала Русалочка во дворце принца?
Стала первой красавицей при дворе.
- Любил ли принц Русалочку?
(Он любил её как милое, доброе дитя. Ему было хорошо с ней, он привязывался к Русалочке всё больше и больше)
- Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?
(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)
_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?
- Кто и как пытался её спасти?
- Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?
-Что для этого она должна сделать?
-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?
Не смогла убить принца.
- Что же стало с Русалочкой?
Тело расплылось пеной.
Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.
YI. Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».
«Цветные» слова:
вода _________________________,_______________________________
солнце, как ____________________________________________________
Сделайте вывод, восполнив предложения:
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.
(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим)
YII. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.
Подводное царство
Жилище ведьмы
Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…
Морское дно
?
?
сад
Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…
В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…
дом
?
YIII.Закрепление.
1.Общие выводы по сказке.
-Понравился ли конец сказки? Почему не понравился?
(Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)
- Как бы вам хотелось закончить сказку?
- А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?
(Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)
- Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись?
(Нет, принц хороший, но полюбил другую)
2.Работа над лексическим значением слова.
- Как вы поняли лексическое значение слова любить?
Слайд 7
ЛЮБИТЬ - (выслушиваются мнения детей)
* заботиться,
* внимательно относиться к окружающим,
* быть готовым к самопожертвованию
- Что это значит?
(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)
- О какой любви говорит автор в этой сказке?
(девушки к юноше)
- Кого ещё может связывать чувство любви?
(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).
IX. ИТОГ УРОКА.
- Чему учит нас эта сказка?
(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).