Фразеологические обороты. (план-конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе)
Фразеологические обороты. (план-конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе)
Актуальность и значимость этого занятия, заключается в том, что оно, прежде всего направлено на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы. На занятии используются разнообразные методы, приемы, средства обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фразеологические обороты. (план-конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе) »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЙ
ОБЩЕОБРАЗЛВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 567
Фразеологические обороты.
(план-конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе)
Выполнила
Маспанова Екатерина Владиленовна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 567
Санкт- Петербург
2014 г.
Фразеологические обороты
Тип урока: объяснение нового материала.
Актуальность и значимость этого занятия заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
На занятии используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Цели:
познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
совершенствовать навыки связной речи учащихся;
развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности, чувство слова и языковое чутье учащихся;
воспитывать интерес к изучению родного языка.
Ход занятия:
Запись темы занятия.
Понятие об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах).
Свободные и несвободные сочетания слов.
- Сравните сочетания слов в левой и в правой колонках. (В сочетаниях второй колонки слова потеряли своё прямое значение. Такое сочетание имеет особое значение, и его можно заменить одним словом: гонять лодыря – бездельничать, клевать носом – засыпать (сидя)…
Устойчивые сочетания называются фразеологизмами.
Ещё великий М.В Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.
Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
Каждое выражение, ставшее фразеологизмом, имеет своё основание, часто – в глубокой древности. «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится»,- говорят в народе. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории народа. Например, выражения СПУСТЯ РУКАВА и ЗАСУЧИВ РУКАВА зародились в те далёкие времена, когда русские носили длинную одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О скором, умелом работнике и теперь говорят, что работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
-Составьте предложение, используя данный фразеологический оборот.
Выражение ПОПАЛ ВПРОСАК возникло тогда, когда мастеровой люд вил верёвки на специальном станке, называемом «просак». Зазеваешься, будешь невнимательным, попадёт в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.
Со значением фразеологизмов можно познакомиться в специальном словаре фразеологизмов – «Фразеологическом словаре».
Многие устойчивые обороты пришли к нам из мифов. Часть из них вам, конечно, знакома.
ЯБЛОКО РАЗДОРА.Это выражение заимствовано из греческого мифа, в котором описан такой случай.
На свадьбе присутствовали три богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой, четвёртая богиня – богиня раздора Эрида – бросила в толпу золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначено именно ей и ни за что его не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите- богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой погиб город Троя.
С тех пор мы называем повод для разногласий, спора яблоком раздора.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА. Ахилл- любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы.
Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но когда мать окунала Ахилла, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищённой.
В одном из состязаний Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его.
Всякое слабое, уязвимое место человека (в характере, привычках, склонностях) называют ахиллесовой пятой.
- Составьте предложение с одним из этих фразеологизмов.
К фразеологическим выражениям многие учёные относят пословицы, поговорки, а также меткие выражения писателей, которые настолько часто стали употребляться в речи, что их называют «крылатыми»:
А воз и ныне там. (И.А.Крылов)
Слона-то я и не приметил. (И.А.Крылов)
Счастливые часов не наблюдают (А.С.Грибоедов)
Есть специальный словарь, который так и называется «Крылатые слова», его авторы Н.С.Ашукин и М.Г.Ашукина.
Упражнения с целью расширения знаний о фразеологизмах.
-Давайте познакомимся с некоторыми из фразеологизмов .
- Замените фразеологизмы одним словом. Всегда ли это возможно?
Жить как кошка с собакой, т.е. постоянно ссориться, жить недружно.
Медведь на ухо наступил – так говорят о человеке, лишённом музыкального слуха.
Делать из мухи слона, т.е. сильно преувеличивать.
Вертеться как белка в колесе – находиться в беспрестанных хлопотах; суетиться.
Ехать зайцем – ехать в общественном транспорте, не оплатив за проезд.
Вероятно, выражение появилось благодаря некоторым особенностям поведения ушастого животного – зайца. Будучи олицетворением трусости, заяц представляет собой дрожащее по каждому поводу существо. Безбилетный пассажир также боится, что его проверит кондуктор или контролёр, дрожит от страха, как заяц.
Иногда возникновение фразы связывают с другими качествами зайца – прыткостью и проворностью. Только подобный зайцу шустряк сможет не попасться на глаза кондуктору и не оплатить билет в театр или кино.
- Закончи фразеологизм, используя слова для справок.
Подведение итогов занятия.
-Вспомните и запишите устойчивые сочетания, в которые входит одно из следующих слов : 1 - нос, 2 – голова, 3 –рука.
(Задирать нос, не вешать носа, водить за нос, зарубить на носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, бояться носа показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.
Человек с головой, морочить голову, вскружить голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, свалить с больной головы на здоровую, постоять головой.
Отбиться от рук, всё валится из рук, на скорую руку, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам.)
-Оцените свою работу на занятии с помощью устойчивых сочетаний слов.
Итак, ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомились с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологическими оборотами). Употребляя в речи устойчивые сочетания, мы придаём своему рассказу эмоциональность. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной. В русском языке очень много крылатых слов и выражений, некоторые из которых вы употребляете, не задумываясь о их происхождении. Давайте же будем внимательнее к слову, научимся ценить и сохранять то, что было создано нашими предшественниками.