kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование УУД на уроках русского языка.Простые и сложные предложения.(4 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений. Определять наличие однородных членов в их составе.

Задачи:

Научить отличать простые предложения от сложного;

Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;

Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках русского языка.Простые и сложные предложения.(4 классе)»

Открытый урок русского языка в 4-м «В» классе

2014-2015 уч. год.

Тема: «Простые и сложные предложения».

Тип урока: Закрепление.

Цель урока: Закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений. Определять наличие однородных членов в их составе.

Задачи:

Научить отличать простые предложения от сложного;

Формировать умение определять границы простых предложений в составе сложного;

Научить расставлять знаки препинания в сложных предложениях и в предложениях с однородными членами.

Формируемые УУД:

Регулятивные: - владеть различными видами контроля и оценки;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-вносить коррективы в действия;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи.

Познавательные: - индивидуально распознавать изучаемую задачу;

- анализировать изучаемые объекты (простые и сложные предложения) с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;

- обобщать;

- использовать знаково- символические средства в т. ч. схемы для решения

учебных задач;

- осуществлять рефлексию способов и условий действия;

Коммуникативные: - строить монологическое высказывание;

- уметь понимать позиции разных участников коммуникации;

- уметь доказывать или продолжать их логику мышления;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;

- задавать вопросы;

- контролировать действия партнёра.

Личностные:

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Формы работы: - фронтальная;

- самостоятельная;

- групповая;

- парная.

Средства обучения: учебник русского языка под редакцией А.В. Поляковой, ноутбук, проектор, карточки с заданиями.






Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на уроке уважаемые гости; завуч по УВР старшего звена Нина Леонидовна, скоро Вы с ней познакомитесь, учителя русского языка и лит-ры средней школы.

Но вы не волнуйтесь, я верю у Вас всё получится.

Урок будет удачным,

Лишь бы работать не ленились.

1.Целеполагание. (Введение в тему урока):

-Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Мы изучали простые и сложные предложения).

-Чтобы работа была плодотворной нам необходимо вспомнить важные сведения по теме.

- Для этого предлагаю упражнение «Восстанови предложения»:

(даны части предложений) (На доске)

«…законченную мысль.»

«…невосклицательные…»

«…бывают повествовательные,…»

«…распространённые…»

«Простое предложение…».

2. Определение цели урока. Чему мы будем учиться на уроке?

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока). 

(Отличать простое предложение от сложного, ставить знаки препинания) Повторить простое предложение, сложное предложение, отработать умения различать их, однородные члены, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами).


Откройте тетради и запишите число.

2. Актуализация знаний

Игра «Верные , неверные утверждения».

Вспомним пройденный по теме материал и сыграем в игру «Верные, неверные утверждения».

А. Сложные предложения – это предложения, в которых несколько групп однородных членов предложения. (Это предложения, в которых две и более основы).


Б. Простые предложения в сложном связаны с помощью порядка слов. (по смыслу, интонации, союзами).


В. Однородными членами предложения – могут быть только второстепенные члены предложения.

3) Тренировочные упражнения. РАБ, С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ НА ДОСКЕ.

А)Фронтальная работа с предложением.



Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные буквы. (На доске).

Встаёт рассвет, даль сине_т, река уже на западе але_т и отража_т облака.

- На какую орфограмму допущены пропуски?(Написание безуд. окончаний глагола).

- Как проверить ?(Определить спр. гл. В гл. 1 спр.- Е; 2 спр.-И).


- Дадим характеристику этому предложению. (Невоскл., повеств., распр., сложное с однород. чл.)

- Как связаны между собой части предложения? (По смыслу,

интонационно).

- Можно ли разделить его на простые предложения?

- Сколько предложений у Вас получилось?

1.Встаёт рассвет.

2.Даль сине_т. 3.Река уже на западе але_т и отража_т облака.

- На какие две группы эти три предложения можно разделить? (по наличию в них второстепенных членов).

(Распрост. с однор. чл. предлож. и нераспростр.)

-Прочитаем простые предложения

- Выпишем распростр. предложение. Чем осложнено распространённое. предложение? Назовите их.

Однород. члены предложения - сказуемые. Схема?[-- = и = ].

Б) Работа с учебником.

Откройте учебник стр.95 Упр. № 179. Прослушайте задание к тексту.

Прочитаем текст 2 раза.

Первый раз вслух, читая, думаем на какие три группы предположения можно разделить.

Второй раз про себя, выполняем тоже задание. Дети читают текст.

Кто догадался на какие три группы можно распределить предложения? (Простые предл. Простые предл. с одн-ными членами. Сложные предл.)

В)Индивидуальная работа с текстом по вариантам в тетради с последующей проверкой.

1-ый вариант выписывает простые предложения без однородн. членов. =Называем и выделяем основу предложения в каждом из предл., независимо от варианта, если есть одн. чл. выделяем их. (4)


Весна движе_ся, но медленно. В озерке урчат лягушки.

Исчезают последн_ клочки снега в лесу. Я сидел неподвижно.


2 вариант выписывает простые предложения с однородн. членами. =Выделяем и называем однородные члены предложения.

-Какими членами предложения они являются? ( однородные дополнения, определения). (2)

Недалеко от себя я разглядел птицу с большими чёрн_ выразительн_ глазами и носом цвета прощлогодн_ листвы.


Вальдшнеп взмахнул нос_ и ударил им в прел_ листву.


3 вариант выписывает сложные предложения. Назовите основы. (2)

Орех цветёт, но ещё не пылят пыльцой его серёжки.


Потом он полетел вдоль опушки, и я сосчитал на клювике у него семь старых осиновых листков.

В) Фронтальный опрос. Если есть время.

Рассмотрите сложные предложения в тексте.

- На какие две группы можно разделить сложное предложения? (Сложное предлож. с однородн. членами и без однородных членов).

4)Закрепление материала.



А)Индивидуальная работа на доске .

Разбор предложения у доски.

В это время первый ученик на доске выполняет задание. Запиши предложение. Выдели главные члены. Составь характеристику.

предложения.

Второй ученик составляет его схему.

Сад тихонько проснулся, ветер заиграл листвой, зашумел и замер.


Первый - характеризует предложение. (Невоскл., повеств., распр., сложн. с одн.

сказуемыми). Подчеркивает грамматическую основу, расставляет запятые (КусоваЛ).

Второй - составляет схему предложения.(Илья).

[-- =],[- = , =, и =],

Класс работу первого ученика устно, выслушивая его.

Проверяем работу второго ученика. Устно. Ему вопрос.

– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и в сложных

предложениях? С одн. членами?

(Запятая ставится между однородными членами предложения, если союз И

повторяется второй раз, но не ставится, если один раз. Запятая перед союзом И

ставится между частями сложного предложения.


4.Работа в группах. 1 группа: Белые листы.

1 группа: Рассказать с помощью схемы деление предложений по

наличию в нём главных членов предложения и однородн. членов предложения.

Предложение- простое = без одн. чл., с одн.чл.

сложное= без одн.чл., с одн.чл.


2 группа: Записать этапы характеристики предложения.


3 группа: Рассказать о знаках препинания перед союзом и, используя известные случаи постановки знаков с одноролн. чл. предложения и сложными предложениями. [- =], и [-=].


[ =,= и =]. [= и =, и =, и]


4 группа: Найти в тексте сложное предложение с однородн. членами. Выделить основы, назвать однородные члены предложения. Составить его схему.



  1. Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину. (2)Близко под обрывом

журчала речка. (3) Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался, играл от

свежего ветерка. (4)Я долго любовался этим чудесным уголком.


5 группа:

Продолжите предложения, так чтобы сначала было простым с однородными членами, потом сложным.


Майский дождь прошел и ………………………

Майский дождь прошел, и ………………………


4)Индивидуальная работа с последующей проверкой в паре.

А) Работа с раздаточным материалом. Текст на зелёных листочках.(Слайд №7)

Учитель. Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, но проверять в паре. Зелёная карточка на парте. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы.

Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся) (Подобрать предложение к схеме). 

Карточка

1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.

1схема: [- =].


2схема: [ - = ],и [- =].


3схема: [- = И =].


4схема: [- =],[- =].


- Проверяя, меняются листочками.

- Кто нашел ошибки у одноклассника?

- Поднимите руку кто не допустил ошибок.

(Ответ: №1-- 2предл., №2—1, №3—4, №4-- 1).


Б) С началом работы в парах 4 человека получают индивидуальное задание на жёлтых листочках. Для последующей проверки.

(СМ.ниже)


Найди соответствия и соедини их.


Простое распространенное предложение

Солнце спряталось.


Простое(-ые) нераспространенное

(-ые) предложение (- я).

Весна движется, но медленно


Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц.

Простое предложение с однородными членами

Облака затянули потемневшее

небо.

Сложное предложение

От леса пронёсся лёгкий ветерок,

повеял прохладой.

Предложение с обращением


Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя.

Сложное предложение с однородными членами

Застучали звонко

Словосочетание

Ветер, не нарушай покоя природы.




5) Рефлексия.

1)Чему мы учились на уроке? Отличать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в них, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.


3)Отметить работу лучших учащихся.

Сегодня показали себя с наилучшей стороны…..


4) Д.Задание.с.271, дикт №1.



группа: Расскажите о знаках препинания перед союзом и, и используя известные случаи постановки знаков с однородн. чл л енами предложения и сложными предложениями


4 группа: Найдите в тексте сложное предложение с однородн. членами. Выделить основы, назовите однородные члены предложения. Составить его схему.


  1. Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину. (2)Близко под обрывом журчала речка. (3) Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался, играл от свежего ветерка. (4)Я долго любовался этим чудесным уголком.



2 группа: Продолжите предложения, так чтобы сначала оно было простым с однородными членами, потом сложным.


Майский дождь прошел и __________________________________



________________________________________________________


Майский дождь прошел, и __________________________________



________________________________________________________



Карточка2.













Сформулируйте задание к тексту.

1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.

1схема: [- =].


2схема: [ - = ],и [- =].


3схема: [- = И =].


4схема: [- =],[- =].



Карточка2.

Сформулируйте задание к тексту.

1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.

1схема: [- =].


2схема: [ - = ],и [- =].


3схема: [- = И =].


4схема: [- =],[- =].




Карточка2.

Сформулируйте задание к тексту.

1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.

1схема: [- =].


2схема: [ - = ],и [- =].


3схема: [- = И =].


4схема: [- =],[- =].


4схема: [- =],[- =].







ДРУГОЙ ВАПРИАНТ ЭТОГО ЗАДАНИЯ, На партах оранжевые листочки с одним и тем же текстом. Прочитаем текст в правой части столбика. У каждого из вас жирным шрифтом выделен и подчёркнут, тот вид предложения, которое ему следует искать. Записать в тетрадь соответствующее предложение и обосновать постановку знаков препинания. Всего 5 вариантов. Ответы будем проверять, так как текст задания перед вами. (Слайд № 3).

Найди указанное предложение, запиши его, и прокомментируй свой выбор.

Простое распространенное предложение

Солнце спряталось. Весна движется, но медленно



Опустилась прохлада.

Простое(-ые) нераспространенное

(-ые) предложение (- я).

Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц.


Облака затянули потемневшее

небо.

Простое предложение с однородными членами

От леса пронёсся лёгкий ветерок,

повеял прохладой.

Сложное предложение

Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя.

Предложение с обращением


Застучали звонко.

Сложное предложение с однородными членами

Ветер, не нарушай покоя природы.

???



-Читаем первую характеристику предложения. Обосновываем свой выбор.

- Какое определение следует добавить в первый столбик?))))))))))




КАК ВАРИАНТ:

4.Работа в группах. Белые листы.(Слайд № 6)

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.

(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.

(5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы. (6)Близко под обрывом журчала речка.

(7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.

(8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.


1 группа: Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера.



Выпишите глаголы, употреблённые в этих предложениях. Какие их грамматические категории совпали? Запишите их. По каким грамматическим категориям их можно разделить на две группы?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа: Найдите в тексте предложения с однородными членами. Напишите их номера._______________________________


Найди и выпиши из указанных предложений имена сущ. 2-го скл. с предлогом Определи их падеж.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа: Найдите в тексте простые предложения. Напишите их номера.

_______________________________


Среди 1, 2, 5 предложений найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.


Сделайте морфологический разбор этого имени существительного.-----------------На обрыв – сущ, (что?) обрыв; неодуш., нариц., 2 скл., ж.р.; В.п., ед.ч.; дополн.

-------------------------------------------------------------------

4 группа:
Найдите в тексте предложение с однородными дополнениями. Дайте его характеристику. Выпиши имена прилагательные. Назови их общие морфологические признаки. …………………………………………………………………………………….

5 группа:

Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера.


Найдите и выпишите из текста местоимения, предлоги, союзы. Запишите их в таблицу.

местоимения

предлоги

Союзы











После, выполнения дети комментируют свои ответы. Остальные проверяют.


Ответы:

1. 4,8; Глаголы: пекло, колыхался, были, встречались - Прошед. времени, 1спр., несов вида., сказуемые. Две группы: по числу, возвратности.

2. 1,8; На обрыв (В.п.), уголком (Т.п.), простором (Т.п.), неба( Р.п.).

3. 1, 2,3,5,6,8.

4. 8. Чудесным, необъятным, беспредельной – Т.п., ед.ч., определения.

5. 4,8. Я- мест,1 л., И.п., ед.ч., подлеж. ( род только в 3-м лице).


местоимения

предлоги

Союзы

Я

на

И

ЭТИМ

от

Но


с



под


УРОК для тренировки:

Тема: «Простые и сложные предложения».

Ход урока:

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Мы завтра ждём гостей. Завуч школы. Учителя среднего звена.

1.Целеполагание. (Введение в тему урока):

Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Мы изучали простые и сложные предложения).

2) «Восстанови предложение».

-Чтобы работа была плодотворной нам необходимо вспомнить важные сведения по теме. Предлагаю упражнение

На доске предложения без начала и конца. Восстановите их. (На доске) «…законченную мысль» «Каждое предложение выражает…..»

«…бывают повествовательные ,.» «…бывают вопросительные…»

«…распространённые…» «…нераспространённые…»

«…невосклицательные…»

«Простое предложение…». «…восклицательные…»

«Сложное предложение…».

2. Определение цели урока. Что мы будем повторять, закреплять на уроке?

(Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)

(Повторить простое предложение, сложное предложение, различать их, однородные члены, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами).


Откройте тетради и запишите число.

2. Актуализация знаний. Игра «Верные, неверные утверждения».


А) Сложные предл. –это прел.в которых количество слов больше, чем в простых. (Это предложения, в которых две и более основы).

Б) Сложные предложения –это предложения, в которых несколько групп однородных членов предложения.

В) Простые предложения в сложном связаны с помощью порядка слов. (по смыслу, интонации, союзами).

Г) Простые предложения в сложном связаны с помощью союзов. (по смыслу, интонации, союзами).

Д) Однородными членами предложения – могут быть только главные члены предложения.

Е) Однородными членами предложения – могут быть только второстепенные члены предложения.


3) Тренировочные упражнения.

А)Фронтальная работа с предложением.




- Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные буквы. Устно охарактеризуйте его.(На доске).


Бушу-т непогода, дождь стучит, ветер просачива-тся сквозь ставни и хозяйнича-т. Прилетели грачи, они хлопочут, скоро у них появятся и запищат птенцы.

-На какую орфограмму допущены пропуски?(Написание безуд. окончания гл.)

- Как проверить написание безуд. окончан. гл.?( Опред. спр. Если гл.1 спр. – Е; 2спр.- И).

- Как связаны между собой части предложения. (По смыслу, интонационно). - Можно ли разделить его на простые предложения.

- Сколько предложений у Вас получилось?

- Назовите их.

- На какие две группы можно разделить три предложения по наличию в них второстепенных членов предложения? (Распрост. с однор. чл. предл. и нераспростр.)

-Прочитайте простые предложения. Что у них общего?

Невоскл., повеств., нераспр.,простые.

- Выпишем распростр. предложение. Чем осложнено распространённое. предложение? Назовите их.

Однород. члены предложения. Однородные сказуемые.

(((- Составим схему рапростран. предложения с однородными членами.

[ --- == и == ]. Один человек у доски.)))


П

Б) Работа с учебником.

ОткрОткройте учебник стр.97 Упр№2. Прослушайте задание к тексту.

Прочитаем текст 2 раза.

Первый раз вслух, читая подумаем на какие три группы можно разделить предложения.

Второй раз про себя и выскажем предположения по их распределению на три группы.

Дети читают текст.

Кто догадался на какие три группы можно распределить предложения? (Простые предл.

Простые предл. с одн.членами. Сложные предл.)

В)Индивидуальная работа с текстом по вариантам в тетради с последующей проверкой.


1-ый вариант выписывает простые предложения без однородн. членов.

- Называем и выделяем основу предложения.

2 вариант выписывает простые предложения с однородн. членами.

- Выделяем и называем однородные члены предложения.

- Какими членами предложения они являются? ( однородные сказуемые).

3 вариант выписывает сложные предложения. Назовите основы.


После объявления этого задания разбор предложения у доски готовят 2 человека,

когда весь класс списывает педложения.




В) Фронтальный опрос.

Рассмотрите сложные предложения в тексте.

- На какие ещё две группы можно разделить сложные предложения?

(Сложное предлож. с однородн. членами и без без однородных членов).




4)Закрепление материала.


А)Индивидуальное задание на доске. Разбор предложений у доски.

Два ученика. Охарактеризуйте предложение. Подчеркнуть грамматическую основу, расставить запятые (Валова). Составить схемы предложений.(Илья).

Небо закрыли тучи, зашумел, зашлёпал дождь и освежил воздух.

Класс работает устно с первым учеником. Слушает и исправляет.

В это время второй отвечающий рисует схему предложения. Затем даёт устный ответ. Его слушает класс. Проверяет.

– Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и в предл. с одн. чл? В сложных предл.?

(Запятая ставится между однородными членами предложения, если союз И повторяется второй раз, но не ставится, если один раз. Запятая перед союзом И ставится между частями сложного предложения.


4.Работа в группах. Белые листы.(Слайд № 6)

Прочитайте текст и выполните задания.

  1. После зимы лес пробудился, ожил. (2) Природа ждала тёплого солнца, света. (3)Вдруг налетела буря, лёд затянул пруды. (4)Для птиц это было настоящим бедствием.

(5)Старый дед прорубил неглубокую прорубь в тонком льду.

(6) Чибисы полетели к берегам больших водоёмов, чайки куда-то исчезли.

1 группа: Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера.



Выпишите глаголы, употреблённые в этих предложениях. Какие их грамматические категории совпали? Запишите их. По каким грамматическим категориям их можно разделить на две группы?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа: Найдите в тексте предложения с однородными членами. Напишите их номера._______________________________


Найди и выпиши из указанных предложений имена сущ. 2-го скл. с предлогом Определи их падеж.

---------------------------------------------------------------------------------------------------







3 группа: Найдите в тексте простые предложения. Напишите их номера.

_______________________________


Среди предложений 3,4,5 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.


Сделайте морфологический разбор этого имени существительного.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


4 группа:
Найдите в тексте предложение с однородными дополнениями. Дайте его характеристику. Выпиши имена прилагательные. Назови их общие морфологические признаки. …………………………………………………………………………………….

5 группа:

Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера.


Найдите и выпишите из текста местоимения, предлоги, союзы. Запишите их в таблицу.

местоимения

предлоги

союзы











После, выполнения дети комментируют свои ответы. Остальные проверяют.


Ответы:

1. 4,8; Глаголы: пекло, колыхался, были, встречались - Прошед. времени, 1спр., несов вида., сказуемые. Две группы: по числу, возвратности.

2. 1,8; На обрыв (В.п.), уголком (Т.п.), простором (Т.п.), неба( Р.п.).

3. 2,3,5,6.

4. 8. Чудесным, необъятным, беспредельной – Т.п., ед.ч., определения.

5. 4,8. Я- мест,1 л., И.п., ед.ч., подлеж.( род только в 3-м лице).


местоимения

предлоги

союзы

Я

на

и

ЭТИМ

от

но


с



под



4)Индивидуальная работа
с последующей проверкой в паре.

Работа с раздаточным материалом. Текст на желтых листочках.(Слайд №7)


Учитель. Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, но проверять в паре. Жёлтая карточка на парте. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы.


Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся) (Подобрать предложение к схеме). 


Задание выполняйте на карточке.

1)Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. 2)Наступила ранняя осень. 3)Лес обнажился, посветлел. 4)Птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края.


1схема: [- =].


2схема: [ - = ],и [- =].




3схема: [- = .=].


4схема: [- =],[- =].


Проверяя, меняются листочками. Поднимите руку у кто не допустил ошибок.


(Ответ: №1-- 2предл., №2—1, №3—4, №4-- 1).

Б) С началом работы в парах 4 человека получают индивидуальное задание на листочках.

(СМ.ниже)


Найди соответствия и соедини их в два столбика.

Простое распространенное предложение

Солнце спряталось.



Весна движется, но медленно

Простое(-ые) нераспространенное

(-ые) предложение (- я).

Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц.


Облака затянули потемневшее

небо.

Простое предложение с однородными членами

От леса пронёсся лёгкий ветерок,

повеял прохладой.

Сложное предложение

Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя.

Предложение с обращением


Застучали звонко.

Сложное предложение с однородными членами

Ветер, не нарушай покоя природы.

Словосочетание




5) Рефлексия.

1) Продолжите предложения, что бы сначала было простым с однородными членами, потом сложным.(устно или письменно, если есть время…):




Солнце выглянуло из-за туч, и ………………………….

Солнце выглянуло из-за туч и ………………………….

2)Чему мы учились на уроке? Отличать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в них, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.


3)Отметить работу лучших учащихся.

Сегодня показали себя с наилучшей стороны…..



Д.Задание


(ТРЕН,) Найди соответствия и соедини два столбика.

Простое распространенное предложение

В город пришла весна.


Заголосили птицы.

Простое нераспространенное

предложение.

Листья зашумели, природа оживала.


Тучи закрыли голубое небо.

Простое предложение с однородными членами

С моря подул ветер, принёс прохладу.

Сложное предложение

Солнце встало, осветило кругом, день занялся.

Предложение с обращением


Прошли быстро

Сложное предложение с однородными членами

Мама, пойдём в музей.

Словосочетание



(ТРЕН,) Найди соответствия и соедини два столбика.

Простое распространенное предложение

В город пришла весна.


Заголосили птицы.

Простое нераспространенное

предложение.

Листья зашумели, природа оживала.


Тучи закрыли голубое небо.

Простое предложение с однородными членами

С моря подул ветер, принёс прохладу.

Сложное предложение

Солнце встало, осветило кругом, день занялся.

Предложение с обращением


Прошли быстро

Сложное предложение с однородными членами

Мама, пойдём в музей.

Словосочетание



Найди соответствия и соедини их в два столбика.

Простое распространенное предложение

Солнце спряталось.



Весна движется, но медленно

Простое(-ые) нераспространенное

(-ые) предложение (- я).

Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц.


Облака затянули потемневшее

небо.

Простое предложение с однородными членами

От леса пронёсся лёгкий ветерок,

повеял прохладой.

Сложное предложение

Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя.

Предложение с обращением


Застучали звонко.

Сложное предложение с однородными членами

Ветер, не нарушай покоя природы.

Словосочетание



Найди соответствия и соедини их в два столбика.

Простое распространенное предложение

Солнце спряталось.



Весна движется, но медленно

Простое(-ые) нераспространенное

(-ые) предложение (- я).

Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц.


Облака затянули потемневшее

небо.

Простое предложение с однородными членами

От леса пронёсся лёгкий ветерок,

повеял прохладой.

Сложное предложение

Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя.

Предложение с обращением


Застучали звонко.

Сложное предложение с однородными членами

Ветер, не нарушай покоя природы.

Словосочетание



Бушу-т непогода дождь стучит ветер просачива-тся сквозь ставни и хозяйнича-т.

Запиши предложение. Выдели главные члены. Составь характеристику.

предложения.

Сад тихонько проснулся ветер заиграл зашумел листвой и замер.


Запиши предложение. Выдели главные члены. Составь характеристику.

предложения.

Сад тихонько проснулся ветер заиграл зашумел листвой и замер

Сформулируйте задание к тексту:

1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2.Наступила осень.

3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
4.Лес обнажился, и часто идут нудные дожди.
5.Птицы улетают в теплые края.

Схема

Номер предложения

[= -].




[– =], и [= -].


[– =], [= -].



Сформулируйте задание к тексту:

1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2.Наступила осень.

3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
4.Лес обнажился, и часто идут нудные дожди.
5.Птицы улетают в теплые края.

Схема

Номер предложения

[= -].




[– =], и [= -].


[– =], [= -].



Сформулируйте задание к тексту:

1.Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.
2.Наступила осень.

3. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.
4.Лес обнажился, и часто идут нудные дожди.
5.Птицы улетают в теплые края.

Схема

Номер предложения

[= -].




[– =], и [= -].


[– =], [= -].







Сформулируйте задание к тексту.


(1)Весна на Урале наступила ранняя, и снег растаял быстро. (2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. (3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. (4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.


1) схема: [- =].


2) [ - = ],и [- =].


3) [- = .=].


4) [- =],[- =].



Сформулируйте задание к тексту.


(1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. (2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. (3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. (4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.


1) схема: [- =].


2) [ - = ],и [- =].


3) [- = .=].


4) [- =],[- =].



Сформулируйте задание к тексту.


(1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. (2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. (3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. (4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева.


1) схема: [- =].


2) [ - = ],и [- =].


3) [- = .=].


4) [- =],[- =].

1 группа:Прочитайте текст и выполните задания: (1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.(5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.

(6)Близко под обрывом журчала речка.(7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.

(8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.


Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера.



Выпишите глаголы, употреблённые в этих предложениях? Какие их грамматические категории совпали? Запишите их.


----------------------------------------------------------------------------------------------------

2 группа:

Прочитайте текст и выполните задания:


(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.(5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.

(6)Близко под обрывом журчала речка.(7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.

(8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте предложения с однородными членами. Напишите их номера.

_______________________________


Найдите
и выпишите из указанных предложений имена сущ. 2-го скл. (с предлогами, если они есть). Определите их падеж.


---------------------------------------------------------------------------------------------------

3 группа:

Прочитайте текст и выполните задания:

(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.(5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.

(6)Близко под обрывом журчала речка.(7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.

(8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте простые предложения. Напишите их номера.

_______________________________



Среди предложений 1,2,5,6 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.



Сделайте морфологический разбор этого имени существительного.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

4 группа:

Прочитайте текст и выполните задания:


(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.(5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.

(6)Близко под обрывом журчала речка.(7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.

(8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.
Найдите в тексте предложение с однородными дополнениями. Дайте его характеристику. Выпишите имена прилагательные. Назовите их общие морфологические признаки. …………………………………………………………………………………….


Как называются эти признаки?

5 группа:


Прочитайте текст и выполните задания:


(1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.

(2)Далеко расстилалась бесконечная степь.(3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка.(5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы.

(6)Близко под обрывом журчала речка.(7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы.

(8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба.

Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера.


Найдите и выпишите из текста местоимения, предлоги, союзы. Запишите их в таблицу.

местоимения

предлоги

союзы














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Формирование УУД на уроках русского языка.Простые и сложные предложения.(4 классе)

Автор: Синельникова Лиана Юрьевна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272185


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства