2 группа: Продолжите предложения, так чтобы сначала оно было простым с однородными членами, потом сложным. Майский дождь прошел и __________________________________ ________________________________________________________ Майский дождь прошел, и __________________________________ ________________________________________________________ Карточка2. Сформулируйте задание к тексту. 1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева. 1схема: [- =]. 2схема: [ - = ],и [- =]. 3схема: [- = И =]. 4схема: [- =],[- =]. Карточка2. Сформулируйте задание к тексту. 1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева. 1схема: [- =]. 2схема: [ - = ],и [- =]. 3схема: [- = И =]. 4схема: [- =],[- =]. Карточка2. Сформулируйте задание к тексту. 1)Весна на Урал_ наступила ранняя, и снег растаял быстро. 2)В конце апреля перелётные птицы основали свои гнёзда. 3)Река Щумиха широко разлилась, она подходила к кромке соснового леса. 4)Я выбрал местечко и присел на ствол поваленного дерева. 1схема: [- =]. 2схема: [ - = ],и [- =]. 3схема: [- = И =]. 4схема: [- =],[- =]. 4схема: [- =],[- =]. ДРУГОЙ ВАПРИАНТ ЭТОГО ЗАДАНИЯ, На партах оранжевые листочки с одним и тем же текстом. Прочитаем текст в правой части столбика. У каждого из вас жирным шрифтом выделен и подчёркнут, тот вид предложения, которое ему следует искать. Записать в тетрадь соответствующее предложение и обосновать постановку знаков препинания. Всего 5 вариантов. Ответы будем проверять, так как текст задания перед вами. (Слайд № 3). Найди указанное предложение, запиши его, и прокомментируй свой выбор. Простое распространенное предложение | Солнце спряталось. Весна движется, но медленно | | Опустилась прохлада. | Простое(-ые) нераспространенное (-ые) предложение (- я). | Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц. | | Облака затянули потемневшее небо. | Простое предложение с однородными членами | От леса пронёсся лёгкий ветерок, повеял прохладой. | Сложное предложение | Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя. | Предложение с обращением | Застучали звонко. | Сложное предложение с однородными членами | Ветер, не нарушай покоя природы. | ??? | | -Читаем первую характеристику предложения. Обосновываем свой выбор. - Какое определение следует добавить в первый столбик?)))))))))) 4.Работа в группах. Белые листы.(Слайд № 6) Прочитайте текст и выполните задания. (1)Я пришёл на обрыв и увидел очаровательную картину.(2)Далеко расстилалась бесконечная степь. (3)Запах расцветших растений наполнял воздух.(4)Солнце пекло, раскалённый воздух чуть колыхался от свежего ветерка. (5)Бесчисленное количество тропинок сбегало с горы. (6)Близко под обрывом журчала речка. (7)Низкие берега были безлюдны, но иногда встречались рыболовы. (8)Я долго любовался этим чудесным уголком, необъятным простором, беспредельной глубиной неба. 1 группа: Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера. Выпишите глаголы, употреблённые в этих предложениях. Какие их грамматические категории совпали? Запишите их. По каким грамматическим категориям их можно разделить на две группы? ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2 группа: Найдите в тексте предложения с однородными членами. Напишите их номера._______________________________ Найди и выпиши из указанных предложений имена сущ. 2-го скл. с предлогом Определи их падеж. --------------------------------------------------------------------------------------------------- 3 группа: Найдите в тексте простые предложения. Напишите их номера. _______________________________ Среди 1, 2, 5 предложений найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер. Сделайте морфологический разбор этого имени существительного.-----------------На обрыв – сущ, (что?) обрыв; неодуш., нариц., 2 скл., ж.р.; В.п., ед.ч.; дополн. ------------------------------------------------------------------- 4 группа: Найдите в тексте предложение с однородными дополнениями. Дайте его характеристику. Выпиши имена прилагательные. Назови их общие морфологические признаки. ……………………………………………………………………………………. 5 группа: Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера. Найдите и выпишите из текста местоимения, предлоги, союзы. Запишите их в таблицу. местоимения | предлоги | Союзы | | | | | | | | | | После, выполнения дети комментируют свои ответы. Остальные проверяют. Ответы: 1. 4,8; Глаголы: пекло, колыхался, были, встречались - Прошед. времени, 1спр., несов вида., сказуемые. Две группы: по числу, возвратности. 2. 1,8; На обрыв (В.п.), уголком (Т.п.), простором (Т.п.), неба( Р.п.). 3. 1, 2,3,5,6,8. 4. 8. Чудесным, необъятным, беспредельной – Т.п., ед.ч., определения. 5. 4,8. Я- мест,1 л., И.п., ед.ч., подлеж. ( род только в 3-м лице). местоимения | предлоги | Союзы | Я | на | И | ЭТИМ | от | Но | | с | | | под | | УРОК для тренировки: Тема: «Простые и сложные предложения». Ход урока: 1. Организационный момент Учитель: Здравствуйте ребята. Мы завтра ждём гостей. Завуч школы. Учителя среднего звена. 1.Целеполагание. (Введение в тему урока): Над какой темой мы работали на предыдущем уроке? (Мы изучали простые и сложные предложения). 2) «Восстанови предложение». -Чтобы работа была плодотворной нам необходимо вспомнить важные сведения по теме. Предлагаю упражнение На доске предложения без начала и конца. Восстановите их. (На доске) «…законченную мысль» «Каждое предложение выражает…..» «…бывают повествовательные ,.» «…бывают вопросительные…» «…распространённые…» «…нераспространённые…» «…невосклицательные…» «Простое предложение…». «…восклицательные…» «Сложное предложение…». 2. Определение цели урока. Что мы будем повторять, закреплять на уроке? (Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2) (Повторить простое предложение, сложное предложение, различать их, однородные члены, постановку знаков препинания в простом и сложном предложении, повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами). Откройте тетради и запишите число. 2. Актуализация знаний. Игра «Верные, неверные утверждения». А) Сложные предл. –это прел.в которых количество слов больше, чем в простых. (Это предложения, в которых две и более основы). Б) Сложные предложения –это предложения, в которых несколько групп однородных членов предложения. В) Простые предложения в сложном связаны с помощью порядка слов. (по смыслу, интонации, союзами). Г) Простые предложения в сложном связаны с помощью союзов. (по смыслу, интонации, союзами). Д) Однородными членами предложения – могут быть только главные члены предложения. Е) Однородными членами предложения – могут быть только второстепенные члены предложения. 3) Тренировочные упражнения. А)Фронтальная работа с предложением. - Прочитайте предложение. Вставьте пропущенные буквы. Устно охарактеризуйте его.(На доске). Бушу-т непогода, дождь стучит, ветер просачива-тся сквозь ставни и хозяйнича-т. Прилетели грачи, они хлопочут, скоро у них появятся и запищат птенцы. -На какую орфограмму допущены пропуски?(Написание безуд. окончания гл.) - Как проверить написание безуд. окончан. гл.?( Опред. спр. Если гл.1 спр. – Е; 2спр.- И). - Как связаны между собой части предложения. (По смыслу, интонационно). - Можно ли разделить его на простые предложения. - Сколько предложений у Вас получилось? - Назовите их. - На какие две группы можно разделить три предложения по наличию в них второстепенных членов предложения? (Распрост. с однор. чл. предл. и нераспростр.) -Прочитайте простые предложения. Что у них общего? Невоскл., повеств., нераспр.,простые. - Выпишем распростр. предложение. Чем осложнено распространённое. предложение? Назовите их. Однород. члены предложения. Однородные сказуемые. (((- Составим схему рапростран. предложения с однородными членами. [ --- == и == ]. Один человек у доски.))) | П | Б) Работа с учебником. ОткрОткройте учебник стр.97 Упр№2. Прослушайте задание к тексту. Прочитаем текст 2 раза. Первый раз вслух, читая подумаем на какие три группы можно разделить предложения. Второй раз про себя и выскажем предположения по их распределению на три группы. Дети читают текст. Кто догадался на какие три группы можно распределить предложения? (Простые предл. Простые предл. с одн.членами. Сложные предл.) В)Индивидуальная работа с текстом по вариантам в тетради с последующей проверкой. 1-ый вариант выписывает простые предложения без однородн. членов. - Называем и выделяем основу предложения. 2 вариант выписывает простые предложения с однородн. членами. - Выделяем и называем однородные члены предложения. - Какими членами предложения они являются? ( однородные сказуемые). 3 вариант выписывает сложные предложения. Назовите основы. После объявления этого задания разбор предложения у доски готовят 2 человека, когда весь класс списывает педложения. В) Фронтальный опрос. Рассмотрите сложные предложения в тексте. - На какие ещё две группы можно разделить сложные предложения? (Сложное предлож. с однородн. членами и без без однородных членов). 4)Закрепление материала. | | | А)Индивидуальное задание на доске. Разбор предложений у доски. Два ученика. Охарактеризуйте предложение. Подчеркнуть грамматическую основу, расставить запятые (Валова). Составить схемы предложений.(Илья). Небо закрыли тучи, зашумел, зашлёпал дождь и освежил воздух. Класс работает устно с первым учеником. Слушает и исправляет. В это время второй отвечающий рисует схему предложения. Затем даёт устный ответ. Его слушает класс. Проверяет. – Что мы должны помнить о знаках препинания перед союзом и в предл. с одн. чл? В сложных предл.? (Запятая ставится между однородными членами предложения, если союз И повторяется второй раз, но не ставится, если один раз. Запятая перед союзом И ставится между частями сложного предложения. 4.Работа в группах. Белые листы.(Слайд № 6) Прочитайте текст и выполните задания. После зимы лес пробудился, ожил. (2) Природа ждала тёплого солнца, света. (3)Вдруг налетела буря, лёд затянул пруды. (4)Для птиц это было настоящим бедствием. (5)Старый дед прорубил неглубокую прорубь в тонком льду. (6) Чибисы полетели к берегам больших водоёмов, чайки куда-то исчезли. 1 группа: Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера. Выпишите глаголы, употреблённые в этих предложениях. Какие их грамматические категории совпали? Запишите их. По каким грамматическим категориям их можно разделить на две группы? ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2 группа: Найдите в тексте предложения с однородными членами. Напишите их номера._______________________________ Найди и выпиши из указанных предложений имена сущ. 2-го скл. с предлогом Определи их падеж. --------------------------------------------------------------------------------------------------- 3 группа: Найдите в тексте простые предложения. Напишите их номера. _______________________________ Среди предложений 3,4,5 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер. Сделайте морфологический разбор этого имени существительного.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4 группа: Найдите в тексте предложение с однородными дополнениями. Дайте его характеристику. Выпиши имена прилагательные. Назови их общие морфологические признаки. ……………………………………………………………………………………. 5 группа: Найдите в тексте сложные предложения. Напишите их номера. Найдите и выпишите из текста местоимения, предлоги, союзы. Запишите их в таблицу. местоимения | предлоги | союзы | | | | | | | | | | После, выполнения дети комментируют свои ответы. Остальные проверяют. Ответы: 1. 4,8; Глаголы: пекло, колыхался, были, встречались - Прошед. времени, 1спр., несов вида., сказуемые. Две группы: по числу, возвратности. 2. 1,8; На обрыв (В.п.), уголком (Т.п.), простором (Т.п.), неба( Р.п.). 3. 2,3,5,6. 4. 8. Чудесным, необъятным, беспредельной – Т.п., ед.ч., определения. 5. 4,8. Я- мест,1 л., И.п., ед.ч., подлеж.( род только в 3-м лице). местоимения | предлоги | союзы | Я | на | и | ЭТИМ | от | но | | с | | | под | | 4)Индивидуальная работа с последующей проверкой в паре. Работа с раздаточным материалом. Текст на желтых листочках.(Слайд №7) Учитель. Следующее задание вы будете выполнять самостоятельно, но проверять в паре. Жёлтая карточка на парте. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание сами. Кто догадался? Какое задание надо выполнить? (Ответы учащихся) (Подобрать предложение к схеме). Задание выполняйте на карточке. 1)Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. 2)Наступила ранняя осень. 3)Лес обнажился, посветлел. 4)Птицы собираются в стаи, улетают в тёплые края. 1схема: [- =]. 2схема: [ - = ],и [- =]. 3схема: [- = .=]. 4схема: [- =],[- =]. Проверяя, меняются листочками. Поднимите руку у кто не допустил ошибок. (Ответ: №1-- 2предл., №2—1, №3—4, №4-- 1). Б) С началом работы в парах 4 человека получают индивидуальное задание на листочках. (СМ.ниже) Найди соответствия и соедини их в два столбика. Простое распространенное предложение | Солнце спряталось. | | Весна движется, но медленно | Простое(-ые) нераспространенное (-ые) предложение (- я). | Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц. | | Облака затянули потемневшее небо. | Простое предложение с однородными членами | От леса пронёсся лёгкий ветерок, повеял прохладой. | Сложное предложение | Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя. | Предложение с обращением | Застучали звонко. | Сложное предложение с однородными членами | Ветер, не нарушай покоя природы. | Словосочетание | | 5) Рефлексия. 1) Продолжите предложения, что бы сначала было простым с однородными членами, потом сложным.(устно или письменно, если есть время…): Солнце выглянуло из-за туч, и …………………………. Солнце выглянуло из-за туч и …………………………. 2)Чему мы учились на уроке? Отличать простые и сложные предложения, ставить знаки препинания в них, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. 3)Отметить работу лучших учащихся. Сегодня показали себя с наилучшей стороны….. Д.Задание (ТРЕН,) Найди соответствия и соедини два столбика. Простое распространенное предложение | В город пришла весна. | | Заголосили птицы. | Простое нераспространенное предложение. | Листья зашумели, природа оживала. | | Тучи закрыли голубое небо. | Простое предложение с однородными членами | С моря подул ветер, принёс прохладу. | Сложное предложение | Солнце встало, осветило кругом, день занялся. | Предложение с обращением | Прошли быстро | Сложное предложение с однородными членами | Мама, пойдём в музей. | Словосочетание | | (ТРЕН,) Найди соответствия и соедини два столбика. Простое распространенное предложение | В город пришла весна. | | Заголосили птицы. | Простое нераспространенное предложение. | Листья зашумели, природа оживала. | | Тучи закрыли голубое небо. | Простое предложение с однородными членами | С моря подул ветер, принёс прохладу. | Сложное предложение | Солнце встало, осветило кругом, день занялся. | Предложение с обращением | Прошли быстро | Сложное предложение с однородными членами | Мама, пойдём в музей. | Словосочетание | | Найди соответствия и соедини их в два столбика. Простое распространенное предложение | Солнце спряталось. | | Весна движется, но медленно | Простое(-ые) нераспространенное (-ые) предложение (- я). | Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц. | | Облака затянули потемневшее небо. | Простое предложение с однородными членами | От леса пронёсся лёгкий ветерок, повеял прохладой. | Сложное предложение | Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя. | Предложение с обращением | Застучали звонко. | Сложное предложение с однородными членами | Ветер, не нарушай покоя природы. | Словосочетание | | Найди соответствия и соедини их в два столбика. Простое распространенное предложение | Солнце спряталось. | | Весна движется, но медленно | Простое(-ые) нераспространенное (-ые) предложение (- я). | Сочные листья затрепетали в вершинах, смолкли голоса птиц. | | Облака затянули потемневшее небо. | Простое предложение с однородными членами | От леса пронёсся лёгкий ветерок, повеял прохладой. | Сложное предложение | Ветер усилился, забушевал, раздался гул дождя. | Предложение с обращением | Застучали звонко. | Сложное предложение с однородными членами | Ветер, не нарушай покоя природы. | Словосочетание | | Бушу-т непогода дождь стучит ветер просачива-тся сквозь ставни и хозяйнича-т. Запиши предложение. Выдели главные члены. Составь характеристику. предложения. Сад тихонько проснулся ветер заиграл зашумел листвой и замер. Запиши предложение. Выдели главные члены. Составь характеристику. предложения. Сад тихонько проснулся ветер заиграл зашумел листвой и замер |