Просмотр содержимого документа
«Формирование учебно-познавательной компетентности»
Формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
Пияшева Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУСОШ №50 г. Томска
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Используются два понятия «компетенция» и «компетентность».
Компетенция- это обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способность человека реализовать на практике свою компетентность. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Существует несколько типов компетенций, направленных на решение теоретических и практических задач:
Ценностно – смысловая
Общекультурная
Учебно – познавательная
Информационная
Коммуникативная
Социально – трудовая
Компетенция личностного совершенствования
В современной системе образования существуют противоречия между полученными обучающимися знаниями из различных источников информации и качественным их усвоением. На первое место сегодня выступают проблемы, как способность организовать целепологание, умение планировать свою деятельность, анализировать, давать самооценку своей деятельности. По этой причине каждый учитель находится в поиске. Желание решить эти вопросы, и оказание помощи детям привело меня в творческую группу под руководством Колмогоровой Н.Л., а после и в сетевую площадку. Без повышения своего личного профессионального уровня и изменения мышления решить эти вопросы невозможно. Изучение ключевых компетенций стало моим повышением в профессионализме. Я хочу поделиться опытом своей работы по формированию компетентности у обучающихся.
Темамоейработы: «Формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности».
Цель: повышение моей профессиональной компетентности, и формирование учебно-познавательной компетентности у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
Сформировать устойчивый интерес к учебе
Научить обучающихся рассуждать, высказывать свое мнение и аргументировать его, планировать свою деятельность
Научить анализировать свою работу разными способами
Научить на практике реализовывать полученные знания
Находить информацию в словаре
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию
В процессе реализации компетентности через разные виды деятельности я заметила, что формируя учебно-познавательную компетенцию (это значит: учить познавать) происходит формирование и других компетенций:
Социальной
Коммуникативной
Информационной
В совокупности все это приводит к одной базовой компетенции – это «Научить учиться». Когда я это поняла, то продуктивные виды деятельности в учебном процессе увеличились. Нельзя ничего сформировать у детей, если не создать для этого условия. Обязательно нужны эмоциональные воздействия и переживания. Создаю творческую атмосферу в классе, использую потребность детей к играм. Придумываю образ – заяц по имени «Пус» (Из букваря). Вывешиваю приглашение от имени зайца Пуса:
Срок на изготовление поделок отводится месяц или две недели. За этот срок обсуждается работа, что можно дарить и каким образом можно дарить. Затем появляются поделки, поздравительные открытки, дети учат стихи и песни. Так же изучаем правила поведения на праздниках, этикет поведения в гостях. В назначенное время каждый ребенок зайцу Пусу дарит подарок, и при этом говорит поздравление, или рассказывает стихотворение, поет песню. Получается целый праздник. В конце «дня рождения» Пус дарит памятный приз каждому. Таким образом, формируется добрая мотивация, чтобы творить, говорить и участвовать. Никто не остается в стороне. Ребята просят повторения. Повторение же происходит в более обширных темах. Берутся конкретные темы из окружающего мира, литературному чтению, риторике. Направление же сохраняется в проектной деятельности или исследовательской работе. Я заметила, что между детьми начинает появляться конкуренция: кто интересней материал подберет, иллюстрации, более интересно перескажет. Защита работ может растянуться на неделю. Приходится выискивать время, но это того стоит. Так повышается интерес к предметам, в сочинениях появляются выдержки из энциклопедий, применение полученных знаний в решении ситуаций. Эти качества способствуют росту учебно – познавательной компетентности.
Формирование данной компетентности происходит и в групповой работе на уроке технологии, где ребята изготавливали красивые иллюстрации к сказкам. Но самое главное дети высказываются! Выстраивают свою речь. Происходит интеграция уроков.
В такой форме работы важен индивидуальный подход и оценка. Я восхищаюсь любой работой, ребята получают высокие баллы. Затем работы выставляются на выставку, а сообщения вывешиваются на нашем «Дереве творчества».
.
Каждый может подойти и прочитать и посмотреть.
Для учебно – методического обеспечения учебно – познавательной компетентности использую мониторинговые карточки, в которых интеграция математики и окружающего мира. Данные карточки не только позволяют проверить навык в решении задач, но и расширить познавательную сферу учащихся. И т. д.
Если задача простая (в одно действие), то за нее ставится – 1 балл, за самостоятельность выполнения - 1балл. Так максимальное количество баллов за карточку – 6 баллов, а это отличный результат.
При традиционной системе обучения учитель был основным и наиболее компетентностнымисточникомзнаний, при новом подходе в образовании учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентностногоконсультантаипомощника.
«Я слышу - и забываю.
Я вижу – и запоминаю.
Я делаю – и понимаю» Конфуций.
Литература.
1. ВоровщиковС.Г. Учебно- познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования//Завуч. Управление современной школой. – 2007. - №6.
Вахрушев А.А. Окружающий мир «Наша планета Земля»- 2 класс. Методическое пособие для учителя. Москва «Баласс» - 2010г. (полностью – по запросу)