Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся навыков и умений беглого чтения через систему специальных упражнений»
Формирование у учащихся навыков и умений беглого чтения через систему специальных упражнений
Докладчик: Романова Алла Константиновна,
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №36
Цель:создание условий для совершенствования навыка чтения, обеспечение общего и литературного развития, подготовка квалифицированного читателя.
Задачи:
Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющим осваивать программу в среднем звене школы;научить полноценно воспринимать различные виды текстов;
Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память;
Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру.
1 класс – начало учебного года
41,6%
Иванов Кирилл
Корнеева Мария
Мурашова Александра
Пономарева Жанна
Сараева Ульяна Пантелеев Никита
Чудинов Ярослав
37,5%
Воробьев Даниил
Морозов Игорь
Мазеев Сергей
12,5%
Тютев Тимофей
8,3%
Гренхольм
Александра
Хурматуллин Денис
Читали
Не знали
Знал
Читали
отдельные
буквы
несколько
тексты
слова
букв
Причины, которые негативно влияют на темп чтения
Неразвитость артикуляционного аппарата.
Нарушение фонематического слуха.
Неправильное дыхание.
Регрессии.
Малое оперативное поле чтения.
Несовершенство зрительного восприятия.
Незнание орфоэпических норм.
Упражнения, направленные на развитие и отработку скоростного чтения, методика их проведения
Звуковая разминка
гласные: А, О, У, Ы, И, Э .
сочетания: А - У, А - О, Ы - И, Э - А, И - О .
согласные: Г – С – Ж, Ш – Ж – С ;
согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРЕ ;
Работа с таблицей Шульте
Логопедическая разминка
В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей. Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости. Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:
со – ста - ри – лись ста – но - вит – ся
ре – бя – тиш – ки у - го – во – ри – ли
ки – да – ют – ся раз – ве – се – лить
вы – ле – пи – ли раз – бе – жа – лись
об – ра – до - ва – лись у - гос – тить
на - смот – реть – ся
Скороговорки:
( на звуки [С и Ш] ) «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» …
( на звуки [Р и Л] ) «Проворонила ворона воронёнка», «Вставай, Архип, петух охрип». (на звуки [К и Л] ) «Около кола колокола, около ворот коловорот», «У ёлки иголки колки» и др.
Дыхательная гимнастика
« Задуй свечу », « Надуй шар », « Побрызгайте бельё водой » (в 1, 3, 5 приёмов), « В цветочном магазине », « В лифте ». Если голос устал « Великан » (изобразите, что вы проглотили 7 домов, слонов, кораблей и т.д.)
«Фотоглаз» - за отведённое время ученик должен «сфотографировать» столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово. Например:
- Найди лишнюю букву (сфотографируем) о,а,в,у,и. (Дети должны запомнить все буквы и назвать лишнюю).
- Найди лишний слог: бо, но, ко, ро, со, кы.
- Найди лишнее слово:
река слон
речка лев
ручей мак
ручка тигр
ручеёк ягуар
- Раздели слова на две группы: корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.
I группа « Домашние животные »
II группа « Птицы »
Игра «Синонимы» / «Антонимы» хорошо развивает как память, так и воображение.
- Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.
трусливый мягкий
крепкий тупой
жёсткий смелый
острый слабый
Чтение наложенных друг на друга слов
Сильный ураган перемешал все слова. Вам предстоит навести порядок и расставить все по местам, а для этого назвать все смешанные слова.
ПЕСНЯ
СКАЗКА
СТИХ
БАСНЯ
ЗАГАДКА
Различные виды работы
Чтение за диктором.
Чтение с убыстрением темпа.
Чтение в темпе скороговорки.
Чтение хором.
Зрительные диктанты.
Чтение в парах
Жужжащее чтение
Чтение «буксиром»
Многократное чтение
1-й раз – медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2-й раз – повторное прочтение без учителя;
3-й раз – плавное слитное чтение слов;
4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
5, 6, 7-й раз – предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8, 9, 10-й раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
У Танюши дел немало.
У Танюши много дел.
Помощница
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты ел.
Чтение перевернутого текста
Мы совершаем путешествие по перевернутому миру. Вам важно быстро научиться в нем ориентироваться. Прочитайте перевернутый текст.
Внимание!
Надо искать не буквы в словах, а именно отдельно стоящие слова.
Мы ходили в лес. Нашли гриб у опушки. К нам приехал дедушка. Петя любит пельмени, а мама нет. Вера и Надя – сёстры. Я спою о маме. Э, кто пришёл?
Аня идёт … школу.
Мама … папой пришли домой.
… люблю свою собаку.
а
к
о
и
в
я
с
э
у
Углубленное чтение
Отделение слов от псевдослов
псевдослово
Прочитайте слова, разделите их на две группы – слова и псевдослова, то есть бессмысленные буквосочетания.
слово
ДОРОГА
МЕТРО
ВУНКА
СЕКРЕТАРЬ
ПОЛОСЕКР
ШИФОНЬЕР
ПИШИФОР
ОЛУБЕТ
СВЕТОФОР
Синквейн
От фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без
рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена
информация по изученной теме.
Берёза
белая, красивая
стоит, молчит, серебрится.
Берёза – символ России.
Родина.
Панорамное чтение
М А
М О
МУ
М Ы
М И
Найди слова
Найди среди буквенного текста слова. Определи общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?
БВ ОСЛИК РПО СЛОН ДГНЛ ВОЛК УАО КАРАСЬ
ВОРОНАПРСГАЛКАСКРГРАЧТНОМЫШЬНТТ
ДИВАНТСТСТУЛТНКРАНСТОЛТРОКРЕСЛОТ
ТОРТСИХЛЕБСТЛБУЛКАРСКРОВАТЬПИРОГС
ЧЬОМУХОМОРТНРЫЖИКНГБОРОВИКНГУЖП
ШОАСКАЗКАРТБАСНЯРООКНОРНЗАГАДКАРП
Выборочное чтение
«Лиса и тетерев» (русская народная сказка) – 2 класс. Стр.39-41
Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
Найдите этот эпизод в тексте.
Найдите в тексте описание того, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Найдите, как лиса называет тетерева?
Прочитайте, как тетерев избавился от лисы?
Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, весёлым?
Чтение – сканирование
Это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта.
«Петушок и бобовое зёрнышко» стр.32-35
Откройте учебники, прочитайте название сказки. Кто автор?
В подготовительной работе при закреплении изученного материала использую следующий приём – подчёркивание слов, несущих основной смысл и содержание произведения. Дети вместе с учителем подчёркивают слова.
Возьмите в руки простые карандаши. Давайте в первой части сказки подчеркнём опорные слова. (Торопился, подавился, бобовое зёрнышко, словно мёртвый лежит). Далее дети ищут главные слова самостоятельно. Один ученик вслух объясняет свой выбор, остальные дети подчёркивают за ним. Следующая часть – другой ученик и т.д.
Или найдите значение слова «кузнец» в толковом словаре.
Развитие оперативной памяти
Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.
(Наращивание длины предложения идёт постепенно, по 1-2 буквы.)
На 6 предложений одного набора на уроке от 5 до 8 минут. 18 наборов - это 54 дня. За два месяца можно развить оперативную память при условии, если писать диктанты ежедневно.
Фрагменты уроков
Тема: И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Звуковая разминка
А О У Ы И Э
А И У О Э
-Прочитать на одном дыхании первую строчку.
-Прочитать на вдохе первую строчку, на выдохе вторую.
Скороговорка.
У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
-Прочитаем медленно вместе со мной, чётко проговаривая слоги.
-Прочитайте также без учителя .
- Прочитайте плавно, слитно.
- Прочитайте в темпе разговорной речи.
-Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, с огорчением ,
Таблица Шульте (10 секунд) У:- Приготовьтесь к работе по таблице Шульте . Вспомните правила работы с таблицей. Д:- Находить цифры беззвучным счётом. Д:- Найденные цифры указывать только взглядом. У:- При поиске следующих цифр смотрим в центр таблицы. У:- Начинаем по моей команде. Начали!
У:- Повторно, начали! Посчитайте, на сколько цифр продвинулись.
Тема: «Гуси-лебеди» (русская народная сказка)
Закрепление нового материала
Чтение про себя + одновременно ищем ответ на вопрос «Как девочка догадалась, что брата
унесли гуси-лебеди?
Чтение в паре по абзацам , обсуждение выражения «гуси-лебеди»