kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФГОС. УМК "Школа России". "Из книжной сокровищницы Древней Руси". Урок по окружающему миру в 4 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поможет сформировать представления о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС. УМК "Школа России". "Из книжной сокровищницы Древней Руси". Урок по окружающему миру в 4 классе.»

Цель урока: формировать представления о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Задачи:

1. Формировать представления о Кирилле и о Мефодии как о творцах славянской письменности; о летописях как исторических документах; о рукописных книгах как о настоящих произведениях искусства; обогащать словарный запас учащихся.

2. Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету; умения анализировать, развивать логическое мышление, воссоздающее воображение.

3. Воспитывать интерес к истории как науке, воспитывать коммуникативную культуру; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к Родине.

Планируемые результаты:


Предметные.

  • Формировать умения работать с разными источниками информации.

  • Развивать умения осознанно строить речевое высказывание.

Личностные.

  • Самоопределение и осознание того, что предстоит усвоить.


Метапредметные:


  • Регулятивные УУД:

  • контролировать процесс и результаты деятельности,

  • адекватно оценивать свои достижения.

  • Коммуникативные УУД:

  • слушать и отвечать на вопросы других,

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Познавательные УУД:

  • выполнять учебно-познавательные действия,

  • делать обобщения, выводы,

  • извлекать информацию, описывать,

  • сравнивать.



Оборудование:

- ноутбук,

- экран,

- презентации к уроку :

«Рукописные книги Древней Руси»,

«Кирилл и Мефодий-создатели славянской азбуки»,

«Летописи»;

-карточки для игры,

- тематические закладки;

-«Сокровищница мудрых мыслей»;

-жетоны «Спасибо», «За правильный ответ»;

- учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков,

-«Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков

Приёмы реализации:

  • задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию,

  • выполнение творческих заданий;

Формы организации:

  • групповая работа;,

  • индивидуальная работа,

  • фронтальная работа.

Методы:

  • частично-поисковый,

  • деятельностный,

  • контроля и самоконтроля,

  • словесный,

  • практический (чтение стихов)..

Ожидаемый результат:

  • обучающиеся должны усвоить материал о распространении письменности в Древней Руси, её значении в жизни человека;

  • уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми.



Структура урока «открытия» новых знаний:

1)Организационно-мотивационный этап . Самоопределение к учебной деятельности.(1-3 мин.).

Задачи: 

  • Создать положительный настрой учащихся, на предстоящую деятельность



Учитель:

Меня зовут Надежда Николаевна. Мы с вами проведём урок по окружающему миру.Как вы думаете, ребята, от кого зависит успех нашего занятия?

Ученики: Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас.

Учитель: Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости, успеха и удачи.



2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задачи:

  • Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).

  • Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

  • Установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Слайд

Учитель: Дополните , пожалуйста, предложение словом.

«Из …… сокровищницы Древней Руси»

Слайд

Подберите однокоренное имя существительное к слову «сокровищница».

Ученик: Сокровище

Учитель: Сокровище-это что?

Ученик: Сокровище - драгоценность, дорогая вещь.

Учитель: А сокровищница?

Ученик: Сокровищница– место хранения сокровищ.

Слайд

Учитель: О чём будем говорить на уроке?

Ученик: О том, как появилась письменность и книги.

3) Актуализация знаний.

Задачи:

  • Актуализировать значимость изучения материала.

  • Воспитывать чувство патриотизма.

Учитель: Мы должны знать о том, как появилась письменность и книги? Почему?

Ученик: Каждый человек должен любить свою Родину. А для этого, прежде всего, необходимо знать её историю. Чем мы сегодня с вами и займёмся.

Слайд

Учитель: Составьте вопросы из слов.

А) письменность, Кто, Руси ,славянскую, на, создал?

Б) на, чем, Руси ,На ,писали ,и ,чём?

Слайд

Ученик:

А) Кто на Руси создал славянскую письменность?

Б) На чём и чем писали на Руси?

Учитель: Это главные вопросы урока. Я, надеюсь, что мы сможем дать на них ответы.

Слайд

Учитель:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…



4) Первичное усвоение новых знаний.

Задачи:

  • Сформировать представления о Кирилле и Мефодии как о творцах славянской письменности.

Людей высокой духовной культуры, угодивших Богу, христиане называют святыми. Поистине велико множество святых, чьи светлые лики смотрят на нас с икон. Но есть среди них икона, на которой изображены двое святых, держащих в руках свиток. Это Святые первоучители славянские Кирилл и Мефодий. (Показать иллюстрацию на доске) Когда мы пытаемся представить себе начало славянской письменности, наша мысль обязательно обращается к ним.

Работа с учебником (с 55) (два предложения)

Кем были Кирилл и Мефодий? (Монахами, братьями)

Где жили? (В Византии)

Когда? (В 9 веке)

Чем славился Кирилл? (Учёностью, знанием иностранных языков).

Слайд

Учитель: Однажды Византийский император пригласил учёного-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».



Букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда ещё не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков, но своей письменности у них не было.

Как быть?

Слайд

Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку, которую назвали глаголицей. «Глаголить»-значит говорить. Глаголица состояла из 40 букв. Буквы глаголицы были сложными и трудными в написании.

Слайд



Позднее ученики Кирилла и Мефодия упростили её и назвали кириллицей, в честь одного из создателей.

Слайд



И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. Совершилось это в 863 году.

Слайд

Затем на славянский язык были переведены и другие церковные книги Евангелие, Апостол, Псалтырь.

В X-XI вв. кириллица имела 43 буквы, из которых 25 заимствованы из греческого алфавита, а 18 придуманы для передачи звуков старославянской речи.

Системы письма, в основу которых положена кириллица используются для 70 языков, в том числе и для русского.



Каждая буква в славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди".

Слайд

Учитель: Почему алфавит в Древней Руси назвали азбукой?

Ученик: По первым двум буквам кириллицы: «аз» - а, «буки» - б.

Вся жизнь Константина, так назвали Святого родители, была наполнена трудными, тяжкими испытаниями и напряжённой работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он очень заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал великое дело – перевод Священных книг на славянский язык.

Слайд

В 1992 году 24 мая в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры.

Слайд

В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

Памятники Кириллу и Мефодию установлены во многих городах России. Есть он и в Самаре. (Иллюстрация на доске)

5) Первичная проверка понимания

Задачи:

  • Выявить степень усвоения изучаемого материала

Учитель:

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Кто на Руси создал славянскую письменность?

Когда? (В 863 году)

Как называлась первая славянская азбука?

Как назвали упрощённый вариант глаголицы?

Когда в России празднуют День славянской письменности и культуры?

Что символизирует Неугасимая Лампада, установленная у подножия памятника Кириллу и Мефодию? (Вечную память)

Психологическая минутка:

Пускай поднимут правую руку те, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

Пусть коснутся кончика носа те, у кого есть белый цвет в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто съел сегодня весь завтрак.

Пусть улыбнутся все, у кого есть кошка.

Пусть закроют ладонями глаза все, кто живёт ниже третьего этажа.

6)Продолжение изучения темы

Задачи:

  • Сформировать представления о летописях

Работа с учебником ( с 56) (Чтение второго абзаца)

7) Первичное закрепление.



Что называют летописью?

Летопись – описание событий по годам. Славянское слово «лето» – переводится «год».

Слайд

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина»

Кто писал летописи? (Монахи)

Где? (При княжеских дворцах, в монастырях)

Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет»)

Кто её написал? (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор)

(Показать иллюстрацию на доске)

Слайд

Когда? (В начале 12 века)

Как историки называют «Повесть временных лет»?

( Повестью о начале Руси)

О содержании своего труда сам Нестор писал так:

«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть»

О чём хотел сказать Нестор?

-Каково начало Русской земли?

-Кто первым начал княжить в Киеве?

- Как образовалось Русское государство?»)

Летопись писали от руки, гусиным пером, с большим усердием выписывались буквы, заставки. Работа эта была очень кропотливой и долгой.

Слайд

К числу известных летописей того времени относятся «Слово о Законе и Благодати» (Автор – киевский митрополит Илларион) и «Слово о полку Игореве».

Слайд

Ученик:

В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.



8)Продолжение изучения темы

Задачи:

  • Сформировать представления о рукописные книги Древней Руси как о настоящих произведениях искусства.

Работа с учебником (с. 56). (Чтение первого абзаца в тексте «Рукописные книга»)

Какие мастера трудились над созданием книг?

-Переписчики,

-Художники,

-Переплётчики.

До XIV в. материалом для страниц рукописных книг служил пергамен.

Что такое пергамен?

Слайд



 Ученик 1: Пергамен – специально обработанная кожа телят, применявшаяся как основной материал для письма до изобретения бумаги. С появлением пергамена изменилась форма книги – вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному.

Ученик 2: Листы пергамена обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. Сложенные пополам, они представляли собой 4 книжных страницы. На пергамене можно было писать с обоих сторон листа.

Ученик 3: Нередко писцы жаловались на плохое качество пергамена– он требовал штопки и заделывания дыр. Писали гусиными перьями. Ненужные записи соскабливали и писали заново.

Ученик 4: Любители роскошных красочных изданий продолжали заказывать книги на пергамене и после появления бумаги. В дальнейшем пергамен стали использовать для обтягивания переплётов.

Учитель: Писали коричневыми или чёрными чернилами. Для украшения рукописей использовали природные краски: киноварь и охра.

Слайд

Киноварь-краска красного цвета,

Слайд

Охра-жёлтого цвета.

Слайд «Переписчик за работой»

В старину говорили, что от списывания книг «трое благо получишь: первое – от своих трудов питаешься, второе – праздного беса изгоняешь, третье – с Богом беседовать научаешься».

Книги украшали орнаментами и миниатюрами.


Слайд



Каждая глава и отдельная страница рукописи начиналась и заканчивалась рисунками-заставками и концовками.

 Слайд

Особое восхищение вызывают буквицы– начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью, отсюда и название "красная строка". Буквица призвана была заинтересовать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.

 Когда весь текст был переписан, мастер собирал двойные листы в тетради, а тетради сшивал в книгу и переплетал.

 Слайд

Ученик 1:

Переплётом для книги служили деревянные доски. Доски обтягивались тканью кожей, на которой горячими металлическими клеймами оттискивались орнаментальные рисунки.

Ученик 2:

Иногда на тиснёную кожу наносили позолоту. В переплёте употреблялись «жуковины» – гвозди с фигурными шляпками, застёжки – два кожаных ремешка с небольшими медными крючками и петлями. Это для того, чтобы переплёт не терял форму.

Слайд

Ученик 3:

Кроме того, переплёт иногда украшали металлическими пластинами в центре и на углах досок. Дорогие переплёты отличались от других тем, что вместо кожи крышки обтягивались бархатом или другой дорогой тканью.

Ученик 4:

Подобные переплёты изготовлялись по заказу государей, крупнейших деятелей церкви и представителей высшей аристократии, поскольку стоили они очень дорого.

9) Первичное закрепление.

На основе полученных знаний дополните предложения недостающими словами.

Слайд

Для письма на Руси использовался …(пергамен).

Переписчики писали …. (коричневыми) или … (чёрными) чернилами.

Охра- природная краска …(жёлтого) цвета.

Киноварь- природная краска …(оранжево-красного) цвета.

Орудием письма служили ….(гусиные перья).

Слайд «Спасибо за работу»

Игра «Найди пару»

Ученик 1:

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

 

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

 Ученик 3:

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Учитель: П. И. Чайковский написал гимн, который посвятил Кириллу и Мефодию – творцам славянской письменности.

Портрет композитора на доске. Гимн мы сейчас послушаем.

(Звучит гимн Кириллу и Мефодию)

10). Рефлексия

Блиц-опрос по материалу урока. Ответьте на вопросы. Правильные ответы поощряются жетонами.

(Жетоны «Спасибо», «За правильный ответ»)

  1. Кто на Руси создал славянскую письменность? (Кирилл и Мефодий)

  2. Как называлась первая азбука? (Глаголица)

  3. Как называется азбука, благодаря которой появился современный алфавит? (Кириллица)

  4. Что такое летопись? (Летопись - писание событий по годам)

  5. Где велись летописи? (В монастырях)

  6. Кем? (Монахами)

  7. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)

  8. На чём писали в Древней Руси? (На пергамене).

  9. Что такое пергамен? (Писчий материал из телячьей кожи)

  10. Почему его ценили?

(Стоил очень дорого. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте)

  1. Чем писали в Древней Руси? (Гусиными перьями).

  2. Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? (Переписчики, художники, переплётчики)

  3. Какие чернила использовали для письма? (Чёрные или коричневые)

  4. Что такое киноварь? (Краска красного цвета)

  5. Охра? (Краска жёлтого цвета)

  6. Когда в России празднуют День славянской письменности и культуры?

(24 мая)

 Учитель:

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Какое значение для русского народа имело появление книг и письменности?

Ученик: Широкое распространение на Руси получила грамотность.

(Работа с «Сокровищницей мудрых мыслей»)

У нас есть «Сокровищница мудрых мыслей». Мы будем извлекать из неё карточки и комментировать их содержание.

(На карточках напечатаны пословицы о книгах).

11) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник: стр. 58, задание из рубрики «Задание для домашней работы»

Рабочая тетрадь: с.18-19, выполнить задания

(Домашнее задание показать на слайде.

Иллюстрация странички рукописной книги – на доске)



За работу на уроке каждый получит тематическую закладку.

Книга-наше богатство, которое каждый должен беречь, а закладка в этом нам поможет.

Мне был очень приятно с вами работать, надеюсь и вам со мною.



Спасибо за работу на уроке.

До свидания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Титоренко Надежда Николаевна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390586


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства