«Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»
«Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»
Урок по окружающему миру-4 класс.Это не просто урок,а научный квест праздник, где каждый ребенок становится исследователем. Цели:Углубить и применить на практике знания о воде, воздухе, почве, растениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»»
«Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»
Урок по окружающему миру 4 класс.
Подготовила и провели – учитель начальных классов Новикова Е.А.
Учитель географии – Каменева Наталья Геннадьевна.
Это не просто урок, а научный квест-праздник, где каждый ребёнок становится исследователем.
Цели:
Углубить и применить на практике знания о воде, воздухе, почве, растениях.
Развить навыки наблюдения, выдвижения гипотез, проведения опытов и анализа результатов.
Стимулировать командную работу, любознательность и творческий подход к науке.
Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
План мероприятия .
1. Торжественное открытие (5 минут):
«Приветствие от учителя географии Каменевой Натальи Геннадьевны.
(Объявляет о старте фестиваля.)
Объяснение правил: каждая команда получает «Дневник исследователя» (красивый бланк с таблицами, графиками и местами для заметок и рисунков).
Представление станций.
2. Работа на научных станциях (30-40 минут): Команды по 3-5 человек работают по станциям. На каждой — свой ведущий (старшеклассник) и всё необходимое для опытов.
Станция «Водная лаборатория»:
Эксперимент 1: «Айсберг и солёность». Таяние льда в пресной и солёной воде, наблюдение за скоростью.
Эксперимент 2: «Магическая плёнка». Изучение поверхностного натяжения (скрепки на воде, эксперименты с мылом).
Задание в дневнике: Зарисовать, что происходит, ответить на вопрос: «Почему мыльный пузырь круглый?».
Станция «Воздушные вихри»:
Эксперимент 1: «Невидимая сила». Удержание бумаги над зажженной свечой с помощью воздушного потока (из трубочки или фена на низкой скорости) — изучение принципа Бернулли.
Эксперимент 2: «Торнадо в бутылке». Создание водяного вихря в двух соединённых бутылках.
Задание в дневнике: Объяснить, как воздух может двигать предметы.
Станция «Тайны почвы»:
Мини-исследование: «Что скрывает грунт?». Детям выдаются образцы разных почв (песок, глина, чернозём, готовый субстрат). Они изучают их под лупой, пробуют на ощупь, проверяют водопроницаемость.
Станция «Ботанический сад»:
Эксперимент: «Скорая помощь для семени». Дети рассматривают через лупу разные семена (фасоль, горох, лук), вспоминают стадии прорастания.
Мини-проект: Команда создаёт «идеальные условия» для проращивания на влажной салфетке в прозрачном стаканчике, маркирует его.
3. Защита мини-проектов (20-30 минут):
Все команды собираются вместе.
Каждая команда выбирает один самый понравившийся эксперимент и готовит его краткую презентацию: «Что мы делали? Что увидели? Какой вывод сделали?».
Выступление перед «учёным советом» (жюри из учителей) и другими командами.
Акцент на умении понятно рассказывать о своём исследовании.
4. Подведение итогов и награждение (10 минут):
Награды не только за «правильность», но и в специальных номинациях:
«Самая внимательная команда наблюдателей»
«Самый оригинальный вывод»
«За искусство презентации»
«Самые дружные исследователи»
Вручение значков «Юный естествоиспытатель» и сладких «научных» призов (леденцы в виде колб, печенье с изображением листьев).
Общая фотография с пробирками и дневниками.
Что это даёт:
Интеграция знаний: Дети видят связи между разными темами.
Практика: Навыки работы с лабораторным оборудованием (лупы, мерные стаканы и т.д.).
Коммуникация, публичные выступления, работа в команде.
Эмоции: Наука предстаёт как увлекательное приключение, полное открытий.
Такое мероприятие превращает рутинные эксперименты в целостный, яркий опыт, который запомнится детям надолго и действительно сформирует основу для научного мышления.
«Приветствие от учителя географии Каменевой Натальи Геннадьевны. (Объявляет о старте фестиваля.)
Эксперимент: «Скорая помощь для семени». Дети рассматривают через лупу разные семена (фасоль, горох, лук), вспоминают стадии прорастания.
Дневник исследователя
Фестиваль юных естествоиспытателей «Тайны нашей планеты»
Название нашей команды: ____________________________ Состав команды: ____________________________________ Наш девиз: _________________________________________
Академик-куратор (ФИО учителя или волонтёра): _________________________
Станция 1: «Водная лаборатория»
Задание 1: «Айсберг и солёность»
Моя гипотеза (что будет со льдинкой в солёной воде?):
Что я наблюдал(а) (зарисуй или опиши): [Место для рисунка: два стакана с водой и льдинками]