kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру-4 класс.Это не просто урок,а научный квест праздник, где каждый ребенок становится исследователем. Цели:Углубить и применить на практике знания о воде, воздухе, почве, растениях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»»

«Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»

Урок по окружающему миру 4 класс.

Подготовила и провели – учитель начальных классов Новикова Е.А.

Учитель географии – Каменева Наталья Геннадьевна.

Это не просто урок, а научный квест-праздник, где каждый ребёнок становится исследователем.

Цели:

  • Углубить и применить на практике знания о воде, воздухе, почве, растениях.

  • Развить навыки наблюдения, выдвижения гипотез, проведения опытов и анализа результатов.

  • Стимулировать командную работу, любознательность и творческий подход к науке.

  • Создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

План мероприятия .

1. Торжественное открытие (5 минут):

  • «Приветствие от учителя географии Каменевой Натальи Геннадьевны.

  • (Объявляет о старте фестиваля.)

  • Объяснение правил: каждая команда получает «Дневник исследователя» (красивый бланк с таблицами, графиками и местами для заметок и рисунков).

  • Представление станций.

2. Работа на научных станциях (30-40 минут):
Команды по 3-5 человек работают по станциям. На каждой — свой ведущий (старшеклассник) и всё необходимое для опытов.

  • Станция «Водная лаборатория»:

    • Эксперимент 1: «Айсберг и солёность». Таяние льда в пресной и солёной воде, наблюдение за скоростью.

    • Эксперимент 2: «Магическая плёнка». Изучение поверхностного натяжения (скрепки на воде, эксперименты с мылом).

    • Задание в дневнике: Зарисовать, что происходит, ответить на вопрос: «Почему мыльный пузырь круглый?».

  • Станция «Воздушные вихри»:

    • Эксперимент 1: «Невидимая сила». Удержание бумаги над зажженной свечой с помощью воздушного потока (из трубочки или фена на низкой скорости) — изучение принципа Бернулли.

    • Эксперимент 2: «Торнадо в бутылке». Создание водяного вихря в двух соединённых бутылках.

    • Задание в дневнике: Объяснить, как воздух может двигать предметы.

  • Станция «Тайны почвы»:

    • Мини-исследование: «Что скрывает грунт?». Детям выдаются образцы разных почв (песок, глина, чернозём, готовый субстрат). Они изучают их под лупой, пробуют на ощупь, проверяют водопроницаемость.

  • Станция «Ботанический сад»:

    • Эксперимент: «Скорая помощь для семени». Дети рассматривают через лупу разные семена (фасоль, горох, лук), вспоминают стадии прорастания.

    • Мини-проект: Команда создаёт «идеальные условия» для проращивания на влажной салфетке в прозрачном стаканчике, маркирует его.

3. Защита мини-проектов (20-30 минут):

  • Все команды собираются вместе.

  • Каждая команда выбирает один самый понравившийся эксперимент и готовит его краткую презентацию: «Что мы делали? Что увидели? Какой вывод сделали?».

  • Выступление перед «учёным советом» (жюри из учителей) и другими командами.

  • Акцент на умении понятно рассказывать о своём исследовании.

4. Подведение итогов и награждение (10 минут):

  • Награды не только за «правильность», но и в специальных номинациях:

    • «Самая внимательная команда наблюдателей»

    • «Самый оригинальный вывод»

    • «За искусство презентации»

    • «Самые дружные исследователи»

  • Вручение значков «Юный естествоиспытатель» и сладких «научных» призов (леденцы в виде колб, печенье с изображением листьев).

  • Общая фотография с пробирками и дневниками.

Что это даёт:

  • Интеграция знаний: Дети видят связи между разными темами.

  • Практика: Навыки работы с лабораторным оборудованием (лупы, мерные стаканы и т.д.).

  • Коммуникация, публичные выступления, работа в команде.

  • Эмоции: Наука предстаёт как увлекательное приключение, полное открытий.

Такое мероприятие превращает рутинные эксперименты в целостный, яркий опыт, который запомнится детям надолго и действительно сформирует основу для научного мышления.

  • «Приветствие от учителя географии Каменевой Натальи Геннадьевны. (Объявляет о старте фестиваля.)



    • Эксперимент: «Скорая помощь для семени». Дети рассматривают через лупу разные семена (фасоль, горох, лук), вспоминают стадии прорастания.



Дневник исследователя

Фестиваль юных естествоиспытателей «Тайны нашей планеты»

Название нашей команды: ____________________________
Состав команды: ____________________________________
Наш девиз: _________________________________________

Академик-куратор (ФИО учителя или волонтёра): _________________________

Станция 1: «Водная лаборатория»

Задание 1: «Айсберг и солёность»

  • Моя гипотеза (что будет со льдинкой в солёной воде?):

  • Что я наблюдал(а) (зарисуй или опиши):
    [Место для рисунка: два стакана с водой и льдинками]

  • Мой вывод: _________________________________________

Задание 2: «Магическая плёнка»

  • Что удалось заставить плавать на воде (скрепка, иголка)? _________________

  • Что произошло, когда добавили мыло? ________________________________
    [Место для рисунка: поверхность воды до и после мыла]

Станция 2: «Воздушные вихри»

Задание 1: «Невидимая сила»

  • Как вёл себя листок бумаги над свечой, когда мы дули? ____________________


  • Почему так произошло? (Нарисуй стрелками движение воздуха):
    [Место для схемы с рисунком свечи, бумажки и воздушного потока]

Задание 2: «Торнадо в бутылке»

  • Опиши, как образуется водяной вихрь: _____________________________


  • Похоже на природное явление: _________________________

Станция 3: «Тайны почвы»

Мини-исследование: «Паспорт образца почвы»

Образец (цвет, название)

На ощупь (рассыпчатая, липкая и т.д.)

Скорость впитывания воды (быстро/медленно)

Что я в нём увидел(а) под лупой (корешки, песчинки, камешки)?

Образец 1: _______________

_____________________

_____________________

_____________________________

Образец 2: _______________

_____________________

_____________________

_____________________________

Образец 3: _______________

_____________________

_____________________

_____________________________

Мой главный вывод: Для жизни растения лучше всего подходит почва № ____, потому что _______________________________________________________

Станция 4: «Ботанический сад»

  • Зарисуй семя, которое ты выбрал(а) для проращивания (увеличь детали!):
    [Место для крупного рисунка семечка]

  • Как ты создал(а) для него «идеальные условия»? __________________________

  • Мой прогноз: Как будет выглядеть наш росток через 5 дней?
    [Место для рисунка-прогноза: стаканчик с ростком]

Подготовка к выступлению.

Нам нужно выбрать один самый удивительный эксперимент и представить его!

  • Мы выбираем эксперимент со станции: _____________________________

  • Его название: _________________________________________________

  • Краткий отчёт для выступления (заполняем вместе, всем командой):

    1. Цель: Что мы хотели узнать? ___________________________

    2. Что делали (ход эксперимента): _________________________

    3. Что увидели (результаты): _____________________________

    4. Наш главный вывод: ___________________________________

Итоги экспедиции

  • Самое неожиданное открытие сегодня для меня: ___________________________

  • Больше всего мне понравилось на станции: _______________________________

  • У меня появился новый вопрос, на который я хочу найти ответ: ____________

  • Печати станций и подписи кураторов:

Станция

Печать/Нашивка (рисунок или штамп)

Подпись Академика-куратора

Водная лаборатория

[ ]

_________________

Воздушные вихри

[ ]

_________________

Тайны почвы

[ ]

_________________

Ботанический сад

[ ]

_________________








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Фестиваль юных исследователей: Тайны нашей планеты»

Автор: Новикова Екатерина Александровна

Дата: 13.12.2025

Номер свидетельства: 678952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства