Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Слова-антонимы
Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Слова-антонимы
Данная разработка содержит конспект факультативного занятия "Весёлая грамматика" в 1 классе. Цель - формировать первоначальное представление о словах-антонимах, умение подбирать антонимы к слову-предмету, слову-признаку, слову-действию, составлять пары слов противоположные по значению, сравнивать, анализировать, обобщать; развивать фонематический слух, мышление, умение употреблять слова-антонимы в разных речевых ситуациях, обогащать словарный запас; воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Слова-антонимы»
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Факультатив Весёлая грамматика
Тема: СЛОВА-АНТОНИМЫ
Цель:
обучающая - формировать первоначальное представление о словах-антонимах, умение подбирать антонимы к слову-предмету, слову-признаку, слову-действию, составлять пары слов противоположные по значению, сравнивать, анализировать, обобщать;
развивающая - развивать фонематический слух, мышление, умение употреблять слова-антонимы в разных речевых ситуациях, обогащать словарный запас;
воспитывающая - воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа и практическая работа.
Дидактическое обеспечение урока: предметные и сюжетные картинки, словарь антонимов.
Ход урока
1 Организационный этап: готовность к уроку, психологический настрой учащихся.
2 Актуализация: сообщение темы урока.
3 Формирование новых понятий и способов действий: антоним, пары слов противоположные по значению, словарь антонимов.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Минус – плюс,
огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
В.А. Синицын
Антонимы – это слова, имеющие противоположное значение.Антонимы используются главным образом для выражения противопоставления.
Примеры антонимов к словам-предметам:
гордость – стыд;
грусть – веселье, радость;
друг – недруг, враг;
зло – добро;
тревога – спокойствие, покой;
брюнет – блондин;
день – ночь;
теснота – простор;
север – юг;
минус – плюс;
земля – небо;
жара – мороз.
- Антонимы широко используются в пословицах и поговорках.
Работа с пословицами. Найти антонимы, объяснить их смысл.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух.
Труд человека кормит, а лень портит.
Где обман, там правды нет.
Свет победит тьму, а мир войну.
Лето припасает, а зима подъедает.
Глупый киснет, а умный всё промыслит.
- Предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п.
- Почему в речи мы противопоставляем один предмет другому предмету? Чтобы лучше представить себе особенности каждого предмета.
- Назовите предметы, которые можно противопоставлять друг другу по какому-нибудь признаку. Можно противопоставлять реку и ручей по ширине, зиму и лето по температуре, орла и ласточку по величине и т. д. Например: Река широкая, а ручей узкий. Лето тёплое, а зима – холодное время года.
Задание. На каких антонимах построены загадки? Отгадать загадки.
1. По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал, –
Белый зёрна поклевал.
А. Рождественская
2. Кадка стара, а покрышка нова.
3. Два брата младших впереди, два брата старших позади, бегут, друг друга не догонят.
- По скольким признакам один предмет можно противопоставить другому? Предметы можно противопоставить друг другу по одному какому-либо признаку: по ширине, силе и т. п.
- Антонимы используются для выражения противопоставления, позволяют описать противоположные цвета, чувства, мысли, сделать речь выразительной, яркой.
- Для чего используют словарь антонимов? Для объяснения значения слова.
- Приведите примеры слов-предметов, противоположных по смыслу.
- Приведите примеры слов-признаков, противоположных по смыслу.
- Приведите примеры слов-действий, противоположных по смыслу.
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.