Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Путешествие в страну слов
Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Путешествие в страну слов
Данная разработка содержит конспект факультативного занятия "Весёлая грамматика" для учащихся 1 класса. Цель - формировать понятие о предмете и слове как его названии, умение соотносить вопросы кто? ч т о? и слово-название предмета, умения классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению и ставить к ним вопросы, правильно использовать слова в предложении и словосочетании, сравнивать, анализировать, обобщать; развивать фонематический слух, речь, мышление; воспитывать культуру общения с одноклассниками в коллективной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие по развитию письменной речи учащихся. Тема: Путешествие в страну слов»
Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Факультатив Весёлая грамматика
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛОВ
Цель:
обучающая - формировать понятие о предмете и слове как его названии, умение соотносить вопросы кто? ч т о? и слово-название предмета, умения классифицировать и объединять слова-названия предметов в группы по их лексическому значению и ставить к ним вопросы, правильно использовать слова в предложении и словосочетании, сравнивать, анализировать, обобщать;
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Кузнечик, ворона, ученик заяц, медведь, ласточка, стрекоза, жук, сорока, врач, лисица, художник)
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? (Стол, диван, кресло, чайник, стакан, тарелка)
- Почему к одним словам ставится вопрос кто?, а к другим – что? (Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные слова-предметы отвечают на вопрос что?)
- Распределите слова по тематическим группам (5 групп). В группу слова-названия объединяются по общему признаку (в значении слов есть что-то общее, т.е. общий признак).
Люди: ученик, врач, художник.
Мебель: стол, диван, кресло.
Посуда: чайник, стакан, тарелка.
Насекомые:кузнечик, стрекоза, жук.
Звери: заяц, медведь, лисица.
- Назовите слова, которые оказались «лишними». (Ворона, ласточка, сорока)
- Дайте название этой тематической группе. (Птицы)
Физминутка.
Учитель произносит слова, отвечающие на вопросыкто?иличто?Услышав слово, отвечающее на вопрос что?, учащиеся приседают, вытягивая руки вперед. Если слово, отвечающее на вопрос кто?, встают на носочки ног, руки над головой.
Упражнение.Прочитайте. Распределите слова на две группы. Задайте к ним вопрос кто?иличто? Первая группа – имена людей и клички животных, вторая – фрукты и овощи.
Запомните предметы, изображенные на плакате. По памяти распределите слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
Упражнение. Правильно закончите начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задайте вопрос кто? или что? Обоснуйте свое решение.
Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).
В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).
Задание.Отгадывание загадок. К отгадке поставить вопрос.
Я оставляю тонкий след,
но жить он может много лет. Перо.
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. Книга.
Кто на себе свой дом носит? Улитка.
Какая птица в лесу обитает,
всем имя своё называет? Кукушка.
Задание. Разделить слова на две группы в зависимости от того, что они обозначают: зверей или птиц. Перед словом поставить вопрос.
Сорока, тигр, ласточка, медведь, чайка, рысь.
Учащиеся делят слова в две группы: птицы, звери. В каждую группу добавляют еще по одному слову.
Задание. Найти слова, отвечающие на вопрос что?
«Улыбнулось из-за тучи солнышко. Затих, перестал дождь. Быстро прокатилась гроза. Глуше и глуше гром». (И. Соколов-Микитов).
Учитель обращает внимание учащихся на то, что слова дождь, гроза, гром обозначают явления природы.
Задание. Отгадывание загадок. Отгадки объединить в одну группу и задать вопрос:
Не зверь, не птица, а нос, как спица,
Летит – кричит, сядет – молчит.
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. Комар.
Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт: летит – воет,
Упадёт – землю роет. Жук.
Тонко кружево плету: не заметишь на лету,
Кто в мою попался сеть, в ней останется
Висеть. Паук.
Образец:Насекомые: кто? комар, ...
Задание. Замените в слове одну букву так, чтобы слово отвечало на вопрос кто?
Коса, мак, капля, сон, кол.
Возможные ответы:
Коза, рак, цапля, сом, вол.
Обобщение и систематизация знаний:
- Слова, которые обозначают предметы, отвечают на вопросы кто? или что? С помощью этих слов люди дают названия предметам, которые существуют вокруг них:стол, дом, человек, школа.
- Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте перед словом вопрос.
- Вопрос кто? задаётся к словам, обозначающим предметы, если они называют людей и животных.
- К словам, обозначающим все другие предметы, должны задавать вопрос что?
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.