Факультативное занятие по развитию логического мышления младших школьников. Тема: Зашифрованные примеры (2 часть)
Факультативное занятие по развитию логического мышления младших школьников. Тема: Зашифрованные примеры (2 часть)
Данная разработка содержит конспект факультативного занятия "Весёлая математика" в 1 классе по теме "Зашифрованные примеры". Цель - формировать у учащихся представление о разнообразии математических головоломок, понятие «зашифрованные примеры»; развивать математическую интуицию, сообразительность, внимательность; воспитывать самостоятельность, творческое отношение к приобретению знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Зачем люди шифруют свои послания? Чтобы посторонние или враги не могли их прочитать.
- Шифр ROT1 знают многие дети. С английского он переводится «сдвиньте алфавит на одну букву вперёд». У этого шифра простой ключ: каждая буква заменяется на букву, которая следует за ней в алфавите. Например, А заменяется на Б, Б на В и т.д.
Настоящая буква
Зашифрованная буква
Настоящая буква
Зашифрованная буква
Настоящая буква
Зашифрованная буква
А
Б
К
Л
Х
Ц
Б
В
Л
М
Ц
Ч
В
Г
М
Н
Ч
Ш
Г
Д
Н
О
Ш
Щ
Д
Е
О
П
Щ
Ь
Е
Ё
П
Р
Ь
Ъ
Ё
Ж
Р
С
Ъ
Ы
Ж
З
С
Т
Ы
Э
З
И
Т
У
Э
Ю
И
Й
У
Ф
Ю
Я
Й
К
Ф
Х
Я
А
Шифр ROT1 легко понять и применить, но его также легко и расшифровать. Поэтому его нельзя использовать для серьезного шифрования. Зато можно весело и с радостью играть, как в настольную дидактическую игру.
- Попробуйте расшифровать сообщение:
РСЙГЁУ! ЛБЛ УГПЙ ЕЁМБ?
- Здесь зашифровано: «Привет! Как твои дела?»
- Составьте шифровку (напишите ответ на это сообщение): «У нас кружок «Весёлая математика»
Ф ОБТ ЛСФЗПЛ «ГЁТЖМБА НБУЁНБУЙЛБ»
- Сегодня мы продолжим шифровать и расшифровывать сообщения с помощью примеров. Итак, тема занятия – зашифрованные примеры.
3 Формирование новых понятий и способов действий: шифр, шифровка, зашифрованный пример, ключ к шифру.
4 Применение. Формирование умений и навыков.
Устный счёт
1. Назовите соседей числа 4, 8
2. Увеличьте на 2: числа 5,7.
3. Уменьшите на 2: числа 4,6
4 .Какое число называют при счете после числа 18?
5. Перед числом 17?
6. Между числами 14 и 16?
7. Какое число больше на 1, чем 13?
8. Увеличьте 16 на 1.
9. Уменьшите 15 на 1.
- Давайте вспомним, что такое «зашифрованные примеры»? Примеры, в которых спряталось слово, называются зашифрованными примерами.
- Что такое «шифровка». Это зашифрованное слово.
- Что нужно знать, чтобы расшифровать слово или текст? Нужно знать ключ шифра.
- Что такое «ключ шифра»? Это набор значений, который обозначают зашифрованную букву. Шифр – это все ключи.
Задание. Вычислите и расшифруйте слово.
Н
1 + 4 - 2
А
6 - 2 - 2
К
7 + 2 - 8
Ы
6 – 4 + 6
И
4 – 0 + 0
Л
6 + 4 - 3
У
5 + 3 - 2
Шифровка
1
2
3
4
1
6
7
8
К
А
Н
И
К
У
Л
Ы
Ответ: зашифровано слово «каникулы».
Задание. Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово.
10 + 2 - 6 =
6
Н
15 - 7 + 2 =
16
К
1 + 18 - 9 =
10
О
13 + 7 - 15 =
5
А
12 + 8 - 6 =
14
Ш
11 + 9 - 12 =
8
Т
4 - 3 + 18 =
19
А
5 6 8 10 14 16 19
А Н Т О Ш К А
Ответ: Антошка.
Задание. Максим ходил на рыбалку и поймал…Чтобы узнать ответ, решите примеры.
Е
4 - 1 + 5
Т
10 - 8 + 4
Н
3 + 6 - 5
Ц
9 - 4 + 4
Л
3 + 7 - 8
У
9 - 3 - 3
6
3
4
8
9
Т
У
Н
Е
Ц
Ответ: тунец.
Физминутка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
Задание. Решите примеры и расшифруйте слово.
Н
11 - 8
М
4 - 2 + 5
Р
3 + 7
А
10 - 8 + 4
Ф
12 + 5
О
3 + 4 + 5
Т
8 + 6
С
9 - 5 - 3
1
7
6
10
14
17
12
3
С
М
А
Р
Т
Ф
О
Н
Ответ: смартфон.
Задание. Решите примеры и расшифруйте слово.
Е
12 - 2 - 1
М
5 +2 + 5
Т
11 - 1 - 9
К
2 + 4 + 4
И
6 + 4 - 5
А
9 - 3 - 3
12
3
1
9
12
3
1
5
10
3
М
А
Т
Е
М
А
Т
И
К
А
Ответ: математика.
Задание. Решите примеры и расшифруйте пословицу. Объясните её смысл.
Я
11 - 8
К
4 - 2 + 5
Ч
4 - 1 - 3
О
3 + 7
Л
10 - 8 + 4
У
10 - 4 + 6
Д
12 + 5
Ш
3 + 6 + 5
М
3 + 6 - 5
Г
8 + 6
З
9 - 5 - 3
Е
3 + 7 - 8
А
13 - 8
Ь
3 + 7 + 8
Н
17 - 9
Б
9 + 3 - 3
4
5
6
2
8
18
7
10
2
17
2
6
10
6
12
0
11
2
М
А
Л
Е
Н
Ь
К
О
Е
Д
Е
Л
О
Л
У
Ч
Ш
Е
9
10
6
18
11
10
14
10
9
2
1
17
2
6
18
3
Б
О
Л
Ь
Ш
О
Г
О
Б
Е
З
Д
Е
Л
Ь
Я
5 Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
6 Рефлексия. Учащиеся дают оценку своего эмоционального состояния, взаимодействия с учителем и одноклассниками.