I. Проверка домашнего задания | -К какому уроку вы приготовились? Пожелайте друг другу удачи на уроке. -Какое произведение по жанру вы готовили дома? Как называется? Кто написал? Проведём конкурс выразительного чтения стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист…» Е. Баратынского | Внимательно слушают, анализируют чтение, осуществляют оценку учебных действий. | Владеют навыками контроля и оценки учебной деятельности на уроке |
II. Актуализация опорных знаний | -Вспомните по какой теме вы работаете? -О чём сегодня будем читать? -Как называется произведение? Кто написал? -Сформулируйте цель урока. | Познакомимся со стихотворением Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», составим модель обложки, будем отвечать на вопросы и учиться читать выразительно. | Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. |
III.Работа по теме Постановка учебной задачи. Рассказ о поэте. Моделирование обложки 5.Повторное чтение и беседа по содержанию. 6.Самостоятельное чтение. | -Прочитайте название стихотворения. Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, изучил латынь и древнеримскую поэзию -Возьмите листочки и выполните модель обложки к прочитанному произведению. -Какое это произведение по жанру? Какова тема стихотворения? Кто написал? Как называется? -Откройте учебник, как можно доказать, что это стихотворение? -Прочитайте пары рифмующих слов. -Почему вы выбрали эти слова? -Сколько смысловых частей в этом стихотворении? -Кто герои нашего произведения? -Как относится автор к Зиме? -Как он её называет? Почему? -Как называет Весну? Что делает Зима? А Весна? -Какие средства выразительности использует Ф. Тютчев в этом стихотворении? -Прочитайте стихотворение про себя. Дети 1 варианта найдут слова, описывающие действия Весны. -Дети 2 варианта найдут слова, описывающие действия Зимы. -Как вы думаете, почему автор отзывается о Весне с одобрением, а о Зиме - с осуждением? Такое яркое противопоставление называется контрастом. -Для чего поэт в этом стихотворении использовал контраст? Зима -«Злая ведьма», а Весна «прекрасное дитя». Весна «в окно стучится», «хохочет», а Зима «злится», «ворчит», «взбесилась». Зима понимает, её время сочтено и бросает в Весну снежок. Весна бодра и жизнерадостна. На стороне Весны природа: «всё засуетилось, всё нудит Зиму вон» | Внимательно слушают. Объясняют значение слов. Выполняют задания. Осуществляют повторное чтение по цепочке. Поэт одушевил, наделил зиму и весну человеческими качествами. Чтобы показать противостояние добра и зла. | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя. Умеют оформлять свою мысль в устной форме. Ориентируются в своей системе знаний Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формулируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. |
7. Работа с иллюстрацией. 8. Выразительное чтение 9. Работа по тетради. | - Прочитайте стихотворение ещё раз. Посмотрите на знаки препинания. Подумайте с какой интонацией надо их читать. - Какую строчку следует читать с восхищением? - Какую строчку читать с вопросительной интонацией? - Как читать последнюю строчку? (с радостью, надеждой) - Рассмотрите иллюстрацию. - Как иллюстратор показывает Зиму? Весну? - Мы подробно обсудили как надо читать стихотворение, думаю, это поможет вам, сейчас при чтении. Чтение стихотворения учащимися. Слушаю 3-4 учеников. Откройте тетради. Выполните работу в парах: задание 3 и 4. | Высказывают своё предположение. Упражняются в выразительном чтении. | Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей системе знаний. Делают выводы в результате работы. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру. Формируют и аргументируют своё мнение по обсуждаемой проблеме. |