kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта Ф.И. Тютчева,  введение понятий «эпитет», «олицетворение», обучение анализу стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»»


МБОУ «Гапкинская СОШ»





Урок литературного чтения

УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс






Тема: Ф.И.Тютчев«Есть в осени первоначальной…»





















Учитель: Мустафина Е.В.




Цели:

предметные УУД – познакомить с жизнью и творчеством русского поэта Ф.И. Тютчева, ввести понятие «эпитет», «олицетворение», учить анализу стихотворений ;


личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к природе родного края;


познавательные УУД – познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», совершенствовать навык выразительного чтения, формировать умение анализировать поэтическое произведение, показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи;


коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;


регулятивные УУД - развивать навыки контроля и самоконтроля.


Осваемые понятия: (новые слова, термины): эпитет, олицетворение.


Оборудование и дидактический материал:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс – М.: Вентана-Граф, 2015.

  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2017.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Компьютерная презентация урока.

  5. Выставка книг стихов русских поэтов.

  6. Рабочий лист учащихся.

  7. Эмблемы (смайлики).


План урока.


  1. Организационный момент

Учитель.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ:

Вы учите их – они учат вас!

Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Подарите каждому

По кусочку солнышка,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышка.


  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня вы познакомитесь еще с одним стихотворением об осени. Осень… она действительно разнообразна. Об этом писали многие русские поэты.

- Ребята, вспомните какие стихотворения об осени вы уже знаете?

(чтение учащимися нескольких стихотворений наизусть).

- Давайте назовем приметы осени. (Листья желтеют, солнце светит, но не греет, дни стали короче, птицы готовятся к отлету и т.д.)

- А теперь, обратите внимание как это время года изобразили наши учащиеся в рисунках.

Вывод: Осень разноцветная, роскошная, богатая на краски и дары. Художники называют ее золотой. Если внимательно всмотреться в это время года, то можно придти к выводу:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора…


  1. Знакомство с новым материалом.

Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Презентация биографии поэта. (работа учащейся Мустафиной В.)


  1. Знакомство с текстом.

Сейчас мы окунемся в это изумительное красивое время года и послушаем удивительное стихотворение.

Просмотр учебного фильма.


Учитель. Ребята, какие чувства у вас вызвал этот фильм?

- С помощью каких дополнительных выразительных средств передается настроение произведения?

- В фильме звучала музыка русского композитора А.П. Бородина «Маленькая сюита» для фортепиано, ноктюрн.


  1. Первичное чтение учащимися.

- Прочитайте самостоятельно. Найдите незнакомые слова или выражения.


  1. Работа со словарем.

- Предлагаю вам поработать с заданием №1 в парах. В какие из предложенных объяснений значений слов являются, по вашему мнению, правильным?

Рабочий лист учащегося:

Задание №1

Объясните значение слов:

Лазурь – это…

Борозда – это…

1) углубление (канавка) между грядами; след от плуга;

2) длинная узкая лента;

3) светло-синий, небесный цвет.


Проверка выполненного задания. Слайд 4





  1. Введение понятий – эпитет, олицетворение.

- Ребята, давайте познакомимся с новыми для нас понятиями, такими как: эпитет и олицетворение. Слайд 5.

  1. Анализ произведения.

а) Чтение первой строфы учениками. 
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный, I 
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
б) Работа в парах.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
Учитель:
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»).
Учитель:
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?
Ученица: 
Автор употребляет прием сравнения.
Учитель:
- Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он?
Ученики: 
- Прозрачный, чистый, безоблачный.
Учитель:
- Какой знак стоит в конце строфы?
Ученик:
- Многоточие.
Учитель:
- Почему?
Ученик:
- Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».

Чтение второй строфы учениками.
Где бодрый серп гулял и падал колос, I 
Теперь уж пусто все – простор везде, I 
Лишь паутины тонкий волос 
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
Учитель:
- Какие приемы использует Ф. Тютчев?
Ученик:
- Олицетворение.
Учитель:
- Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе?
Ученица:
- «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья.

Чтение третьей строфы.
Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I 
Но далеко еще до первых зимних бурь - I 
И льется чистая и теплая лазурь 
На отдыхающее поле.....II 
Учитель:
- Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении.
Ученик:
- теперь уж пусто все.
Учитель:
- Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт?
Ученица:
- Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле.
- Учитель:
- А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? 
Ученик: 
- Бабье лето.


  1. Работа над выразительностью чтения.

- А сейчас ребята мы научимся выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы. Для этого возьмите рабочий лист и простым карандашом проставьте логические паузы: / - короткая, // - длинная.

- Прочтите это стихотворение в группах, выберите лучшего чтеца группы.


  1. Конкурс чтецов.

- Чье чтение, вам понравилось? Обоснуйте свою точку зрения.


  1. Самостоятельная работа.

- В рабочих листах выполните по выбору задание №2 или №3, подчеркнув правильный ответ.

Задание №2

Какое настроение поэта вы почувствовали?

  1. радостное, бодрое

  2. спокойное, задумчивое

  3. грустное, тревожное

  4. весёлое, шутливое

Задание №3

Какие чувства передает это стихотворение?

  1. сомнение, удивление

  2. испуг, сочувствие

  3. веселье, восторг

  4. любование, восхищение



  1. Подведение итога урока.

- Итак, ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Какое время года описывает поэт?


  1. Рефлексия.

- Предлагаю посмотреть работу учащейся Костроминой Д. «Осень в родном краю».

- Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией, возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что – то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось много вопросов, то возьмите коричневый листочек.

Спасибо! У нас получился прекрасный листопад…






































Ф. И. Тютчев


* * *

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…


Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.


Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

22 августа 1857





____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Рабочий лист


1. ____________________

Первоначальной → ____________________ синонимы

↓ ↘_____________________

_________________

2. В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это , потому что ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремиться как можно полнее вобрать в себя последнюю красоту осенней природы.


3. Особенности

↙ ↓ ↘

_______________ ________________ ________________


Что общего у хрусталя и воздуха:


День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.

Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и чётко слышен.

День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.


Хрустальный день … Выберите и подчеркните правильный ответ:


Холодно или жарко, есть ли ветер или безветрие, прозрачен ли воздух или тягуч и плотен,

звук разносится далеко или слышен плохо


  1. Что ещё может быть лучезарным, т.е. светлым, ясным, тёплым.


__________________________________ _______________________________

__________________________________ _______________________________

__________________________________ _______________________________


  1. Почему борозда праздная, а не праздничная?


Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Праздная жизнью Праздно проводить время.

Праздничный – 1. Торжественный день в честь кого-то или чего-то.

2. Выходной или нерабочий день.

____________________________________

2. Бесцельный, пустой. Праздное любопытство.


____________________________________

____________________________________

____________________________________

_____________________________________

  1. Какое настроение, состояние души пытается передать Ф. И. Тютчев:

напряжения, покоя, усталости, восторга

Приложение 3


И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут последние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное , прощальное слышится и видится в нём.


Можно перед написанием мини-сочинения предложить слабым детям прочитать рассказ

И. Соколова-Микитова и написать свою работу дома.






Название горный хрусталь ввёл в употребление древнегреческий учёный Теофраст. Происходит оно от греческого кристаллос – лёд. Древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл. Народы Тибета применяли хрустальные шары (как концентрирующие бактерицидный ультрафиолет линзы) при лечении ран. Из хрустала вырезались чаши и кубки – и именно из них в древнегреческих мифах боги, герои и цари вволю вкушали вино. В зной египетские фараоны прикладывали ладони к гладким и холодным шарам из этого камня – для охлаждения своих царственных рук.

Можно использовать как дополнительный

информационный материал.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Автор: Мустафина Елена Владимировна

Дата: 16.11.2017

Номер свидетельства: 439141


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства