Просмотр содержимого документа
«Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»»
МБОУ «Гапкинская СОШ»
Урок литературного чтения
УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс
Тема: Ф.И.Тютчев«Есть в осени первоначальной…»
Учитель: Мустафина Е.В.
Цели:
предметные УУД – познакомить с жизнью и творчеством русского поэта Ф.И. Тютчева, ввести понятие «эпитет», «олицетворение», учить анализу стихотворений ;
личностные УУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на понимание причин успеха в уч. деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, воспитывать любовь к природе, к природе родного края;
познавательные УУД – познакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», совершенствовать навык выразительного чтения, формировать умение анализировать поэтическое произведение, показать общую природу художественного образа в разных видах искусства и обратить внимание на специфику его выражения языком поэзии, музыки, живописи;
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника; договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;
регулятивные УУД - развивать навыки контроля и самоконтроля.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс – М.: Вентана-Граф, 2015.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса. – М.: Вентана-Граф, 2017.
Мультимедийный проектор.
Компьютерная презентация урока.
Выставка книг стихов русских поэтов.
Рабочий лист учащихся.
Эмблемы (смайлики).
План урока.
Организационный момент
Учитель.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ:
Вы учите их – они учат вас!
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня вы познакомитесь еще с одним стихотворением об осени. Осень… она действительно разнообразна. Об этом писали многие русские поэты.
- Ребята, вспомните какие стихотворения об осени вы уже знаете?
(чтение учащимися нескольких стихотворений наизусть).
- Давайте назовем приметы осени. (Листья желтеют, солнце светит, но не греет, дни стали короче, птицы готовятся к отлету и т.д.)
- А теперь, обратите внимание как это время года изобразили наши учащиеся в рисунках.
Вывод: Осень разноцветная, роскошная, богатая на краски и дары. Художники называют ее золотой. Если внимательно всмотреться в это время года, то можно придти к выводу:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора…
Знакомство с новым материалом.
Эти строки принадлежат перу великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева.
Сейчас мы окунемся в это изумительное красивое время года и послушаем удивительное стихотворение.
Просмотр учебного фильма.
Учитель. Ребята, какие чувства у вас вызвал этот фильм?
- С помощью каких дополнительных выразительных средств передается настроение произведения?
- В фильме звучала музыка русского композитора А.П. Бородина «Маленькая сюита» для фортепиано, ноктюрн.
Первичное чтение учащимися.
- Прочитайте самостоятельно. Найдите незнакомые слова или выражения.
Работа со словарем.
- Предлагаю вам поработать с заданием №1 в парах. В какие из предложенных объяснений значений слов являются, по вашему мнению, правильным?
Рабочий лист учащегося:
Задание №1
Объясните значение слов:
Лазурь – это…
Борозда – это…
1) углубление (канавка) между грядами; след от плуга;
2) длинная узкая лента;
3) светло-синий, небесный цвет.
Проверка выполненного задания. Слайд 4
Введение понятий – эпитет, олицетворение.
- Ребята, давайте познакомимся с новыми для нас понятиями, такими как: эпитет и олицетворение. Слайд 5.
Анализ произведения.
а) Чтение первой строфы учениками. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. II Весь день стоит как бы хрустальный, I И лучезарны вечера.....II Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы. б) Работа в парах. (Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя). Учитель: - Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах? Ученики: («Дивная пора», «лучезарны вечера»). Учитель: - Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»? Ученица: Автор употребляет прием сравнения. Учитель: - Удалось ли вам наблюдать «Хрустальный день». Опишите его? Какой он? Ученики: - Прозрачный, чистый, безоблачный. Учитель: - Какой знак стоит в конце строфы? Ученик: - Многоточие. Учитель: - Почему? Ученик: - Поэт может бесконечно говорить об этой «дивной поре».
Чтение второй строфы учениками. Где бодрый серп гулял и падал колос, I Теперь уж пусто все – простор везде, I Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. II (Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы). Учитель: - Какие приемы использует Ф. Тютчев? Ученик: - Олицетворение. Учитель: - Что имел в виду автор, говоря о серпе как о живом существе? Ученица: - «Бодрый серп гулял»– он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья.
Чтение третьей строфы. Пустеет воздух, I птиц не слышно боле, I Но далеко еще до первых зимних бурь - I И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле.....II Учитель: - Федор Иванович Тютчев рисует картину осени, которая приносит с собой грусть. Отыщите эти строчки в стихотворении. Ученик: - теперь уж пусто все. Учитель: - Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? Ученица: - Но далеко еще до первых зимних бурь - / И льется чистая и теплая лазурь / На отдыхающее поле. - Учитель: - А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? Ученик: - Бабье лето.
Работа над выразительностью чтения.
- А сейчас ребята мы научимся выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы. Для этого возьмите рабочий лист и простым карандашом проставьте логические паузы: / - короткая, // - длинная.
- Прочтите это стихотворение в группах, выберите лучшего чтеца группы.
Конкурс чтецов.
- Чье чтение, вам понравилось? Обоснуйте свою точку зрения.
Самостоятельная работа.
- В рабочих листах выполните по выбору задание №2 или №3, подчеркнув правильный ответ.
Задание №2
Какое настроение поэта вы почувствовали?
радостное, бодрое
спокойное, задумчивое
грустное, тревожное
весёлое, шутливое
Задание №3
Какие чувства передает это стихотворение?
сомнение, удивление
испуг, сочувствие
веселье, восторг
любование, восхищение
Подведение итога урока.
- Итак, ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто его автор?
- Какое время года описывает поэт?
Рефлексия.
- Предлагаю посмотреть работу учащейся Костроминой Д. «Осень в родном краю».
- Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились своими суждениями, задавали вопросы и овладели всей информацией, возьмите красный листочек и перенесите его на наше дерево; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, что – то вызвало у вас затруднение возьмите жёлтый листочек;
если вы не разобрались в этих поэтических произведениях, у вас осталось много вопросов, то возьмите коричневый листочек.
2. В природе всего несколько таких дней. Она нам их дарит перед долгой холодной зимой, чтобы мы вспоминали эту дивную пору долго-долго. Каждый человек понимает это , потому что ему хочется запомнить, запечатлеть эти дни в памяти. Он стремиться как можно полнее вобрать в себя последнюю красоту осенней природы.
3. Особенности
↙ ↓ ↘
_______________ ________________ ________________
Что общего у хрусталя и воздуха:
День такой же ясный, прозрачный, как хрусталь, потому что осенний воздух постепенно делается холоднее.
Осенний день такой же звонкий, как хрусталь, потому что звук разносится далеко и чётко слышен.
День хрупок, как хрусталь. Мы понимаем, что осенняя погода непостоянна, в любое время может налететь ветер и кончатся тишина, покой, безмятежность.
Хрустальный день … Выберите и подчеркните правильный ответ:
Холодно или жарко, есть ли ветер или безветрие, прозрачен ли воздух или тягуч и плотен,
звук разносится далеко или слышен плохо
Что ещё может быть лучезарным, т.е. светлым, ясным, тёплым.
Праздный – 1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. Праздная жизнью Праздно проводить время.
Праздничный – 1. Торжественный день в честь кого-то или чего-то.
2. Выходной или нерабочий день.
____________________________________
2. Бесцельный, пустой. Праздное любопытство.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
_____________________________________
Какое настроение, состояние души пытается передать Ф. И. Тютчев:
напряжения, покоя, усталости, восторга
Приложение 3
И. Соколов-Микитов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут последние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное , прощальное слышится и видится в нём.
Можно перед написанием мини-сочинения предложить слабым детям прочитать рассказ
И. Соколова-Микитова и написать свою работу дома.
Название горный хрусталь ввёл в употребление древнегреческий учёный Теофраст. Происходит оно от греческого кристаллос – лёд. Древние мастера-ювелиры линзами из хрусталя расплавляли металл. Народы Тибета применяли хрустальные шары (как концентрирующие бактерицидный ультрафиолет линзы) при лечении ран. Из хрустала вырезались чаши и кубки – и именно из них в древнегреческих мифах боги, герои и цари вволю вкушали вино. В зной египетские фараоны прикладывали ладони к гладким и холодным шарам из этого камня – для охлаждения своих царственных рук.