-Примите позу слушателя. Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон — И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима еще хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит… Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя… Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу. - Какое настроение вызвало у вас это произведение? - Молодцы, вы внимательно меня слушаете! -К какому жанру отнесем данное произведение?(. Если не отвечают, то задаю наводящие вопросы. В художественной литературе встречаются произведения разных жанров басни, рассказы, сказки. А наше произведение к какому жанру отнесем?) -Почему так решили? -Образы каких времен года Федор Иванович Тютчев изобразил? -Сформулируйте тему нашего урока. -Какие задачи будем решать? - Учиться видеть и различать образы в стихотворении; - Совершенствовать навыки выразительного чтения; - Воспитывать бережное отношение к природе; чувство прекрасного . -Возьмите рабочий лист № 1. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните те слова, которые затрудняют восприятие текста. -Значение каких слов было непонятно? -Засуетилось- рабочий лист задание под № 2 -Нудит принуждать, заставлять. Это слово Тютчевское. Образовал его от слова Нудный, то есть монотонный, надоедливый, докучливый. в данном произведении оно имеет смыл принуждения, заставляет уйти. -Недаром злится – подберите синонимы . -Пуще –сильнее. -Хлопочет значение данного слова предлагаю зачитать из толкового словаря Ожегова . -Взбесилась- пришла в ярость, сильный гнев, сильно разозлилась; -Наперекор - подберите синонимы. -Подняли трезвон – определите корень слова, что значит ТРЕ? Давайте прочитаем первую строфу. - Что такое строфа? (это части стихотворения в данном случае это чеверостишия) -Какие действия совершает зима? -А весна? - Как может стучаться весна? -Что значит гонит со двора? -Какой прием использует Тютчев?( СЛ ). -Почему Олицетворение – это литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, живых существ. Давайте прочитаем 2 строфу. - Что имел в виду автор, говоря ВСЕ? -Почему птицы с приходом весны поднимают трезвон? -Докажите словами из текста. Одним из тех кто засуетился в первую очередь , является жаворонок. Он одним из первых прилетает в наши края.. Поет не более 2 минут. Посмотрите. ()ВИДЕОРОЛИК Жаворонок это вестник весны. -Прочитаем 3 строфу. - Почему зима продолжает хлопотать? -У кого жизненных сил больше? Здесь автор показывает два образа молодости и старости. Так бывает и в обычной жизни, когда нездоровый завидует здоровому, слабый уступает сильному, добро побеждает зло. Все это заметил Ф.И.Тютчев. - А почему автор поставил многоточие в конце? Автор использует этот знак, для того, чтобы мы увидели, что действие не закончено, оно имеет продолжение. Давайте прочитаем 4 строфу. - Почему автор называет зиму Злой ведьмой? -Докажите словами из данного четверостишия. -Почему она Злая, обратитесь к первой строфе. -как думаете нравится ли весна поэту? - Почему? -Как он ее называет? - И опять многоточие в конце строфы. Можно предположить что автор любил и ждал прихода весны. Поэзия и музыка воздействуют на внутренний мир человека. Ф.И.Тютчев хотел поделиться с нами своими эмоциями, чувствами которые вызывает у него родная природа. А приход весны Тютчев воспевает во многих своих произведениях, так как именно в это время года у автора (день рождение5 дек) рождается сын. Поработаем в парах возьмите карточку № 2 . Прочитайте слова, напишите над каждым словом букву (в), которое характеризует весну, и букву (З), характеризующие зиму.( седая, злая, недовольная, румяная, веселая, улыбчивая, светловолосая, голубоглазая, молодая, старая, ворчливая , сердитая, и обессилившая) -Прочитайте, какими словами охарактеризовали зиму? - Прочитайте слова, которые рисуют образ весны? Молодцы. Я с вами согласна. Вот такая зима у Тютчева, если нарисовать ее красками ЗЛАЯ ВЕДЬМА , а весна ПРЕКРАСНОЕ ДИТЯ.(СЛ. Картинки образа ЗИМА и ВЕСНА) -Какой прием использует автор стихотворения ! (Я хочу вам подсказать, что это яркое противопоставление, его можно увидеть в обыденной жизни, на уроках изо, контраст цветов черное и белое.)? В данном стихотворении прием контраста использован для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.(карточка на доску) Зима | Весна | злится; хлопочет; ворчит; ведьма; злая; взбесилась; пустила | хохочет; гонит; шумит; дитя; прекрасное; горя мало умылася, румяней стала | Прочитаем последнюю строфу. - Кому присуждает автор победу? - Каких частей речи автор употребил больше? -Перечислите эти глаголы начиная с первой строфы. Природа пробуждается ,Ф.И.Тютчев с помощью глаголов оживил весну и зиму. Наделил чувствами человека эти времена года.. Я вижу вы устали давайте немного по импровизируем и отдохнем. Попробуем вместе показать эмоции и движения, которые передает музыка. Представьте что вы подснежники, которые пытаются пробиться сквозь снег, Солнышко с небес посылает яркие лучи, заплакали сосульки – застучали капельки, деревья закачали своими веточками, подул теплый ласковый, ветерок, прилетели птички, замахали крылышками, запели песенку и сели в свои гнездышки. - Молодцы вы настоящие артисты! -Красивое стихотворение нужно уметь красиво прочитать. Поработаем над партитурой стихотворения. - Что значит прочитать красиво? - Какие правила выразительности чтения вы знаете? -Правильно. -Внимание на экран. (Перед вами первая строфа. То слово которое подчеркнуто, мы выделяем голосом, т.е. ставим логическое ударение. Где стоит прямая линия- короткая пауза, / - пауза длиннее, // - длинная пауза. Стрелка вверх означает что нужно повысить голос, вниз- соответственно голос понизить) - Для данной работы возьмите карточку № 3 и карандаш , прослушивая аудиозапись постарайтесь расставить все знаки выразительности чтения. Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая весь контраст противоположностей, который хотел передать нам Тютчев. Чье чтение Вам понравилось больше? Оценивание чтения учащихся. |