-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;
-воспитывать потребность в общении с поэзией.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию - познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева; -формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении; - закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте; - отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева. 2. Метапредметные: - владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка; - планировать свое выступление; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; - совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся, - развивать память, внимание, творческие способности. 3. Личностные: - создание эмоционального настроя, формирование интереса к учению;
-аргументировать свою позицию;
-формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
-оценивать собственную и коллективную деятельность
Тип урока: изучение нового через исследовательскую деятельность
Методы и приемы: проблемный, исследовательский, словесные (рассказ, беседа ), наглядные: (демонстрации, иллюстрации).
Оборудование: слайды по теме урока, мультимедийный комплекс, шкатулка достижений и предложений
Ход урока
I.Психологический настрой на урок
Однажды король пришёл в сад и увидел деревья, которые стали пропадать, вянущие цветы. Дуб сказал, что он умирает, так как не может быть таким высоким как сосна. А сосна тоже не радовалась жизни, потому что не могла давать урожай винограда как виноградная лоза. А лоза умирала от того, что не могла цвести как роза. Долго король бродил по саду и нашёл-таки растение, которое радовалось жизни. На вопрос короля растение ответило, что нужно радоваться каждой минуте жизни и принимать себя таким, какой ты есть. Главное – развивать свои лучшие качества и внести свой вклад в жизнь.
Вот и я надеюсь, что и вы покажете сегодня, что умеете хорошо работать и сделаете этот урок интересным и запоминающимся.
II. Мотивация учебной деятельности
Не так давно были новогодние праздники, зимние каникулы. Зима ещё напевает нам свои ледяные песни. Человеку лишь остаётся только наблюдать за разнообразием природы.
Сегодня мы попробуем обсудить красивое любимое время года многих людей, в том числе Ф.И. Тютчева.
- О каком времени года будет идти речь?
Все времена года прекрасны, но очарование и неповторимость зимы заставляет нас уважительно склонить перед ней голову. Зима и будет гостьей нашего урока и посмотрим мы на неё глазами известного русского поэта XIX века Фёдора Ивановича Тютчева.
III. Объявление темы урока. Целеполагание
(Слайд №1)
Повторим…
Изучим….
Узнаем….
Исследуем…
IV. Восприятие и усвоение учебного материала
1.Актуализация опорных знаний
Беседа:
- Творчество каких поэтов мы изучали на уроках?
- Какой главный образ объединяет стихи этих авторов?
- Как мы называем поэзию, в которой описывается природа?
- Что такое пейзаж?
(Слайды № 2- 6)
- К какой разновидности относятся эти пейзажи и почему?
2.Ассоциаивный куст к слову «Зима» (Слайд № 7)
-Вспомните и запишите всё, с чем у вас ассоциируется зима. Составьте ассоциативный куст.
3.Написание творческих работ (зарисовок)
- Используя эти ассоциации, напишите небольшую зарисовку (3-5 предложений).
Помните, что мы с вами работаем со словами, поэтому представьте, что вы волшебники и у вас есть волшебная палочка (ручка) и помощники (слова, мысли).
4.Чтение творческих работ
Спасибо за образность, красочность ваших работ. Вы оказались настоящими волшебниками слова.
Какую картину осени создал известный русский поэт Ф.И. Тютчев, мы узнаем сегодня на уроке.
- Прослушивание фонохрестоматии
(Исп. В. Бохон
Музыка: А.П. Бородин. Музыкальная картина «В Средней Азии».
Исп. Би-би-си п/у Д. Саймона)
- Какие оттенки настроения добавляет музыка к тем чувствам, которые вы испытываете, читая и слушая произведение?
6.Работа над анализом стихотворения
- На что вы обратили внимание?
- О какой поре зимы идёт речь?
- Какие признаки только что прошедшей зимней ночи описывает поэт?
-Какие признаки зимы подчёркнуты в поэзии?
- Прочитайте первые 4 строки стихотворения. На какие слова вы обратили внимание?
6.1. Словарная работа
Встрепенулся – проснулся.
Лучезарный – сверкающий, сияющий.
6.2. Словесное рисование
С помощью слов нарисуйте пейзаж, какой вы увидели, читая эти строки.
- Какая цветовая гамма этого стихотворения?
-Какие зрительные образы вы увидели?
7. Исследовательская деятельность определение изобразительно-выразительных средств стихотворения
У поэзии свои законы, свой язык. Слова в стихах имеют более широкое значение, чем в обычной речи. Существуют специальные художественные средства, которые создают мир поэзии.
Давайте вспомним некоторые из них (Слайды № 8-10)
Работа в группах
Прочитайте стихотворение.
Группа А – Найти в тексте эпитеты
Группа Б – Найти в тексте метафоры и олицетворения
- Какую роль играют в стихотворении результаты нашего исследования?
8 Физкультминутка
Упражнение «Послушай тишину»
Тибетские монахи, чтобы услышать настоящую тишину, длительное время кричали, а потом внезапно умолкали и слушали тишину.
Я вам предлагаю встать и различными действиями (топотом), словами и выкриками создать шум. Когда я хлопну в ладоши, вы быстро умолкаете и слушаете тишину.
9.Сопоставление картин зимы, созданных поэтом и художником
Передать красоту зимы можно не только при помощи слов, но и красок.
Репродукция картин с зимним пейзажем.
Работа в парах
(Слайд № 11)
– Что общего в изображении зимы Ф.И. Тютчевым и художником?
– Чем отличается изображение зимы Ф.И. Тютчевым и художником?
V.Итог урока. Рефлексия
(Слайд № 12)
Шкатулка пожеланий и предложений
-Что мы положим в шкатулку после сегодняшнего урока?
- Над чем над ещё предстоит поработать, чтобы пополнить эту шкатулку?