Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
Цель урока: Познакомить обучающихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
Задачи:
1. Предметные:
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
2. Метапредметные:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,
- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:
- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- развивать творческие способности каждого ученика.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Ход урока.
1. Организационный момент, создание положительной мотивации:
Психологический настрой:
- Из глубокого колодца (руки «О»)
- Солнце медленно встает (руки над головой)
- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)
- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)
- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык…
(Ф.И.Тютчев)
Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?
- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.
Создание положительной мотивации, проверка домашнего задания.
- Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. Дома каждый поработал творчески. Мы посетим вашу картинную галерею «Мое любимое произведение в рисунке».
- Поделитесь вашими впечатлениями)
- Видно сразу, что вы творчески подошли к выполнению задания. Нарисовали прекрасные иллюстрации к понравившимся произведениям. Например, А.С.Пушкин, великий русский поэт, иллюстрировал произведениями своими же рисунками. Не зря говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».
- Мне хочется поблагодарить вас за такие прекрасные рисунки. Вы заметили, что в классе создалась хорошая рабочая атмосфера.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
(для снятия волнения, напряжения)
- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.
Слайд №1
Не то, что мните вы – природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь и есть язык…
(Ф.И.Тютчев)
Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?
- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.
- Сегодня мы открываем новый раздел нашего учебника. Прочтите его название. (Поэтическая тетрадь).
Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?
А теперь еще раз обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Кто его автор? ( Ф.И.Тютчев)
Тема нашего урока: Творчество Ф.И. Тютчева.
Итак, что мы должны узнать, с чем познакомиться, чему научиться? (целеполагание)
- Что вы можете рассказать о Ф.И. Тютчеве? Слайд №2
Давайте послушаем сообщения о его биографии.
(сообщения обучающихся)
Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона – поэтов, чьё творчество ему близко и понятно.
Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.
«О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».
- Вы прослушали биографию поэта, чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев? (Поэт, писал стихи)
- Как вы понимаете, что такое поэзия? (Слово "поэзия" в переводе с греческого языка делаю, творю.) Это стихотворные произведения.
5. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» Прослушайте внимательно. (Слушание аудиозаписи с видеоматериалом «Природа нашего села»)
- Ваши впечатления о прослушанном произведении.
-Прочитайте стихотворение в учебнике на стр. 140
а) Фронтальная беседа по вопросам:
1.О чем это стихотворение?
2. Какие приметы весны вы замечали в природе?
-Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).
3.Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?
4.Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.
5. Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны?
-Просмотрите текст, выделив непонятные слова и выражения.
б ) Словарная работа. Слайд №3
- “колышет”- слегка мирно покачивает.
- “невольно”- случайный, непроизвольный.
в) Подготовка к выразительному чтению. Чтение стихотворения обучающимися про себя.
г) Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.
Физ.мин
Слайд №4
- Вы, наверное, уже догадались, о каком чуде природы далее пойдет речь:
- После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.
- Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Давайте послушаем еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева « Как неожиданно и ярко…» ( слушание аудиозаписи с видеоматериалом)
а) Работа с текстом
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение самостоятельно, выделите непонятные слова, выражения и определите его настроение.
б) Словарная работа. Слайд №5
“воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.
“арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.
“вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
“изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
“нега”- приятное состояние (нега во взоре).
“всецело”- целиком, полностью.
Фронтальная беседа
- С каким настроением оно написано?
- О чем это стихотворение?
- Почему вы так решили?
- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.
- Рассмотрите рисунки в учебнике, что на них изображено?
- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?
- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?
- Что удивляет, восхищает поэта?
- Какая была радуга?
- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).
- Почему?
б) Словарная работа. Слайд №5
“воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.
“арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.
“вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.
“изнемочь”- потерять силы, ослабеть.
“нега”- приятное состояние (нега во взоре).
“всецело”- целиком, полностью.
в) Подготовка к выразительному чтению
г) Выразительное чтение стихотворения.
- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.
- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
7. Рефлексия:
- вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.
Домашнее задание: Выучить наизусть по выбору стихотворение Ф.И. Тютчева, проиллюстрировать выбранное произведение.