Тема: Пластилин. Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна» | Тип: Изучение нового материала |
Задачи: познакомить со свойствами пластилина, его составом, инструментами, приспособлениями для работы с ним; научить готовить рабочее место для работы с пластилином; познакомить на практическом уровне с алгоритмом выполнения плоского изделия из пластилина; сформировать первоначальные конструкторско-технологических знания и умения на основе строгого соблюдения выполнения технологии изготовления любых изделий |
Планируемые результаты |
Предметные: называть свойства пластилина, его состав, некоторые приёмы работы с ним; знать содержание понятий «пластилин», «приёмы работы», «эскиз», «разметка», «сборка», «отделка» | Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, стремиться её выполнить под руководством учителя; рационально размещать материалы и инструменты на рабочем месте; анализировать знаково-символические средства, работать по заданному алгоритму | Личностные: проявлять интерес к предмету «Технология»; осмысливать значение бережного отношения к природе; понимать значимость рациональной организации рабочего места |
Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел «Что и кто?», тема «Что окружает нас дома?»; раздел «Где и когда?», темы «Когда появилась одежда?», «Как изобрели велосипед?», «Когда мы станем взрослыми?» |
Ресурсы урока |
Для учителя: | Для учащихся: Материал: пластилин, картон Инструменты: стека, карандаш Приспособления: клеёнка, доска для лепки, нитка для резания пластилина, вазелин, тряпочка для вытирания рук |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности |
• Демонстрирует работы, выполненные из пластилина. Интересуется желанием детей сделать подобное. Выясняет название материала и его сходство с природным материалом. | • Рассматривают работы из пластилина. Называют материалы: пластилин и глина. |
Актуализация необходимых знаний |
Предлагает сравнить пластилин и глину. Выясняет, для чего могут быть использованы данные материалы. Уточняет, что глина — природный материал, а пластилин — искусственный. Спрашивает учащихся, что они знают о составе пластилина, и сообщает недостающую информацию: пластилин создан человеком из белой глины, глицерина, вазелина (чтобы глина не высыхала) и воска (чтобы глина была всегда пластичной), добавлены специальные красители (для придания цвета). Организует подготовку рабочего места для работы с пластилином. | Устанавливают сходство (можно лепить, изделие сохраняет форму) и различие (изделия из глины служат дольше, они прочнее) между пластилином и глиной. Осмысливают значение бережного отношения к природе. Под руководством учителя уточняют свои знания о составе пластилина. Воспринимают и запоминают полученную информацию. Повторяют состав пластилина. Организуют рабочее место согласно увиденному на экране. Соотносят |
Исследует свойства пластилина опытным путём Знакомит с приёмами работы, используя практический диктант «Колобок в гостях у первоклассников»: «Жили-были старик со старухой. Как-то раз замесила старуха тесто (размять кусочек пластилина) и испекла Колобок (скатать колобок). Положила она его на подоконник остывать. Колобок лежал-лежал, упал вниз да и покатился по дорожке. Докатился Колобок до ручейка. Как перебраться? Нужен мостик (раскатаем брёвнышко). По брёвнышку неудобно катиться (сплющим его — получится дощечка). Покатился Колобок дальше. Встретил зайца и угостил его баранкой (размять, скатать, слепить). Покатился Колобок дальше. Встретил волка. Для него нашлась ватрушка (размять, скатать, вдавить начинку — скатать шарик другого цвета). Накормил волка и покатился дальше, а навстречу ему медведь. Угостил его Колобок кренделем (размять, раскатать, перекрутить). Укатился Колобок по тропинке. Встретил лисицу. Схватила она Колобка за бочок. Щипала-шипала (прищипывание), тянула-тянула (вытягивание), и превратился наш Колобок в колючего ёжика. Испугалась лиса его колючек и убежала. Колобок снова стал круглым (скатать колобок) и покатился в школу к первоклассникам». | Участвуют в проведении опыта. Делают вывод: перед работой пластилин надо согреть, тогда он будет пластичным. Осваивают способы и правила работы с пластичными материалами. Усваивают практически содержание понятия «приёмы работы». |
Организация познавательной деятельности |
Показывает фрагмент «Ромашковая поляна» на CD. Формулирует учебную задачу. Организует работу при помощи «Вопросов юного технолога», используя план работы При планировании работы обращает внимание на условные обозначения (работа трудная, идёт освоение новых приёмов работы, требует много времени, изделие надо доделать дома). Предлагает выполнить работу на небольшом кусочке картона, пластиковой крышке от майонезной банки. Наблюдает за работой учащихся. | Учатся понимать и принимать учебную задачу, стремятся выполнить её под руководством учителя. Анализируют изделие, планируют последовательность его изготовления под руководством учителя при помощи рубрики «Вопросы юного технолога». Усваивают практически содержание понятий «приёмы работы», «эскиз», «разметка» «сборка», «отделка». Корректируют изготовление изделия. Анализируют условные обозначения. Оценивают изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога». |
Подведение итогов |
• Предлагает назвать состав пластилина и его свойства. | • Вспоминают и называют состав пластилина и его свойства: пластичность, способность сохранять приданную форму. |
Дополнительный материал: Картинки с изображением поляны с ромашками, таблица с «Вопросами юного технолога» (в случае отсутствия учебника) |
Диагностика достижения планируемых результатов: Объяснить, в чём сходство и различие пластилина и глины |
Дополнительные творческие задания: Изготовить нарядную рамку, оформить свою работу для выставки |